Светлана Кудряшова
Консультация «Первые шаги в математику»
▼ Скачать + Заказать документы
Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации уже с дошкольного возраста, стремлением родителей как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, который он впитывает как губка (например, научить ребенка считать до 100, до 1000 и. т. д., не овладев полным знанием в пределах 10. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат?
Публикация «Консультация „Первые шаги в математику“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Дети с четырех лет активно осваивают счет, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления на наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и размеров. Ребенокпрактически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметном и числовом уровнях.
Математические игры и игровые упражнения – это самый главный ключик для усвоения математических знаний. Каждый раз, включаясь в ту или иную игру, ребенок «открывает» маленькие математические истины. Взрослый же в свою очередь, должен постепенно усложнять игровую ситуацию, направлять ребенка на выбор более сложного задания, игры.
Но при этом не надо давать готовых рецептов, нужно подводить ребенка к самостоятельному решению математической задачи.
Для развития умения отбирать необходимое количество предметов, можно играть в игру «Принеси». Бросьте кубик и попросите принести количество предметов соответствующее числу (принеси столько, сколько выпадет на кубике)
Закрепить умение правильно пересчитывать предметы поможет игра «Какая картинка лишняя?». Ребёнок должен пересчитать предметы на картинках (три гриба, три рыбы, три ёлки, четыре бабочки) и выбрать «лишнюю».
Если ребёнок правильно пересчитывает предметы и пользуется словами «один, одна, одно», то есть владеет количественным счётом, пора познакомить его с порядковым. Игра «Поезд» поможет вам ввести понятия: «Первый, второй и т. д. Какой по счёту?» Расставляя игрушки (раскладывая карточки) проговаривайте: «Звери садятся в поезд. Первый сел слон, второй – ёжик, третья – лисичка и т. д.» После того, как все звери займут свои места, попросите малыша посчитать, какой по счёту крокодил. Пример правильного счё та: «Первый, второй, третий, четвёртый, пятый, шестой. Крокодил по счёту шестой».
Ещё один незаменимый материал – счётные палочки. Выкладывание из палочек способствует развитию умения анализировать изображение, действовать по образцу, что является одним из необходимых условий при обучении в школе. Лучше всего использовать готовые карточки – образцы, на которые вначале ребёнок будет накладывать палочки. Если таких нет, выкладывайте перед ребёнком образец, проговаривая все свои действия. Посчитайте, какое количество палочек нужно отсчитать, сколько палочек нужно положить внизу и т. д., и приступайте к работе. Начав с простого (домик, забор, лесенка, квадрат, треугольник, вы заметите, что со временем ребёнок начнёт проявлять фантазию и выкладывать разные предметы из палочек по своему усмотрению.
«Раздели на группы» – это игра, направленная на развитие мышления и умения выделять схожие признаки предметов. В математическом развитии эта игра предназначена для формирования умения выделять только квадраты, только треугольники, только четырехугольники и т. д. не зависимо от их размера и цвета. У вас уже есть набор геометрических фигур для «Геометрической мозаики». Смешайте их и предложите ребёнку выбрать только треугольники. Они могут быть совершенно разных размеров, прямоугольные, равнобедренные и т. д., но у них у всех по три угла. Интересный вариант игры, когда ребёнку нужно выбрать четырёхугольники. В эту группу попадут и ромб, и трапеция, и прямоугольник, и квадрат.
В возрасте 4-5 лет мы продолжаем работу по развитию пространственного восприятия относительно себя и ориентировки на листе бумаги. Если ребёнок испытывает трудности в запоминании правой и левой руки, можно использовать метод ассоциаций. На правую руку девочке можно одеть красивый браслет, а мальчику часы. В течение нескольких дней задавайте ребенку вопрос: «Где правая рука?», подсказывайте, что это та, на которой часики. При этом ребёнок должен показать руку и посмотреть на часики. Скоро он запомнит движения и картинку, связанную с этим вопросом и при ответе (вы заметите) ребёнок машинально будет переводить взгляд на часики или браслет и показывать правую руку. Постепенно подводите ребёнка к тому, что рука с браслетом правая, а другая левая. Следующий шаг – что справа, что слева. Спросите ребёнка, что справа от него. При этом он должен повернуть только голову в сторону правой руки. Если он весь повернётся вправо, то предметы окажутся уже перед ним. Играйте в такие игры в разных местах комнаты, меняйте положение ребёнка относительно одних и тех же предметов.
Каждый ребенок стремится к познанию окружающего мира, давайте поможем ему и сделаем этот процесс интересным и увлекательным. Удачи!