Елена Иванова
Первичное обследование психического развития ребенка 3–4 лет учителем-дефектологом на предмет РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Расстройства аутистического спектра (РАС) – это комплексные нарушения психического развития, которые характеризуются социальной дезадаптацией и неспособностью к социальному взаимодействию, общению и стереотипностью поведения (многократные повторения однообразных действий).
Особенности детей с РАС:
В сфере социального взаимодействия:
ребенок может не замечать, дома родители или на работе, ушли куда-то или вернулись домой;
ребенок может расстраиваться, когда взрослый пытается включатся в его игры;
может сидеть в кроватке один и громко, монотонно кричать вместо того, чтобы позвать маму;
Публикация «Первичное обследование психического развития ребенка 3–4 лет учителем-дефектологом на предмет РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Младшая группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
может не проявлять интерес к играм других детей;
ребенок может не проявлять интереса к игре в прятки и к другим играм, основанным на взаимодействии с другими людьми;
часто бывает сложно привлечь его внимание к игрушкам или книгам;
не улыбается в ответ на улыбку;
не реагирует на свое имя;
может явно и отчаянно сопротивляться объятиям, поцелуям и не давать себя брать на руки ни родителям, ни другим людям.
В сфере коммуникации:
избегает контакта глаза- в глаза;
автоматически повторяет слова, не обращенные к другим (эхолалии);
использует «управляемую» руку взрослого.
В поведении:
разглядывание предметов (лопастей вентилятора, кондиционеров, у наблюдателя возникает ощущение, что ребенок «прилип» взглядом и не может оторваться;
может не проявлять интереса к игрушкам и восхищаться обычными предметами, например, обогревателем;
может не играть с игрушками обычным способом, но крайне интересоваться какой-то частью игрушки (например, любит крутить колесо от машинки);
ребенок может часто кружиться вокруг своей оси;
часто многократно взмахивает руками;
расстановка игрушек в ряд, создание ряда самоценно, никакого сюжета не прослеживается;
может вращать предметы, поднося их очень близко к лицу;
может упорно пытаться есть несъедобные предметы: одежду, матрас, шторы; может часто или подолгу перебирать, трясти или щелкать пальцами перед своими глазами;
часто и подолгу раскачивается, сидя на месте и ничем больше не занимается бесконечно щелкает выключателем, зажигая и гася свет.
Моторики:
хождение на цыпочках;
не может захватывать и удерживать руками мелкие предметы;
не может кататься на велосипеде или машинке-каталке с педалями.
Особенности восприятия – обостренная чувствительность:
может не переносить музыку;
может казаться глухим, не вздрагивать и не оборачиваться на громкие звуки, но в другое время реагировать на обычные или слабые звуковые раздражители;
может отказываться переодеваться или вообще надевать любую одежду, кроме нескольких определённых вещей.
Прежде чем начать коррекционные занятия, учитель-дефектолог определяет индивидуальный маршрут развития, воспитания и обучения ребёнка на основе диагностики. Дефектологическое сопровождение обеспечивает его включение во все сферы воспитательно-образовательного процесса. Содержание работы дефектолога представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи, как ребенку в форме занятий и динамического наблюдения за ходом развития, так и родителям, педагогам.
Обследование ребенка с РАС должно проводиться с учетом выше указанных особенностей его развития. В диагностике мы отмечаем:
1) социальное взаимодействие;
2) сферу коммуникации;
3) поведение;
4) моторики;
5) восприятие – обостренная чувствительность.
Диагностика – важное направление, включает в себя: первичное дефектологическое обследование, промежуточное, итоговое. При проведении обследования изучаю познавательную активность детей, уровень развития основных психических процессов: мышления, воображения, внимания, памяти, восприятия. Исследую, имеет ли ребенок проблемы в коммуникативной деятельности, развита ли игровая деятельность в соответствии с возрастом.
Прежде всего необходимо динамическое наблюдение, установление первичного контакта с ребенком.
В своей работе я использую анкету-опросник для родителей (Аутизм – тест М-CHAT-R). Наблюдаю за детьми в группе. Взаимодействую с психологом, логопедом, с медицинской сестрой.
В процессе обследования и дальнейшей коррекционной работы специалисты сопровождения должны принимать во внимание трудности понимания речи детьми с РАС (в коллегиальном заключении формулировка «Понимает обращенную речь не в полном объеме»). Поэтому, сводим к минимуму комментарии, описания. Наша речевая активность никак не накапливает им пассивный словарный запас. Для них это может быть, как иностранный язык. Следовательно, мы стараемся не создавать вокруг них «белый шум», а используем четкие, емкие (краткие) инструкции.