Золотухина Надежда
«Пересказ рассказа Л. Белоусовой «Веселый снеговик». Занятие по развитию речи с опорой на схематичные рисунки в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи
«Пересказ рассказа Л. Белоусовой «Веселый снеговик»
(с опорой на схематичные рисунки) в средней группе
Цель: способствовать связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Программные задачи:
Образовательные:
- учить связно, последовательно, без пауз пересказывать рассказ, используя в качестве плана схематичные рисунки, отражающие последовательность событий.
- закреплять навыки грамматически правильно строить свое высказывание.
- учить согласовывать прилагательные с существительными в определённом роде и числе.
- формировать умение детей изменять слово «снеговик» по падежам в соответствии со смыслом предложения.
Развивающие:
- продолжать формировать умение отвечать на вопросы полным ответом.
- развивать внимание, память.
- активизировать словарь по теме, автоматизация звука С.
Воспитательные:
- воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, желание помочь другому.
Оборудование и материалы: схематичные рисунки, отражающие последовательность событий, картинка «Веселый снеговик», рассказ Л. Белоусовой «Веселый снеговик», снежки.
Предварительная работа:
- отгадывание загадок, чтение стихов о зиме, снеге, снеговике.
- чтение художественных произведений: В. Сутеева «Снеговик-почтовик», И. Гуриной «Сказка про Снеговика».
- рассматривание репродукций художников, иллюстраций, картинок с изображением зимы, зимних забав детей, с изображением снеговиков.
- просмотр советских мультфильмов «Дед Мороз и волк», 1978г. ; «Снеговик- почтовик», 1955; «Солнышко и снежные человечки», 1985 г. ; «Летний Снеговик», 1994 г.
Ход занятия:
Воспитатель с детьми на ковре
Воспитатель: Послушайте стихотворение Е. Трутневой «Первый снег»
«Что такое за окном?
Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром,
Самый первый, самый белый…»
Воспитатель: О каком времени года говорится в стихотворении? (о зиме)
Воспитатель: Почему вы так думаете? (зимой выпадает снег)
Воспитатель: Сколько зимних месяцев в году? (три)
Воспитатель: Какой сейчас месяц? (декабрь)
Воспитатель: Правильно. Наступил декабрь. Это первый месяц зимы. Давайте назовем все зимние месяцы. (декабрь, январь, февраль)
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем. Я буду называть слов, а вы мне будете подбирать слова.
Игра «Подбери слова»
- Какая у нас зима? (снежная, холодная, морозная, долгая, затяжная, лютая, суровая, сказочная, красивая, волшебная, злая, ранняя)
- Каким бывает мороз? (лютый, трескучий, крепкий, сильный, жгучий, злющий, крещенский)
- Что можно сказать о снеге, какой он? (белый, пушистый, мягкий, холодный, блестящий, скрипучий, мокрый, липкий, чистый, первый)
- Снежинки какие? (белые, легкие, красивые, холодные, хрупкие, маленькие, пушистые, блестящие, сверкающие)
Воспитатель: А теперь я вам буду говорить предложение, а вы должны закончить его.
Игра «Доскажи словечко»
Тихо-тихо, как во сне, падает на землю ….снег!
С неба все скользят пушинки - серебристые …. снежинки!
На поселке, на лужок, все снижается… снежок!
Вот веселье для ребят- все сильнее ….снегопад!
Словно в белый пуховик, нарядился ….. снеговик!
Рядом- снежная фигурка, это девочка …….снегурка!
На снегу-то посмотри, с красной грудкой …. .снегири!
Какие слова вы добавляли? (снег, снежинки, снежок, снеговик)
Все бегут в перегонки, все хотят играть в …. снежки!
Воспитатель: На какое слово похожи все эти слова? (на слово «снег»)
Воспитатель: Правильно. Это родственные слова. И все они произошли от слова «снег»
Воспитатель: Молодцы, хорошо описали зиму! Я вам предлагаю поиграть. Возьмите по одному снежку (снежки сшиты их синтепона) и вставайте в круг. Повторяйте движения за мной.
Пальчиковая гимнастика «Игра в снежки»
Я снежком круги катаю, (между ладоней)
Взад-вперёд его гоняю, (смена рук)
Им поглажу я ладошку, (повтор движения)
Будто я сметаю крошку (смена руки)
И сожму его немножко, (повтор движения)
Как сжимает лапу кошка. (смена рук)
Каждым пальцем шар прижму (поочерёдное сжатие пальцев)
И другой рукой начну, (смена рук)
А теперь последний трюк:
Снежок летает между рук. (переброс снежка из руки в руку)
Воспитатель: Ну, а теперь можно и покидаться снежками (игра в снежки)
Вы должны назвать любой вид зимнего спортивного оборудования, любую зимнюю забаву и попасть своим снежком в мишень (корзину, стоящую перед вами.
Воспитатель: Молодцы ребята! Какие вы все ловкие.
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Красный нос, в руках метёлка.
Проживает рядом с ёлкой.
К холодам давно привык.
Наш веселый… (Снеговик)
Воспитатель: Конечно. Это наш всеми любимый снеговик.
Воспитатель: Ребята, а за что мы любим снеговика? (добрый, веселый)
Воспитатель: Сегодня я вас познакомлю еще с одним веселым снеговичком и прочитаю рассказ Л. Белоусовой «Веселый снеговик».
Воспитатель читает рассказ и последовательно выставляет на доску соответствующие схематичные рисунки
Чтение рассказа
Много снега выпало зимой. Вышли ребята во двор снеговика лепить.
Те, кто постарше, большие комки катают. Те, кто помладше, - маленькие.
А любопытные птички на деревьях сидят, за ребятами наблюдают.
Большой снеговик получился. Надели ребята ему на голову ведро, из морковки сделали нос, из пуговиц – глаза.
В руки снеговику дали дощечку. На неё насыпали семечек и хлебных крошек.
Увидели это птички, прилетели, сели на дощечку. Стали крошки клевать, на ребят поглядывать.
Радуются ребята: «Вот как наш снеговик птичек кормит!» А снеговик стоит, смотрит на всех и улыбается.
Вопросы по содержанию:
- Как называется рассказ? («Веселый снеговик»)
- О каком времени года рассказывается в рассказе? (о зиме)
- Чем ребята занимались во дворе? (лепили снеговика)
- Куда вышли ребята, чтобы слепить снеговика? (во двор)
- Как ребята распределили обязанности? (кто постарше катали большие комки, дети помладше, - маленькие)
- Кто наблюдал за ребятами? (любопытные птички)
- Какой снеговик получился у ребят? (большой, красивый, веселый)
- Что надели ему на голову? (ведро)
- Из чего сделали нос? (из моркови)
- Из чего сделали глаза? (из пуговиц)
- Что дали в руки снеговику? (дощечку)
- Что насыпали на дощечку? (семечек и хлебных крошек)
- Что сделали птички? (стали крошки клевать и на ребят поглядывать)
- Что на это сказали ребята? («Вот как наш снеговик птичек кормит!»)
- Как мы догадались, что снеговик в рассказе веселый? (он стоял и радовался, улыбался)
- Как можно назвать ребят из рассказа? (дружные)
Физминутка «Лепим мы снеговика»
Лепим мы снеговика (имитация лепки снежков)
Из пушистого снежка.
Вот скатали первый ком, (наклонившись «катают ком снега»)
Вот такой большущий он. (разводят руками сверху через стороны вниз)
Ком второй чуть-чуть поменьше, (то же, но чуть-чуть поменьше разводя руки)
Третий-это голова. (чертят в воздухе круг)
Шляпа будет из ведра. (над головой ставят ладони, как крышу)
Нос – морковка, а глаза – (показывают пальцем нос, глаза)
Два весёлых уголька.
Всё, готов наш снеговик,
У него довольный вид.
Рот смеётся до ушей, (показывают пальцем рот)
Веселит он всех детей. (улыбаются)
Снеговик вдруг оживает
И ребяток догоняет. (бег на месте)
Повторное чтение рассказа с установкой на запоминание
Воспитатель: Ребята, я прочитаю рассказ еще раз. А вы постарайтесь его запомнить. А помогут вам в этом схематические рисунки.
Пересказ текста детьми по схематичным рисункам
По цепочке, 1-2 ребёнка целиком
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились.
Итог
Воспитатель: Ребята, вы сегодня очень хорошо занимались. Я вами горжусь. Сейчас мы пойдем на прогулку и будем лепить веселых снеговиков.