Виктория Царигородцева
«Педагогическая песочница» — как технология развития творческой активности и социализации детей раннего и дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Педагогическая песочница» - как технология развития творческой активности и социализации детей раннего и дошкольного возраста в условиях образовательной организации.
Актуальность: Дети раннего возраста - очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, искренни и забавны. Наблюдать за ними - одно удовольствие. Когда ребёнку хорошо и спокойно, он быстро развивается. А что для этого нужно? Ну конечно прежде всего - обеспечить его внутреннее эмоциональное благополучие.
Публикация «„Педагогическая песочница“ — как технология развития творческой активности и социализации детей раннего и дошкольного возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
По утверждению психологов детские игры с песком являются весьма полезными, потому что песчинки выступают в роли психотерапевтического релаксанта, а также способны забирать от человека часть негативной энергии. Помимо этого, для детей любого возраста песок является бесплатным тренажером для пальчиков. Также игры с песком позволяют проявлять выдумку, творчество и фантазию. Поэтому в своей работе я стала активно применять такую технологию, как «педагогическая песочница».
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Во-первых, существенно усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика.
В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.
Песочница - это прекрасная развивающая среда для работы с детьми любого возраста (как раннего, так и дошкольного).
Основные цели и задачи «педагогической песочницы» в развитии детей дошкольного возраста:
- Саморазвитие ребёнка посредством творческих игр на песке.
- Развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.
- Развитие познавательного интереса и любознательности.
- Творческое развитие личности.
«Педагогическую песочницу» я оборудовала пластиковыми подносами голубого цвета.
Песком: он должен быть желтого или светло-коричневого цвета, сертифицированный (такой песок привозят в детские сады в песочницы, песчинки должны быть среднего размера. Перед использованием песок должен быть просеян, промыт и обеззаражен - его нужно прокалить в духовке или прокварцевать.
Набором игрового материала:
• лопатки, широкие кисточки, сита, воронки;
• разнообразные пластиковые формочки разной величины - геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; игрушки- фигурки.
• бросовый материал: камешки, ракушки, шишки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля.
Технологию «Педагогическая песочница» я использую во всех образовательных областях.
Например, для реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» использую следующие игры:
«Узоры на песке»
Эта игра помогает развивать зрительно-моторную координацию, воображение, творческий потенциал дошкольников.
Игра-эксперимент «Волшебные бутылочки»
Целью, которой является формирование знаний о свойствах песка, развитие умения узнавать и называть основные цвета; расширение и обогащение словаря детей новыми словами; развитие творческих способностей.
Игра-эксперимент «Украсим горку из песка»
Цель этой игры познакомить детей со свойствами песка.
Рисование песком.
Эта техника рисования развивает творчество и воображение дошкольников.
Рисование по схеме.
Целью этой игры является развитие моторики, а так же зрительной координации.
Рисование по цифрам.
Эта игра помогает закрепить знания порядкового счёта. Развивает мелкую моторику рук.
Для реализации образовательной области «Познавательное развитие» использую такие игры как:
«Песочные строители». Целью которой является закрепление пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.
Также провожу различные опыты с песком с детьми дошкольного и раннего возраста.
Для реализации образовательной области «Речевое развитие» использую игру:
«Отгадай загадку»
Я загадываю загадку, ребёнок отгадывает её и сметая песок кисточкой, находит отгадку. Тем самым проверяя правильность ответа.
«Песочные прятки»
Эта игра похожа на первую, только ребёнку необходимо постепенно разметая песок, отгадать, что за сказка спряталась в песочнице.
Для развития тактильной чувствительности, воображения использую упражнения «Идут медвежата», «Ёжик» и другие.
Также в педагогической песочнице провожу пальчиковую гимнастику во время непосредственно образовательной деятельности.
Следующее упражнение «Победитель злости» помогает снять стресс, избавиться от негативных эмоций, расслабиться, учит «правильной злости».
ВЫВОД: Таким образом, мы можем утверждать, что игры песком способствуют развитию творческой активности ребёнка. Ребёнок учится социальным нормам и отношениям, способам коммуникации, у него формируются интегративные качества, которые необходимы ему в любых видах жизнедеятельности.
А теперь перейдём к мастер-классу.
Посмотрите, перед вами на столе лежат картинки, но они не яркие и не привлекательные. А мы их сделаем красочными.
Для этого нам понадобится цветной песок, клей и пластиковые ложки.
Наши картинки смазываем клеем и на клеевую основу при помощи ложки насыпаем цветной песок. Остатки песка стряхиваем в пластиковый контейнер.
Остальные части рисунка закрашиваем по той же схеме.
Посмотрите, какие замечательные рисунки у вас получились!