Папки-передвижки

Развитие чувство ритма у детей старшего дошкольного возраста с помощью ритмических упражнений и подвижных игр

Морозова Ксения
Развитие чувство ритма у детей старшего дошкольного возраста с помощью ритмических упражнений и подвижных игр
▼ Скачать + Заказать документы

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВО РИТМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ РИТМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И ПОДВИЖНЫХ ИГР

Морозова Ксения Александровна, музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад № 305» г. Нижний Новгород

Аннотация. В статье рассматриваются методики развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с использованием ритмических упражнений и подвижных игр. Описываются психофизиологические особенности восприятия ритма в этом возрасте, влияние ритмических занятий на общее развитие ребенка, а также приводятся конкретные практические приемы, позволяющие эффективно развивать ритмическое восприятие и координацию движений у дошкольников.

Ключевые слова: чувство ритма, дошкольный возраст, ритмические упражнения, подвижные игры, музыкальное развитие, координация движений, методика обучения.

Формирование чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста играет важную роль в их музыкальном развитии и общем психофизическом становлении. Именно в этом возрасте происходит активное развитие слухового восприятия, моторики и способности к координации движений. Чувство ритма является неотъемлемой частью музыкального слуха и оказывает влияние на развитие речи, движения и эмоционального восприятия. Занятия, направленные на ритмическое развитие, не только способствуют музыкальному воспитанию, но и помогают формировать у ребенка пространственное мышление, внимание и организованность.

Ритмические упражнения можно условно разделить на несколько групп: упражнения с речевым сопровождением, упражнения с использованием музыкальных инструментов, двигательные упражнения и подвижные игры. Речевые ритмические упражнения предполагают сочетание словесного материала с ритмическими хлопками, притопами или движениями рук. Например, можно использовать короткие рифмовки, которые ребенок сопровождает ударами по коленям или хлопками, создавая тем самым устойчивый ритмический рисунок. Это позволяет не только развивать ритмическое восприятие, но и укреплять связь между слуховым анализатором и двигательными реакциями.

Музыкальные инструменты также играют значимую роль в развитии ритма. Дошкольники легко осваивают простейшие ударные инструменты – бубны, маракасы, треугольники. Использование инструментов в занятиях позволяет ребенку на практике ощутить понятия темпа, динамики и ритмической организации звуков. Например, можно предложить детям повторять ритмический рисунок, сыгранный педагогом на бубне, или создать музыкальный «разговор», в котором ребенок отвечает на заданный ритмический паттерн своим собственным ритмом. Такие упражнения формируют устойчивые навыки ритмического повторения и импровизации.

Двигательные упражнения направлены на синхронизацию движений с ритмом. К примеру, можно предложить детям маршировать под музыку, меняя темп в соответствии с ее изменением, или выполнять движения руками и ногами в такт звучащему ритму. Важно, чтобы движения были разнообразными и увлекательными, например, можно использовать упражнения на подражание животным (слон идет медленно и тяжело, птичка прыгает легко и быстро). Это способствует не только развитию ритма, но и улучшению общей координации.

Подвижные игры занимают особое место в ритмическом воспитании дошкольников. Они позволяют интегрировать ритмические навыки в игровую деятельность, что делает процесс обучения естественным и увлекательным. Примером такой игры является «Ритмичный мяч»: педагог отбивает ритм, а ребенок должен повторить его с помощью бросков мяча о пол. Вариантом этой игры может быть передача ритма в кругу – дети передают друг другу хлопки или удары по коленям, соблюдая заданный ритм. Такие упражнения развивают способность к слуховому анализу ритма и одновременно улучшают координацию движений.

Другой эффективной игрой является «Музыкальные стопы». Дети двигаются под музыку, но должны останавливаться в тот момент, когда музыка перестает звучать. Эта игра не только тренирует ритмическое восприятие, но и развивает реакцию, внимание и способность ориентироваться в музыкальном пространстве.

Практика показывает, что регулярные занятия, включающие ритмические упражнения и подвижные игры, способствуют формированию устойчивого чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста. Главное – соблюдать принцип постепенности, начиная с простых ритмических структур и постепенно усложняя задания.

Также важно учитывать индивидуальные особенности детей: некоторые из них легче воспринимают ритм через слух, другие – через движение. Поэтому комбинирование различных методов и приемов позволит добиться наилучших результатов в ритмическом воспитании.

Таким образом, развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста возможно благодаря систематическому включению ритмических упражнений и подвижных игр в образовательный процесс. Этот подход не только улучшает музыкальные способности ребенка, но и оказывает положительное влияние на его общее развитие, включая координацию движений, слуховое восприятие и внимание. Музыкальный руководитель, используя разнообразные методики, может эффективно развивать ритмическое чувство у дошкольников, закладывая тем самым основу для их дальнейшего музыкального и творческого роста.

Список литературы

1. Галянт И. Г. Ритмическая организация жизненного пространства детей как основа музыкально-творческого развития // Вестник ЮУрГГПУ. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ritmicheskaya-organizatsiya-zhiznennogo-prostranstva-detey-kak-osnova-muzykalno-tvorcheskogo-razvitiya

2. Малахова Ю. Ц. Развитие творческих способностей детей посредством музыкально-ритмических движений / Ю. Ц. Малахова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 32-35. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/160/5009/

3. Мацкевич И. Н., Сысоева Ю. Н. Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста // Вестник магистратуры. 2017. №2-1 (65). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-chuvstva-ritma-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta

4. Свиридова А. А. Развитие чувства ритма как средство гармоничного становления личности ребенка / А. А. Свиридова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 5 (347). — С. 352-354. — URL: https://moluch.ru/archive/347/78073/

Публикации по теме:

Картотека игр и упражнений на развитие внимания детей дошкольного возраста Игра «Заметить всё».Раскладывают в ряд 7-10 предметов, которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 секунд, снова закрыть их и предложить.

Картотека музыкально-ритмических пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возрастаКартотека музыкально-ритмических пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возраста Игры могут проводиться в форме совместных игр на праздниках, музыкальных и физкультурных занятиях, во время проведения зарядки или физминутки.

Картотека упражнений на развитие дыхания для детей дошкольного возраста. Часть 2 1. Упражнение «Бегемотик» Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить привычные приемы дыхательной гимнастики. Ребенок, находится в.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развитие чувство ритма у детей старшего дошкольного возраста с помощью ритмических упражнений и подвижных игр
Опубликовано: 25 февраля 2025 в 11:58
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие чувство ритма у детей старшего дошкольного возраста с помощью ритмических упражнений и подвижных игр» (включая файлы) размещена пользователем Морозова Ксения (УИ 1456871) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 февраля 2025 среда
Фисташковое творчество
Всемирный день неторопливости
27 февраля 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД