Юлия Глухова
Педагогический опыт «Использование игровых методов и приемов как эффективное средство подготовки ребенка к обучению в школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Представление инновационного педагогического опыта
воспитателя
МДОУ «Сланцевский детский сад №3 комбинированного вида»
Глуховой Юлии Сергеевны
на тему:
«Использование игровых методов и приемов как эффективное средство подготовки ребенка к обучению в школе»
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного
развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое
вдуховный мир ребёнка вливается живительный поток
представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая
огонёк пытливости илюбознательности»
В. А. Сухомлинский
Актуальность и перспектива
Публикация «Педагогический опыт „Использование игровых методов и приемов как эффективное средство подготовки ребенка к обучению в школе“» размещена в разделах
Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, дать пищу для развития ума ребенка.
Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением различных методов, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности - тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного периода – школьного детства.
Игра – основная форма организации детской жизни – это конкретное самовыражение ребёнка и способ его приспособления к собственному миру. В игре физические и эмоциональные качества ребёнка включаются в творческий процесс. Развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития представлений дошкольника. Дети учатся анализу, сопоставлению, сравнению связанных между собой понятий и действий, выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах, развитию умения делать простейшие выводы и обобщения. У ребёнка формируются умения последовательно излагать свои мысли, включаться в разнообразную совместную познавательную деятельность, использовать свои знания для решения конкретных жизненных проблем, взаимодействовать со взрослыми и другими детьми в ходе выполнения заданий, внимательно слушать, объяснять свои действия при выполнении упражнений.
Таким образом, игры очень важны для разностороннего развития дошкольника. Развлекаясь, ребенок тренирует своё воображение, мышление, развивает свои творческие способности.
Условия формирования ведущей идеи опыта
Главной идеей для формирования моего опыта на тему : «Использование игровых методов и приемов как эффективное средство подготовки ребенка к обучению в школе» является то, что именно в дошкольном возрасте важно разбудить мышление ребёнка, его познавательную активность, чтобы он научился сам искать знания. Решение разного рода нестандартных задач в этом возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.
На формирование опыта работы оказали влияние и изучение методической литературы :
• З. А. Михайлова «Активизация мыслительной деятельности ребёнка в развивающих играх. Игра и дошкольник. Развитие детей дошкольного возраста в игровой деятельности»
• Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста»
• Н. Ю. Борякова, А. В. Соболева, В. В. Ткачева «Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников»
• Б. П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры»
• Б. Б. Финкельштейн, «Давайте вместе поиграем» Комплект игр с блоками Дьенеша.
Также, большую роль в формировании идеи сыграл опыт моих коллег воспитателей, что в совокупности, определило тему моего педагогического опыта «Использование игровых методов и приемов как эффективное средство подготовки ребенка к обучению в школе».
Теоретическая база опыта
В современном российском образовании стали укрепляться новые тенденции, ориентированные на развитие функционально грамотной личности, сознания, деятельности обучающегося в процессе обучения. Если раньше приоритетной целью обучения являлось «усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество», то в новых условиях на первый план выходит личность обучающегося, способность его к «самоопределению и самореализации», к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения. Это происходит в процессе их активной умственной деятельности. Именно игровая деятельность дошкольников способствует развитию у них умственных способностей: внимания, памяти, логического мышления и воображения.
В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определятся как период, оптимальный для умственного развития и воспитания. В исследованиях А. П. Усовой, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера, Н. Н. Поддьякова выявлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее. Ребенок способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явления природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач.
Важно ведь не только, какими знаниями владеет ребенок к поступлению в образовательное учреждение, а готов ли он к их получению, умению рассуждать, делать выводы, системно мыслить, понимать происходящие закономерности.
Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи, которая способна вызывать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.
Игра будет активно воздействовать на умственное развитие, если воспитатель обогащает ее содержание, правильно организует. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует.
Новизна
Во ФГОС, четко прописаны целевые ориентиры, которые по окончании дошкольного учреждения должен освоить ребенок. Моя система работы помогает достигнуть таких целевых ориентиров как: ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Данная система игровых методов и приемов помогает более продуктивно решать данную задачу.
Все педагоги используют в своей деятельности игровые ситуации, но в основном они направлены на закрепление уже известных фактов, например, дидактические игры такие как «Неделя стройся», «Чего не хватает», «Скажи по - другому». Система разнообразных игровых методов и приемов существенно отличается от предыдущих. Вся непосредственно образовательная деятельность проходит в форме игры: игры – путешествия, игры - загадки, викторины, проблемно – игровой ситуации, которая позволяет детям выступать центральной фигурой в педагогическом процессе, они сами ставят цель и способ решения поставленной задачи. Данный способ организации и проведения непосредственно образовательной деятельности дает возможность детям не только проявить себя, но и педагогу увидеть пробелы в развитии ребенка, то есть обладает ли он средствами коммуникации со сверстниками, какие разделы программы западают, могут ли дети аргументировать свой ответ, или просто ссылаются на догмы преподнесенные взрослыми. А не это ли является основополагающими аспектами для успешного обучения в школе?
Технология опыта
В своей педагогической деятельности я определяю цели, а также выбираю средства, методы, исходя из основной задачи ДОУ, в основе которой лежит развитие ребёнка как субъекта разнообразных форм человеческой деятельности, укрепление его психического и физического здоровья.
Сознательное и прочное усвоение детьми знаний происходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому обучение должно быть развивающим, чтобы обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать у детей познавательные процессы и способности. Свою работу я организую так, чтобы образовательный материал становился предметом активных действий воспитанника.
Игры и занятия подбираю так, чтобы они вырабатывали у детей способность самим находить ответ на неизменный вопрос «как».
Стараюсь делать всё возможное, чтобы каждое занятие было насыщено интересным содержанием, творческими задачами. В совместную занимательную деятельность включаю познавательные задачи, проблемные ситуации, загадки, игровые упражнения, развивающие у детей умение воспринимать, запоминать, получать результат, понимать и пользоваться условными обозначениями, знаками, считать, сравнивать, обобщать, использую сюрпризные моменты для мотивации образовательной деятельности. Это создает положительный эмоциональный фон, естественную творческую обстановку, стимулирует активность детей. Особое внимание уделяю на формирование творческой активности детей: поиска оригинального решения, самостоятельного составления логических задач. Выделение обучающих и развивающих задач подчиняла основной цели: эффективное развитие интеллектуальных и умственных способностей дошкольников через систему игровых методов и приемов, на которую базируется мой опыт.
Начинала работу по данной системе с детьми 5-6 лет, вводила игровые методы и приемы постепенно, как итоговое занятие в конце тематической недели. Сначала это были игры – путешествия, связанные одним сюжетом («Помоги Буратино», «В стране Шиворот навыворот», «В некотором царстве, в некотором государстве»). В данных игровых занятиях, я ставила целью перед собой систематизировать и активизировать ранее полученные знания, которые необходимы для решения той или иной задачи. Например: Как Дружку быстро найти болтики, если они затерялись в коробке среди деталей из разных материалов? Или Ивану-Царевичу надо найти клад, который зарыт под самой высокой елью. Но он никак не может решить, какая ель самая высокая.
Далее в игровые путешествия вводила элемент соревнования, в котором главной целью ставила развитие коммуникативности и социализации детей, учила первым шагам работы в команде: умение распределять задание, не выхватывать инструменты друг у друга, учиться выслушивать мнение сверстников по команде.
Это были такие игровые соревнования – путешествия как, «Кого первым спасут Нолика или Симку», «Проделки Вупсеня и Пупсеня» и т. д.
На данном этапе дети учились использовать свои знания для решения поставленных задач, используя причинно-следственные связи, а также работать в команде.
Продолжала работу с данной системой игровых методов и приемов и в подготовительной к школе группе. Перед собой ставила уже более сложные цели: умение детей аргументировать свой ответ, доказывать свою правоту, применять ранее приобретенные знания для решения практико – ориентированных задач, работать в паре, умении договариваться, самостоятельно принимать решения для решения той или иной проблемы.
Например, у воспитателя «День невезения», с утра пролил чай на рисунок, что делать не знает! Здесь в игру вступает ребенок, либо предлагает помощь, либо проявляет отсутствие интереса. В данном игровом приеме, я не ставлю перед собой основной целью закрепить умение ребенка ориентироваться на листе клетчатой бумаги, а моей целью является личностные качества ребенка, такие как отзывчивость, заинтересованность, любознательность. В новую тему, детей помогает ввести проблемно – игровой метод, познание окружающего мира – через поисковый метод, например свойство дерева. Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться. Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться. Или использую противоречие : Буратино должен перебраться через речку, так как может опоздать в школу, и боится войти в воду, так как не умеет плавать и думает, что утонет. Что делать?
Если в одном НОД соединить хотя бы два игровых метода, такие как задания – загадки и задания с элементами проблемного обучения, «Путешествие по стране невыученных уроков», то результат превосходит любые ожидания.
Данный педагогический опыт работы сочетает разные элементы методов и приемов обучения и воспитания детей дошкольного возраста, от традиционных до проблемно - игровых.
Формы организации и проявления игровых ситуаций исключительно разнообразны: сюжетные игры, игры – путешествия, викторины, КВНы, игры - загадки. Многое в процессе возникновения и развития зависит как от объективных обстоятельств воспитательного процесса, так и от собственно субъекта педагогической деятельности – педагога.
Данные игровые методы и приемы, способствуют быстрому и прочному интеллектуальному развитию, развитию мыслительных процессов, познавательной активности во время игры, подталкивает детей к получению новых знаний, а не дает их в готовом виде, а также памяти, мышления, внимания. Благоприятная эмоциональная атмосфера, созданная на занятиях, благодаря использованию игровой мотивации снижает у детей чувство неуверенности, позволяет ребенку активно действовать как самостоятельно, так и стимулирует навыки взаимодействия в коллективе.
Включение в программу образования детей старшего дошкольного возраста данных игровых методов и приемов позволило без особых трудностей решить проблему качественной подготовки детей к школе.
Стабильные и положительные результаты в работе по обучению детей-6 – 7 лет с использованием игровых методов и приемов, подтверждены практикой.
Таким образом, систематическое упражнение в решении задач развивает умственную активность, самостоятельность мысли, гибкость мышления, память, инициативу, воображение.
Анализ результативности
Проводимая работа дала положительный результат. Дети стали более самостоятельными, инициативными, уверенными в своих силах. Кроме этого расширился опыт познания.
Играя, дети научились понимать схемы, распознавать реальные предметы в абстрактных рисунках, создавать новые комбинации из имеющихся элементов, научились находить ошибки, предвидеть результаты своих действий.
Применение в системе игровых методов и приемов позволили вовлекать в работу всех детей. Даже слабые, стеснительные, неразговорчивые дети раскрыли свои способности, стали раскрепощенными, открытыми и доверчивыми. Дети научились высказывать, оспаривать свое мнение, сотрудничать, анализировать свою деятельность и своих сверстников, активно формулировать речевые умения, слушания, рассказывания.
Таким образом, можно сделать вывод: система, используемая мной в педагогической практике, с использованием игровых методов и приемов позволяют формировать материал в доступной, интересной, яркой и разнообразной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к познанию, формируют познавательные компетенции воспитанников. Данная система позволяет сделать образовательную деятельность интересной, качественной, реализует интеллектуальный и творческий потенциал каждого ребенка.
Важнопомнить о главном - не делать за детей то, что они могут сделать сами, не торопить, а дать время им подумать…
Трудности и проблемы при использовании данного опыта
Воспитание и развитие детей, невозможно представить без активной роли родителей. Однако, современные родители, к сожалению, уделяют недостаточное внимание развитию детей в семье, в том числе, и умственному. Поэтому я веду активную работу по сотрудничеству с семьей через различные формы взаимодействия:
• родительское собрание, на котором прошло знакомство с возрастными и психологическими особенностями детей;
• тесты и анкеты с целью выявления знаний родителей о развивающих играх;
• консультацию для родителей: «Роль развивающих игр для детей 6-7 лет»