оксана воробьева
Использование игровых методов в оценке знаний дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Специфика дошкольного детства не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обуславливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной диагностики (мониторинга, и не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточной аттестации и итоговой аттестации воспитанников.
Темочки:
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Новый документ (ФГОС ДО) ставит во главу воспитательно-образовательного процесса индивидуальный подход к ребенку через игру. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места положителен, так как в последние годы в связи с социальными изменениями в обществе, информатизацией, а также усиленной подготовкой ребёнка к обучению в школе из мира детства игра уходит. Сегодня дошкольное образование призвано вернуть в детство игру познавательную, исследовательскую, творческую, в которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познаёт мир, отношения объектов и людей в этом мире. Игру в которой ребёнок «примеряет» на себя разные роли, в которой развивается его речь, память, внимание, мышление, эмоции, воображение. Таким образом, главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста. Поэтому перед воспитателями стоит задача максимально использовать игровые методы и приемы в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Итоги игры выступают в двойном плане — как игровой и как учебно-познавательный результат.
Игровые методы обучения не только делают обучение увлекательным и интересным для детей делом, но и обеспечивает потрясающе качественное освоение знаний и навыков. То, что ребёнок вызубрил — он может забыть через несколько дней, то, что освоил в игре — он запомнит на всю жизнь.
Для проверки уровня усвоения знаний дошкольников мы используем такие игровые методы, как: дидактические игры, кроссворды, ребусы, викторины, загадки, ролевые игры. Практика показала, что использование на занятиях таких форм проверки знаний поддерживает интерес к ООД, повышает мотивацию учения, стимулирует их деятельность, способствует развитию и совершенствованию интеллектуальной компетенции дошкольников. Проверочные задания в таких формах имеют творческий характер и варьируемый уровень сложности.
Кроссворд. Разгадывание кроссвордов расширяет кругозор, развивает познавательный интерес, заставляет ребенка мобилизовать свои знания, способствует формированию интеллекта, развитию памяти и внимания. Для повторения и проверки знаний дошкольников, кроссворд одна из самых удобных игровых форм. Его можно использовать на разных этапах занятия.
Для старших дошкольников можно предложить такие виды кроссвордов как: «кроссворд – загадка», «чайнворд или лабиринт», «кроссворд – лесенка», «кроссворд – спрятанное название или головоломка».
Ребус. По сравнению с кроссвордом ребус более сложный вариант игры. Чтобы у детей не исчез интерес к игре, необходимо постепенно усложнять игровой материал. Ребус имеет несколько степеней сложности. Использование ребусов активизирует мыслительную деятельность, развивает внимание, логическое мышление, сообразительность. Дошкольники на занятиях творчески относятся к составлению ребусов и с большим интересом разгадывают их.
Викторина. Для проверки, закрепления и повторения изученного материала на занятии можно использовать такую игровую форму как викторина. Проведение викторины носит соревновательный характер, поэтому, интерес и внимание очень высоки. Такая форма контроля позволяет развивать речь ребенка, активизирует мыслительную деятельность и показывает качество усвоения материала.
Загадки. Это игровой момент опроса. Он активизирует мыслительную деятельность, способствует поддержанию интереса к учебному процессу.
Эффективность контроля знаний во многом зависит от правильно выбранной формы его проведения. Практика использования перечисленных форм проверки знаний дошкольников показала, что нетрадиционные формы проведения контроля теоретических знаний, позволяют не только поднять интерес ребят к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения «снимают» традиционность, оживляют мыслительную деятельность детей.