Елизавета Лавриненко
Педагоги — родители — дети. Цели и смыслы совместных мероприятий (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
«От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
/В. А. Сухомлинский/
Пусть звезды зарождаются
С новым светом дня.
«Мульти - пульти» - группа наша –
Дружная семья!
Любовью и заботой
Вместе всем нам жить!
Звездочками детства
Будем дорожить.
/ Девиз нашей группы/
Публикация «Педагоги — родители — дети, Цели и смыслы совместных мероприятий (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Главным условием реализации ФГОС ДО является создание развивающей образовательной среды. Одним из ее основных критерий является построение отношений: педагоги – дети – родители. Цель этих взаимоотношений – построение коллектива единомышленников – свободного союза свободных людей, способных договориться о целях, ориентированных на личность; создание настоящей системы личностно ориентированной, а не формирующего воспитания.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. С одной стороны, родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. А с другой стороны, родители пытаются переложить полностью всю ответственность в воспитании детей на педагога. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. «Что ты сегодня ел (а?» - часто первый и единственный вопрос «заинтересованного» в воспитании своего чада родителя. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Как изменить такое положение?
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать из пассивно - наблюдающих родителей, родителей – полноправных заинтересованных участников процесса?
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность МДОУ я веду по четырем направлениям: информационно – аналитическому, познавательному, наглядно – информационному и досуговому.
Информационно – аналитическое
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Что Вы ожидаете от детского сада?». Получив реальную картину, на основе собранных данных, я совместно с психологом проанализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Я разработала для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в воспитательно - образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении предметно – развивающей среды.
Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.
Такой анализ позволил выделить четыре группы родителей.
Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность работы детского учреждения.
Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
Родители – негативисты. Это наиболее опасная группа родителей, которые все равно чем-то бывают недовольны. Зачастую они не знают сами как поступить в той или иной ситуации, но все свои промахи приписывают педагогам. К счастью у нас их было немного и они «отсеялись» в процессе жизни нашей группы.
Родители – наблюдатели. Тоже достаточно сложная категория родителей. Главная задача педагога не дать возможности таким родителям присоединиться к «негативистам». Постоянно создавать для них позитивные образы в ходе педагогического процесса.
Так у меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.
Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах развития детей дошкольного возраста.
В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог – психолог, дефектолог, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель, медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равно ответственными участниками образовательного процесса.
Исходя из перспективного плана по работе с родителями всего учреждения, я сформулировала основные положения группы так:
1. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
2. Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
4. Пропаганда здорового образа жизни.
Для скоординированной работы детского сада и родителей я поставила перед собой необходимость решить следующие задачи:
1. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
2. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.
С этой целью я использовала активные формы и методы работы с родителями :
- в случае непосещения ребенком детского сада, обязательное обзванивание, выяснение причины. Для этой цели существует мобильный телефон группы;
- создание бейджиков с именами и отчествами родителей, наклеенными на шкафчики в раздевалке;
- общие и групповые родительские собрания;
- совместные, родительско – детские собрания;
- консультации;
- занятия с участием родителей;
- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
- совместные экскурсии;
- Дни открытых дверей;
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
- оформление фотомонтажей;
- совместное создание предметно – развивающей среды;
- работа с родительским комитетом группы;
- беседы с детьми и родителями;
- тренинги;
- семинар – практикум;
- родительские гостиные;
- Дни именинника (по сезонам);
В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.
Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, каждое собрание я провожу в нетрадиционной форме. В группе существует переносной почтовый ящик, куда родители могут опустить свои предложения, касающиеся темы собрания. Каждое собрание требует очень тщательной подготовки: компетентные ответы на интересующие родителей вопросы, использование различных форм наглядности, мягкое освещение, музыкальное сопровождение, доброжелательный тон общения, использование бейджиков способствуют созданию уважительной и доверительной атмосферы, помогают родителям откровенно говорить о проблемах.
С интересом родители относятся к презентациям, подготовленным с использованием ИКТ технологиям, деловым играм, мастер - классам. На каждом собрании выражаю благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручаешь грамоты или благодарности. Очень полезно включать в собрания игровые ситуации, через которые есть возможность оценить себя, свои действия, увидеть себя со стороны. Так, у меня были сложности с наличием у детей униформы для занятий физкультурой. Мы обыграли эту ситуацию на собрании, после чего эта проблема перестала существовать.
Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.
Совместная подготовка сблизила меня и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали.
Наглядно – информационное направление включает в себя:
- родительские уголки,
- папка – передвижка,
- семейный и групповой альбомы «Наша дружная семья», «Жизнь нашей группы»,
- семейный вернисаж «Моя семья»,
- эмоциональный фотоуголок «Наша группа»,
- уголок «Поздравление именинников»,
- уголок оттисков ладоней детей, родителей и воспитателей.
Форма работы через родительские уголки является традиционной. В них я помещаю практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.
Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям : увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
Стали традиционными для нашей группы:
- праздники «День Матери», «День защитника Отечества», «День именинника»,
- спортивные досуги «Семья – здоровый образ жизни», «Праздник ПДД» ,
- совместные проекты «Витаминный калейдоскоп», «Ваш ребенок…может быть здоров!», «Роль физкультуры в развитии дошкольников», «Моя Родина».
- выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка», «Вот так наряд»,
Сценарии праздников и развлечений разрабатываю совместно с родителями, причем родители и другие члены семей, а также сами дети с удовольствием принимают участие в спектаклях.
Родители – самые дорогие и близкие люди! Они увидели, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания, благодарность своим родителям.
Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.
На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Опыт работы показал : позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Большой процент родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой, знаниями и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником семье.
В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; возросла культура межличностного взаимодействия детей в группе.
Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга.
Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Я убедилась, что «вместе весело шагать по просторам». Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.
Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
Время пробежит очень быстро, не успеешь обернуться, как будем провожать наших детей в школу. Я знаю, буду скучать без них, но в одном я уверена, что при встрече мы будем всегда искренне желать друг другу здоровья и дарить тепло улыбок.
Снова детский сад друзей встречает,
Собирая под свое крыло,
И на всех его тепла хватает,
Ведь он сердце дарит нам свое!