Галия Некрасова
Родительское собрание «Дети и родители на школьном старте»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Дети и родители на школьном старте»
Форма проведения: родительское собрание
Аудитория:родители подготовительной к школе группы
Количество участников:24 родителя, воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед
Задачи:
Публикация «Родительское собрание „Дети и родители на школьном старте“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Родительские собрания в детском саду
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
1. Обсудить с родителями виды готовности детей к школьному обучению.
2. Вооружить родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями.
3. Дать рекомендации по подготовке ребенка к школе.
Информационно-техническое обеспечение:пригласительные,памятки, выдержка из ФГОС о стандарте выпускника ДОУ
Материалы и оборудование:анкета, стулья по количеству участников, листы чистой бумаги, ручки, карточки с вопросами.
Ход проведения:
Родительское собрание для родителей подготовительной группы
«Дети и родители на школьном старте»
Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребенка в школе.
Родители входят в зал перед ними стол, на котором лежат разноцветные лепестки (пяти цветов, выбирают понравившийся.
Вступление:Добрый день, уважаемые родители. Мы очень рады вас видеть сегодня здесь, с нами. Сегодня мы с вами поговорим о готовности детей к школе. Но прежде чем мы с вами перейдем к основной части собрания, мне бы хотелось, чтобы вы поприветствовали друг друга.
Упражнение «Здравствуйте!» Сейчас мы все будем свободно двигаться по залу, подходить к каждому участнику нашей встречи и глядя друг другу в глаза говорить «Здравствуйте!» - пока все не поприветствуют друг друга.
Выделяются разные виды готовности к школе :
- Психологическая готовность
-Физическая готовность: состояние здоровья, физическое развитие, развитие мелких групп мышц, развитие основных движений
- Специальная готовность: умение читать, считать, писать
Упражнение «Серьезный момент».Прошу вас разделиться на команды. У каждого из вас лепесток определенного цвета, найдите участников с таким же цветом лепестка, объединяйтесь в команды. О том, что начало обучения ребенка в школе -один из самых серьезных моментов в его жизни, знают все. Но, что значит «серьезный момент»? На этот вопрос я прошу ответить каждую из команд (на обсуждение3-5 мин).
Анкета
«Насколько вы готовы быть родителем школьника (автор А. Колеченко)
Родителям предлагается оценить правомерность следующих утверждений:
1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.
2. Я опасаюсь, что мой ребенок будет часто обижать других детей.
3. На мой взгляд, четыре урока - непосильная нагрузка для маленького ребенка.
4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
5. Ребенок может хорошо учиться только в том случае, если учительница - его собственная мама.
6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться писать, читать и считать.
7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.
8. Боюсь даже думать о том, что мой ребенок будет обходиться без дневного сна.
9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
10. Мой ребенок не ходил в детский сад и никогда не расставался с матерью.
11. Начальная школа, по-моему, мало способна чему – либо научить ребенка.
12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.
13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка.
15. Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе?»
Родители по инструкции подсчитывают баллы, узнают свой уровень готовности быть родителем школьника.
Упражнение «Вопрос-ответ». У каждой команды карточка с вопросом, который задается другой команде. На обсуждение 10 мин.
«Если ребенок категорически отказывается заниматься дома, что делать?»
Предлагайте ребенку небольшой объем занятий – не более 5 мин.
Все занятия проводите в игровой форме: складывайте слоги и слова из макарон, считайте мыльные пузыри, решайте задачи, используя настоящие предметы, фрукты и овощи, пишите письма сказочным героям.
Обязательно отвечайте на них печатными буквами, стимулируя ребенка читать. Поощряйте самостоятельность, нестандартное мышление ребенка. Помогайте правильно держать карандаш, ручку.
«Если ребенок постоянно требует новых заданий и готов заниматься много, стоит ли его ограничивать?»
Если ребенок не проявляет признаков усталости, не расстраивается из-за того, что какое-то задание не получается, воспринимает учебу как привлекательную деятельность – строгих границ для занятий ставить не стоит.
Старайтесь переключать ребенка с одного деятельности на другой, предлагайте разнообразить ситуации, которые могут случиться в школе, спрашивайте, как он поступит, если:
-он кого-то обидит;
- его кто-то обидит;
- у него что-то заболит;
- он потеряет какую–то вещь;
- он не поймёт, как выполнить задание и т. д.
«Нужно ли беседовать с ребенком на тему «Школа»?»
Даже при наличии у ребенка необходимого запаса знаний, навыков, умений, уровня интеллектуального, волевого развития, ему трудно будет учиться, если нет социальной позиции школьника, т. е. стремление ребенка стать школьником. Не только понять, но и принять важность школьного обучения, уважения учителя, товарищей по школе.
Сознательное отношение к школе связано с расширением и углублением представлений об учебной деятельности, с созданием эмоционального отношения. Расскажите ребенку о своих любимых учителях, прочтите рассказы о школе, посмотрите фильмы. Это создаст положительную установку на учебу в школе.
«Насколько важна физическая готовность ребенка к обучению в школе?»
Обучение в школе потребует от ребенка большой физической нагрузки, способность управлять своими движениями, телом. Важно развить у ребенка ловкость, координированность, гибкость, силу, выносливость. Последнее качество является важной характеристикой физического развития. Это качество тесно связано с работоспособностью, так необходимой для достижения успеха в учебной деятельности.
Почему ребенку трудно управлять своим поведением?
Потому что у него недостаточно развита воля. Управляемым должно быть не только внешнее поведение, но и умственная деятельность ребенка: внимание, память, мышление. Ребенку необходимо уметь наблюдать, слушать, запоминать, добиваться поставленной задачи. Для развития у дошкольников воли необходимо помочь ему устанавливать отношения между целью действий и их мотивами.
«В чём различие взаимоотношений в системе «ребенок-педагог» в детском саду и школе?»
При поступлении в школу у ребенка изменяется система отношений в межличностном общении. Отношения становятся деловыми. Тогда как в детском саду они были более эмоциональными, личностными и индивидуальными. В школе ребенок оценивается по выполненным делам. Важно постепенно готовить ребенка к системе новых отношений в школе.
мышления.
Кризис 7 лет
Кризис 7 лет обычно совпадает с периодом в жизни ребенка, когда он идет в школу.
Это кризис саморегуляции, напоминающий кризис 1 года.
Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Раньше покладистый, он вдруг начинает предъявлять претензии на внимание к себе, поведение становится вычурным.
С одной стороны, у него в поведении появляется демонстративная наивность, которая раздражает, так как интуитивно воспринимается окружающими как неискренность.
С другой, кажется излишне взрослым: предъявляет к окружающим нормы.
Любой старший дошкольник высказывает претензию на уважение, на отношение к нему как ко взрослому. Если потребность в уважении не будет удовлетворена, то невозможно будет строить отношения с этим человеком на основе понимания ("Я открыт для понимания, если уверен, что меня уважают").
Уважаемые родители наберитесь терпения, будьте внимательны к своим детям и просто любите их!
Игра «Действуй по инструкции» Пожалуйста, послушайте, что вам нужно будет сделать, а потом выполняйте. Инструкция:, потянитесь, повернитесь, сначала направо, потом налево, посмотрите в окно, наклонитесь, хлопните в ладоши, сядьте и громко скажите "хорошо"!
Возникли ли у вас какие-то трудности? Почему? - Как вы считаете, что развивается у детей в этой игре? В этой игре у ребенка развивается память, умение внимательно выслушивать задание до конца, закрепляется умение ориентироваться в пространстве.
Игра «Аукцион» Развитие познавательной активности: Родителям демонстрируется любой предмет, например, карандаш. Команды по очереди дают ему характеристики: по назначению – рисовать, писать, бросать, чесать и другие. Качественные – жёлтый, деревянный, острый и другие. Выигрывает та команда, которая последняя даст ответ.
Игра «Да и нет не говори» Развитие воли. Сейчас я задам каждойкоманде по 4 вопроса:
- Вы ходите в детский сад?
- Вы живёте в Африке?
- Вы любите мороженое?
- Вы ели чёрное мороженое?
- Вы умеете ходить на руках?
- Вы умеете летать?
- Вы играете в куклы?
- Ночью светит солнце?
- Волк боится зайца?
- Вы любите ходить к врачу?
- Люди ходят по потолку?
- Доктор стрижёт людей?
- Тебя зовут Петя?
- Корова умеет летать?
- Вы сейчас спите?
- На вас надето платье?
-Зимой трава бывает?
- Трава белая?
- Снег горячий?
- Арбузы растут на дереве?
Практические рекомендации родителям будущих первоклассников:
1. Помогите своему ребёнку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе.
2. Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.
3. Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.
4. Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.
5. Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе.
6. Приучайте ребёнка к самостоятельности.
7. Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.
8. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребёнком
Я надеюсь эти рекомендации помогут вам сделать учебу в школе для детей и для вас интересной и приятной! Желаю вам и вашим детям доброго пути по стране знаний! Успехов вам и детям!
Итог занятия, обратная связь. Я прошу вас на обратной стороне лепестков написать свой отзыв о нашей с вами совместной деятельности.
Используемая литература:
1. ФЗ «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012г.
2. Вайнер М. Э. Социально-личностная готовность детей к школе в контексте требований ФГОС ДО. Учебно-методическое пособие. - М. : Центр педагогического образования, 2015.
3. Л. А. Пенькова, З. П. Коннова, И. В. Малышева, С. В. Пыркова. Развитие игровой активности дошкольников. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2010.
4. Вершинина С. Е., Деркунская В. А. Технология организации интегративной деятельности старших дошкольников. Учебно-методическое пособие. - М. : Центр педагогического образования, 2013.
5. Международный образовательный портал Маам. 2010 – 2016.