Ирина Рыбакова
Семейный клуб «Творители — дети и родители»
▼ Скачать +Заказ
В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Педагоги-практики отмечают, что если ребенок талантлив, он талантлив во многих сферах. Е. А. Флёрина дала следующее определение детского творчества: «Детское и творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в музыке, рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому». С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение.
Публикация «Семейный клуб „Творители — дети и родители“» размещена в разделах
Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач современности. Совсем недавно существовало мнение, что творчество изначально присуще ребенку, что надо только не мешать ему свободно выражаться. Но практика показывает, что, во-первых, необходимо обучать ребенка этому, во-вторых нужны определенная база, опыт, умения и знания.
Реализация данной задачи в полной мере соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования. Существуют несколько этапов развития творческих способностей.
Задача педагога на первом этапе — научить детей активно подражать способам действий, примененным в образце взрослого. Кто, как не родители, самые близкие люди маленького человечка способны заложить в ребенке творческие способности?
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10. 2013 №1155 предусматривает ряд требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, среди которых требования к психолого-педагогическим условиям. Согласно данным требованиям современная дошкольная образовательная организация должна создать условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста. В соответствии с ФГОС ДО одним из таких условий является взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования и воспитания детей, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки творческих инициатив семьи.
Ставя перед собой задачу повышения педагогической компетентности родителей, следует пересмотреть формы организации совместной деятельности педагогов и родителей воспитанников с целью активизации педагогического потенциала семьи в вопросах творческого и музыкального развития детей.
Понятие «Взаимодействие» может рассматриваться по разному. Взаимодействие детей и родителей характеризуют совокупная деятельность, информационная связь, взаимовлияние, взаимоотношения и взаимопонимание.
Все Вы знаете, что семьи бывают разные. Есть семьи, где детям уделяют достаточное положительное внимание и стараются в раннем возрасте заложить основы гармоничного и полноценного развития личности. И к сожалению, есть «проблемные семьи», где дети чувствуют себя незащищенно и подавленно. В дальнейшем замыкаются в себе, подавляя любую активность и инициативность.
Наша задача как педагогов- раскрыть перед всеми родителями важные стороны развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, заинтересовать, увлечь творческим процессом развития гармоничного становления личности, его духовной и эмоциональной восприимчивости, научить родителей быть ближе к своим детям, и в наше динамичное время вместе творить и радоваться.
Учитывая это, стратегия деятельности современной ДОО должна предусматривать реализацию системы психолого-педагогических мероприятий. Чтобы родители проявляли большой интерес к воспитательной работе педагогов, они должны иметь возможность приобщиться к деятельности детского сада, видеть результаты творчества своих детей.
Так, на базе нашего детского сада МБДОО «Детский сад №2 «Кораблик» п. Советский РМЭ сложилась эффективная система взаимодействия музыкального руководителя, воспитателей и родителей воспитанников в рамках деятельности семейного клуба «Творители-дети и родители!». Результатом неформального общения в ходе работы Клуба стала дружеская атмосфера, которая способствовала раскрытию творческих и музыкальных способностей детей и взрослых. Работа семейного Клуба рассчитана на неограниченное срок и любое количество участников. Начало работы-октябрь 2015 года. Возраст детей тот момент 2-3 года.
Основными целями деятельности Клуба является активизация педагогического потенциала семьи, систематизация знаний родителей в вопросах творческого и музыкального развития детей, а также обеспечение личностного роста родителей.
Задачи деятельности Клуба:
Оказать педагогическую поддержка семей воспитанников.
Активизировать родителей в работе семейного Клуба, обогащать воспитательные умения родителей в вопросах музыкального и творческого развития.
Формировать в них уверенность в собственных педагогических возможностях, раскрывать творческий потенциал семьи.
Устанавливать партнерские отношения в семье каждого воспитанника.
Объединять усилия музыкального руководителя, воспитателя и родителей для развития у детей творческого воображения и музыкальных способностей.
Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, положительной эмоциональной взаимоподдержки.
В рамках работы Клуба организуются разные формы взаимодействия с родителями. Остановимся на них подробнее.
Так, рекомендации по вопросам музыкального воспитания и обучения, индивидуальных и возрастных особенностей детей, выявление одаренных детей, развитие творческих и музыкальных способностей родители могут получить в ходе индивидуальных и групповых консультаций.
Обратная связь с родителями возможна на странице музыкального руководителя на сайте ДОО и странице социального сайта «В контакте» группа «Осьминожки», где родители могут задать интересующий вопрос, а также посмотреть видео новости.
На встречах в семейной гостиной мы вместе с детьми и их родителями поем и танцуем, рисуем и занимаемся прикладным творчеством, играем на музыкальных инструментах и ставим музыкальные сказки.
Благодаря различным мастер-классам материальный фонд музыкального зала пополняется различными атрибутами для музыкальных игр и танцев, самодельными музыкальными инструментами, костюмами.
Благодаря посещениям открытых просмотров НОД, отмечается повышение родительской активности. Отличительной особенностью данной формы взаимодействия является то, что родители, зная, музыкальный репертуар и методы работы с детьми в дальнейшем каждый их них может стать личным педагогом для своего ребенка.
Отдельно следует остановиться на системе домашних заданий. Они используются для поддержания обратной связи с семьями воспитанников и сопровождаются памяткой, которая вручается каждой семье или может быть выставлена на групповом стенде.
Совместные семейные выставки и конкурсы являются неотъемлемой частью работы семейного Клуба. Творческие работы выставляются в холле детского сайта, а фото этих работ на сайте ДОО и на странице «В контакте» группа «Осьминожки».
В начале и в конце учебного года музыкальный руководитель проводит анкетирование, которое позволяет выявить запросы и пожелания родителей, волнующие их вопросы музыкального творческого развития детей, а также мнение о работе семейного Клуба в целом.
В начале и конце учебного года на родительском собрании группы музыкальный руководитель предоставляет для родителей аналитический отчет о проделанной работе и общих результатах развития музыкальных и творческих способностей детей.
Положение о семейном Клубе «Творители-дети и родители!» принято на родительском собрании и утверждено заведующим ДОО Детский сад «Кораблик» Павловой Н. И. Положение регламентирует порядок деятельности Клуба. Семейный Клуб осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральными законами и Уставом образовательной организации. Функционирование Клуба осуществляется под руководством музыкального руководителя и воспитателя группы. В работе Клуба принимают участие воспитатели группы, их воспитанники и родители (законные представители) воспитанников.
Основными принципами работы Клубы являются: добровольность, компетентность, индивидуальный подход, открытость, творчество, соблюдение этических норм и педагогического такта, постоянная обратная связь.
Основные направления Клуба.
Клуб осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:
• Оказание педагогической помощи родителям в вопросах музыкального и творческого развития детей. Повышение сформированности их педагогической культуры.
• Формирование у родителей понимания о необходимости творческого и музыкального развития детей с раннего возраста для полноценного становления личности.
• Обучение родителей практическим возможностям ритмических, речевых, пальчиковых, музыкальных игр; развитию музыкальных способностей детей: пению, развитию динамического и тембрового слуха, музыкально-ритмических движений, восприятию музыки.
• Развитию потребности в совместной творческой деятельности детей и взрослых. Руководители Клуба составляют перспективный план работы клуба на год, разрабатывают и оформляют сценарии семейных встреч. ,занимаются подготовкой, организацией и проведением совместных семейных встреч как на базе ДОУ так и вне детского сада. информируют всех членов Клуба о предстоящем мероприятии.
Перспективный план работы разрабатывается на один учебный год и зависит от возраста детей, потребностей и предложений родителей и законных представителей детей и в зависимости от годового плана образовательной организации.
В положении расписаны права и обязанности участников Клуба.
Участники Клуба имеют право:
• На получение квалифицированной консультативной помощи по вопросам творческого и музыкального развития детей;
• Получение практической помощи в организации воспитательной работы детей в домашних условиях и их музыкально-творческого развития;
• Высказывания собственного мнения и внесения своих предложений в работу Клуба, в том числе создание совместных семейных проектов.
Педагоги ДОУ имеют право:
• Изучать и распространять положительный опыт совместной работы ДОУ и семьи, делиться наработками с коллегами, публиковать материал в СМИ и интернете.
• Вносить коррективы в план работы Клуба в зависимости от возникающих проблем, интересов родителей и поступающих от них запросов.
• Все участники Клуба включая педагогический состав, родителей или законных представителей детей обязаны соблюдать нормы этического поведения и педагогического такта.