Ирина Дынник
Опыт работы по нравственно-патриотическому направлению в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по нравственно-патриотическому направлению в детском саду
Под «патриотическим воспитанием» понимается процесс формирования
сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой. Ведь человек с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкает к окружающей его среде, быту своего народа. И глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей семье, окружению, к своей родной земле, к естественной и привычной среде являются базой для формирования нравственно-патриотических чувств и качеств являются обитания человека.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
В настоящее время сложились противоречия, которые ломают нравственные идеалы общества и приобретают особую актуальность в формировании патриотизма у детей. Зачастую в семье материальные интересы преобладают над духовными и нравственными, что значительно снижает роль семьи в воспитании. Вот здесь занимает особое место взаимодействие образовательных учреждений с семьёй. И первой инстанцией в этом процессе является детский сад. Сотрудничество с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к народным традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Ведь представления, полученные в детском саду, станут основой для получения фундаментальных знаний о стране, обществе и формирования духовно - нравственных личностей с активной жизненной позицией, способных к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
"Светлые дни детских впечатлений, полученных от общения с родной природой, провожают человека далеко в жизнь и укрепляют в нем желание отдать свои силы служению Родине" (А. И. Герцен)
Значимость вклада дошкольного образования в столь важный и ответственный процесс формирования Человека неоспорима и мы понимаем ответственность, которую возлагаем на себя.
В основе нашей работы лежит один из самых эффективных методов нравственно-патриотического воспитания – проектная деятельность, которая позволяет создать естественное общение и взаимодействие малышей и взрослых. А также дает возможность работать в целостной системе патриотического воспитания, где реализация проектов позволяет задействовать различные виды детской деятельности, способствует развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков; стимулирует развитие самостоятельности и ответственности.
В разработанной системе учтено то, что малыш воспринимает все его окружающее эмоционально, поэтому и патриотические чувства у него проявляются в чувстве восхищения, что может быть только в результате длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Поэтому, работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста организована по принципу «от простого к сложному». Соблюдена определенная последовательность: семья - детский сад - родная улица, станица, областной центр - страна, столица, символика - права и обязанности (Конституция) - права ребенка (конвенция).
Для достижения устойчивого результата мы используем методы, которые не угнетают и не кажутся скучными детям, а ненавязчиво, естественно и гармонично наполняют мировоззрение малыша. Эмоциональная и нравственная сферы наполняются через игровую, театрализованную, совместную и непосредственно образовательную
деятельность с помощью развивающего обучения, проблемно-игровых методов, методов проблемного изложения, практических ситуаций; стараемся формировать гибкое, оригинальное мышление у детей через занятия, беседы, дидактические игры и упражнения, чтение художественной литературы, развивающие игры, сюжетно-ролевые игры, заучивание пословиц и поговорок о Родине, о труде, о профессиях, о лени.
И сходя из того, что нравственно - патриотическое воспитание дошкольника многогранно по содержанию и включает целый комплекс задач, работа строится поэтапно и реализуется по следующим направлениям :
1. Методическое сопровождение:
создание предметно – развивающей среды патриотической направленности : стенды, уголки, дидактические игры и папки, сюжетно-ролевые игры, подобрали методическую, художественную литературу, через которую дети совершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и др. Сложность решения этой задачи связана с возрастом детей. Ведь нравственные качества не формируются, а лишь зарождаются в этом возрасте, процесс этот сложный и длительный и должен вестись во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.
Задача воспитателя состоит в правильном отборе объектов (яркие, образные, конкретные эпизоды, отборе ведений и понятий, которые способен усвоить ребенок, расширять диапазон объектов для старших дошкольников – район, область, государство, использовать конкретные примеры, желательно близких людей, дать такие понятия как «долг перед Родиной», «любовь к Отчизне», «фронтовой и трудовой подвиг».
2. Работа с детьми - ведётся в нескольких направлениях :
-ознакомление с окружающим миром и возможность детей отражать свои чувства в разных видах деятельности (творческой игры, составления рассказов, изготовления поделок, сочинения загадок, аппликации, лепки, рисования, трудовой деятельности и др.)
- создание ситуаций для лучшего познания самого себя и окружающих, желания делиться своими впечатлениями, брать пример с лучших, быть трудолюбивыми, благородными и т. д.
- учить уважать традиции законы своей Родины (фольклорные и православные, государственные и международные праздники, сезонные музыкально-игровые праздники, участие в районных, федеральных, всероссийских мероприятиях и конкурсах)
Как итог - интересные детские рассказы, рисунки, игры.
3. Работа с родителями - не ограничиваемся рамками педагогического просвещения. Участие родителей и детей в общих делах (проекты, выставки, конкурсы, праздники, труд, отдых., что дает детям чувствовать себя полноправными членами семьи.
4. Работа с социумом.
- осуществляется тесное взаимодействие с ДК (выставки работ наших детей, участие в праздниках, концертах);
- МБОУ СОШ №2;
- ГИБДД
- духовенством
Свою задачу можем считать выполненной в том случае, если дошколенок к выпуску из сада будет иметь соответствующие возрасту знания о своей стране и ее символике, ее географии и природе, если он знает имена кого-то из тех, кто прославил нашу станицу раньше и прославляет сейчас, защищал и защищает Отчизну, если он будет проявлять интерес к новым знаниям.
И самое главное - не ждать от детей "взрослых форм" проявления патриотизма! Они маленькие, но все таки патриоты!