Елена Насретдинова
«Патриотическое воспитание средствами экологии». Выступление на педагогическом совете
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педагогическом совете № 3 на тему :
«Патриотическое воспитание средствами экологии»
Старший воспитатель МАДОУ
Детский сад № 8 г. Бирска
Насретдинова Елена Владимировна
Бирск 2017
«Это святая обязанность – любить страну,
которая вспоила и вскормила нас, как родная мать»
(М. А. Шолохов)
Публикация «„Патриотическое воспитание средствами экологии“, Выступление на педагогическом совете» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Патриотическое воспитание является составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан патриотического сознания. Чувства верности своему Отечеству. Готовности к выполнению гражданского долга.
В современном мире все более заметной становится утрата
патриотического сознания в обществе. Так, сегодня многим детям незнакомы
понятия «почитание родителей», «уважение взрослых», «гостеприимство»,
«милосердие». Поэтому воспитание любви к родине должно начинаться в
детстве с уважительного отношения к близким людям, семье, родственникам,
своему дому, улице, городу, стране, природе.
К сожалению, из-за нехватки времени многие родители не уделяют должностного внимания формированию у детей патриотических чувств. Еще советский поэт и публицист Илья Григорьевич Эренбург в свое время писал: «Для того чтобы патриотизм был крепким, непоколебимым нужно, чтобы он исходил из любви к своей маленькой родине - родному
городу, родной природе, селу, краю». А русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский отмечал следующее: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Поэтому нравственно-
патриотическое воспитание – одна из основных задач дошкольной образов ательной организации.
Воспитание патриота – сложный процесс. Он начинается с дошкольного возраста. И кто, если не мы, воспитатели, можем вырастить патриотов страны. Мы не можем быть безразличными к тому, какими станут наши воспитанники в будущем.
Одним из проявлений патриотизма является любовь к родной природе, так как природа – мощнейшее средство эмоционального воздействия на чувства и эмоции человека. И если мы научим воспитанников видеть прекрасное вокруг себя, дорожить им, приумножать природные богатства, то несомненно, мы вырастим патриота страны. Поэтому, патриотическое воспитание необходимо осуществлять через экологическое образование, сущность которого заключается в формировании человека с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с природой. Именно природа прививает любовь к родной земле, к Родине.
При организации работы по патриотическому воспитанию на основе позитивного отношения к природе необходимо прежде всего учитывать региональный компонент (ближайшее природное окружение и экологическую ситуацию в регионе). Педагогически осмысленное приобщение детей дошкольного возраста к знаниям о родном крае, природе способствует расширению национального самосознания, формированию чувства гордости за свою Родину и привязанности к ней.
У нас, наУрале, самая разнообразная флора и фауна которая позволяет осуществлять краеведческую и экологическую работу, проводить наблюдения за живой и неживой природой. Места богаты историческими, этнографическими памятниками и интересным географическим расположением.
Нравственно-патриотическое воспитание через экологическое образование позволяет решать следующие задачи:
- воспитывать чувство гордости, любви, привязанности к Родине;
- обогащать знания детей о природе;
- формировать духовную личность, способную поступать нравственно по отношению к природе в различных ситуациях;
- воспитывать бережное отношение к природе.
В совместной деятельности воспитателя и детей проводятся :
- познавательный цикл бесед «Мой край – Башкортостан»;
- оформляются альбомы, буклеты «Старый Бирск- новый Бирск», «Природа Башкортостана»- прослушиваются песни о родном городе, чтение стихов, экологических сказок;
- осуществляется знакомство с флагом, гербом и гимном родного города, республики, России, рассказывается о достопримечательностях города Бирска, нашего края;
- проводятся целевые прогулки, планируется посещение краеведческого музея,
- планируются и проводятся экологические музыкальные мероприятия «Матушка наша – Земля» и другие.
Целесообразно проводить «уроки доброты», целью которых является развитие интереса к природе, формируется положительное эмоциональное отношение к ней, желание беречь и заботиться о ней, воспитание чуткости, чувства сопереживания живым существам. Предлагаются следующие темы «уроков доброты» : «Что значит быть добрым», «Когда я был добрым по отношению к природе», «Кого можно считать заботливым», «Любить природу - что это значит».
Игра является ведущей детской деятельностью дошкольников и вместе с тем источником их положительных эмоций. Дети получают новые знания о природе, и происходит формирование осознанно-правильного положительного отношения к ней. В целях воспитания позитивного отношения детей к природе родного края проводятся экологические развлечения. Предлагаются следующие темы экологических развлечений : «В гости к Лесовичку», «У природы нет плохой погоды», «Природа-волшебница».
Опытническо-экспериментальная деятельность является одним из главных способов познания окружающей действительности, в ходе которой дети учатся не только наблюдать, но и размышлять, творить, экспериментировать. Осуществляется экспериментальная деятельность дошкольников. Темы «Мой цветущий детский сад», «Деревья нашего двора».
Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные эмоции, а также стремление рисовать, мастерить поделки из природного материала. Поэтому дальнейшая работа по формированию патриотических чувств также проводится на занятиях по художественно-творческой деятельности.
Работа с детьми по ознакомлению с родным краем и воспитанием патриотических чувств ведется и в книжных уголках, где выставляются книги познавательного характера, иллюстрации, фотоальбомы о родном крае, городе, предметы народного прикладного искусства.
Обязательным компонентом работы в течение года должна быть природоохранная детская деятельность. Ведь охранять природу-это значит охранять Родину. Целесообразно всем воспитателям, детям и родителям выходит с «экологическим патрулем» для наведения порядка на территории детского сада, площадки, близлежащего окружения (парк и т. п., проводить акции «Чистый город», «Береги птиц». Тем самым, дети участвуют в общем деле, становится сопричастным к жизни города, социума. Желательно наладить связь с природоохранными организациями.
Понимая важность предметно-развивающей среды в формировании личности ребенка необходимо большее внимание уделять «башкирским уголкам», которые способствуют формированию нравственно-патриотических чувств дошкольников.
Работа по формированию патриотических чувств через экологию строится в тесном взаимодействии с родителями. Проводятся тематические родительские собрания, консультации для родителей, родители привлекаются к организации творческих выставок, принимают участие в выставках поделок их природного материала, бросового материала, в оформлении участков к зимнему и летнему сезону, в проведении совместных экскурсий, праздников, походов, выставок и конкурсов.
Предлагаемая система работы по формированию патриотического сознания через экологическое образование способствует развитию у дошкольников чувства гордости за свою малую Родину, за Родину, за свой народ, способствует формированию патриотических чувств.
Итак, говоря о воспитании гражданственности и патриотизма, мы
должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал
Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего,
чтобы его стремления и желания были направлены на созидание,
самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря
которым мы твердо скажем о нем, что он патриот и гражданин своей Родины.