Лариса Гришко
Палочки Кюизенера — эффективное средство формирования элементарных математических представлений дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Игровая технология "Палочки Кюизенера" - эффективное средство формирования элементарных математических представлений дошкольников
Актуальность
Публикация «Палочки Кюизенера — эффективное средство формирования элементарных математических представлений дошкольников» размещена в разделах
Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать новое. Ребёнок по своей природе - исследователь, экспериментатор, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Логико-математическое мышление детей основывается на чувственном опыте и на развитии представлений не только о количестве, но и о форме, величине, размере, о соотношениях. Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей. Математика по праву занимает большое место в системе дошкольного воспитания. Любая математическая задача на смекалку несёт в себе определённую умственную нагрузку. Умственная задача - найти путь решения – реализуется средствами игры и в игровых действиях. Одним из таких средств познания являются палочки Кюизенера.
Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему пособию. Этот материал используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школы.
Палочки Кюизенера
Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками.
Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет “через руки” ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн. др. Набор способствует развитию детского творчества, развитию фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.
Палочки, как и другие дидактические средства развития математических представлений у детей, являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно-познавательной деятельности ребенка.
На начальном этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами.
На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
Используя цветные числа, реализуется один из важнейших принципов дидактики - принцип наглядности. Игры-занятия с палочками позволяют ребенку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений. Важны для накопления чувственного опыта, развития желания овладеть числом, счетом, измерением, простейшими вычислениями. Кроме того, палочки Кюизенера помогают в решении образовательных, воспитательных, развивающих задач.
С математической точки зрения, палочки Кюизенера - это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка.
Цветные числа дают возможность сконструировать модель изучаемого математического понятия и решать следующие задачи:
Познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету).
Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине).
Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.).
Развивать логическое мышление, внимание, память.
Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Эта уникальная методика по изучению чисел проста и очень удобна в работе. Представляет собой разноцветные брусочки разного цвета и длины. Длина и цвет палочек подчинены единой системе. Например: все красные палочки длиной два сантиметра, синие – три, желтые – пять.
Счётные элементы, окрашенные в близкие цвета, визуально обособляются детьми, и эти предметы объединены в одно «семейство» по принципу кратности. В семейство "красных" входят числа 2, 4, 8, кратные двум. Семейство "синих" состоит из чисел 3, 6, 9, кратных трем; числа кратные пяти обозначены оттенками желтого цвета - 5, 10. Наименьшая палочка в наборе имеет длину 1 см и является кубиком. Кубик белого цвета - целое число, укладывается по длине любой палочки. Белый кубик - это единица, розовая палочка в два раза длиннее, чем белый кубик и является числом 2. Голубой палочке, то есть числу 3, соответствуют три кубика (1+1+1) или белый кубик и розовая палочка (1+2). Числу 4 - красной палочке соответствуют четыре белых кубика (1+1+1+1, или белый кубик и голубая палочка (1+3, или две розовых палочки (2+2, и тому подобное с другими палочками.
Выделение цвета и длины полосок развивают у детей представления о числе на основе счета и измерения. Выделения цвета и длины помогут освоить сенсорные эталоны (цвет, размер, и способы познания сопоставления предметов по цвету, ширине, длине и высоте. Дети легко начинают ориентироваться в дробях. С помощью палочек ребенку легко объяснить, что один – это две половинки, что такое четыре четверти.
Организуя занятия с палочками Кюизенера необходимо использовать методы и приемы, которые позволят обеспечить мотивацию детей:
Для того чтобы поддержать интерес к обучению, необходимо использовать игровые методы и приемы, так как содержанием дошкольного обучения должно быть только то, что можно решить средствами игры.
Сюжетная подача математического содержания (использование сюжетов, сказочных персонажей).
Сенсорная привлекательность материала, с которым дети имеют дело (демонстрационный, раздаточный матерная, схемы, игры).
Предлагаемые игры-занятия предполагают совместный поиск решения, коллективное размышление, интеллектуальное сотрудничество, а не соревнование и поиск ошибок друг у друга.
Не травмирующая оценка. В младшем возрасте - только положительная, подкрепляющая стремление ребенка что-то сделать или узнать. В среднем и старшем - сравнение результатов деятельности ребенка с его же собственными предшествующими достижениями, а не с работой других детей.
Знакомить детей с палочками можно уже с 1,5-2 лет. Сначала дети знакомятся с палочками, манипулируя ими, выстраивая по образцу взрослого дорожки, поезда, заборчики, ворота и т. д.
Разнообразить игры маленьких детей с цветными палочками нужно хорошо известными нам приемами: для матрешки в красном сарафане выложим красную дорожку, а для матрешки в желтом сарафане - желтую. Для большого медведя строим широкую бордовую дорожку, а для маленького мишутки - узкую голубую.
Дети постарше моделируют по рисунку, а потом по схеме. Желательно сначала предложить детям цветную схему в натуральную величину палочек. Дети накладывают палочки на схему, а потом, со временем, учатся выкладывать на столе, на ковре. Затем можно предложить моделировать произвольно, перенести эти модели на бумагу, т. е. создать схему.
В работе с дошкольниками может использоваться упрощенный вариант набора цветных палочек, содержащий 144 палочки; в нем белых палочек 36, а остальных — по 12 каждого цвета. Палочки дают возможность выполнять упражнения и в горизонтальной и в вертикальной плоскости на одном и том же месте, например на столе, в то время как полоски размещаются или на столе (горизонтальная плоскость, или на фланелеграфе (вертикальная плоскость). С палочками и полосками можно «играть» и на полу. Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность.
Храниться набор может в целлофановом пакете, коробке или ящике с ячейками, в которые ребенок раскладывает палочки сам. Эффективное применение палочек Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами (например, с логическими блоками, а также и самостоятельно.
Игры и упражнения с палочками позволяют разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме, а также воспитывает у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли; положительно влияют на саморазвитие ребенка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение, самоконтроль.
Заключение
Использование палочек Кюизенера способствует:
• Развитию психических процессов: восприятия, мышления (анализ, синтез, классификация, сравнение, логические действия и др., зрительной и слуховой памяти, внимания, воображения, речи.
• Развивается детское творчество, фантазия и воображение, познавательная активность.
• Развивается умение работать в коллективе.
• Подводят к осознанию отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн. др.
В более старшем возрасте:
• Учат детей делить целое на части и измерять объекты условными мерками.
• Способствуют формированию понятия числовой последовательности, состава числа.
• Позволяют подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел.
Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Возможна и фронтальная работа со всеми детьми. Воспитатель предлагает детям упражнения в игровой форме. Это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки. Занятия с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.