Березовская Cветлана
Палочки Кюизенера как средство развития интеллектуальных способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение ребенка является сложным процессом, поэтому наличие дополнительных средств и методик служит отличным подспорьем для получения хорошего результата. Процесс освоения речи не представляет существенных трудностей, так как нарабатывается ежедневно в процессе роста и развития ребенка, а вот обучение счету является следующим этапом, для которого потребуются дидактические методики.
Публикация «Палочки Кюизенера как средство развития интеллектуальных способностей дошкольников» размещена в разделах
Наиболее удобной и проверенной является методика работы с детьми при помощи палочек Кюизенера, освоить которую несложно, зная основные закономерности процесса.
Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», «цветными палочками», «цветными числами», «цветными линеечками». Автор этой методики Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей.
Особенностью данного набора является то, что палочки в нем отличаются размером и цветом, что позволяет быстрее ассоциировать нужное число с определенным цветом:
• первая – это самая маленькая палочка и ее цвет белый;
• вторая по размеру палочка – розовая;
• третья по размеру палочка – голубая;
• четвертая палочка – красная;
• пятая палочка – желтая;
• шестая – фиолетовая;
• седьмая по величине – черная;
• восьмая – бордовая;
• девятая – синяя;
• самая большая палочка окрашена в оранжевый цвет.
Игровые задачи цветных палочек
Счетные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое.
Набор способствует развитию детского творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.
Основные достоинства методики
• Цена
Палочки Кюизенера (в упрощенной версии) в среднем стоят не более 600 руб. И это огромный плюс набора, особенно если учесть, что сделанное вложение - не на один год!
• Наличие инструкции
Не все дети одинаково креативны. Некоторые предпочитают работать по образцу: им так спокойнее и удобнее. Впрочем, иногда, немного освоившись, еще вчера отрицавшие любое новаторство дети тоже понемногу начинают экспериментировать. Так что если ваш ребенок в силу возраста или склада характера предпочитает работать по готовым схемам, он всегда сможет воспользоваться прилагающимися к набору образцами. Ну а если он проявляет творческие способности – тут у него и вовсе полная свобода и простор для фантазии!
• Многофункциональность
Палочки Кюизенера – это настоящая кладезь игровых и образовательных возможностей. Несмотря на внешнюю простоту, они обладают волшебным свойством подстраиваться под каждого конкретного ребенка, быть для него тем, что ему нужнее и интереснее всего. Недаром говорят, все гениальное – просто!
Эти палочки умеют «расти» вместе с ребенком, к ним можно возвращаться вновь и вновь. На каждом новом этапе развития ребенка они станут вам незаменимым помощником!
• Долговечность
Палочки Кюизинера невозможно сломать, они сделаны из качественного пластика и готовы ко всему. Вы можете не переживать за их сохранность и не требовать от ребенка обращаться с ними осторожно. Случайно уронив их или специально разбросав в порыве гнева, маленький хозяин не причинит им никакого вреда. Главное – ничего не терять. Чем меньше деталей – тем меньше возможностей.
• Компактность
Палочки Кюизенера можно брать с собой в дорогу, в отпуск, в гости – они занимают минимум места и почти ничего не весят, при этом всегда помогут вам занять ребенка в ситуации, когда другие развлечения недоступны.
На начальном этапе занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.
На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
Приведу примеры использования палочек Кюизенера на занятии по ФЭМП в
подготовительной группе.
Игра «Лестница»
(сравнение предметов по длине, ширине, высоте)
Педагог предлагает детям выложить лестницу. Лестница может получиться любой высоты, в зависимости от того, сколько палочек возьмут дети и какой они будут длины.
Работа может выполняться в парах
Вопросы:
- Из скольких палочек построена ваша лестница?
- Сколько ступенек в лестнице?
– Как узнать, чья лестница выше?
– Чья лестница шире?
– Сколько шагов вы сделаете, чтобы подняться до самой верхней ступеньки?
У детей могут получиться лестницы одной высоты, но с разным количеством ступеней.
В этом случае воспитатель может спросить, почему получилось разное количество шагов.
Игра «Назови соседей»
(совершенствование навыка количественного счёта и учения называть предыдущие и последующие числа)
На столе набор палочек, цифры в пределах 10.
Воспитатель предлагает детям выложить палочки по порядку от самой низкой до самой высокой.
- Сколько палочек вы использовали?
С помощью считалки выбирается водящий. Водящий показывает палочку из набора и предлагает играющим показать и назвать соседей данного числа и объяснить свой выбор. Например, надо найти соседей числа 7 (чёрная палочка). (Соседи чёрной палочки – фиолетовая и бордовая. Чёрная палочка обозначает число семь. Соседи числа семь – шесть и восемь. шесть – сосед слева, восемь – сосед справа.)
Палочки возвращают в набор. Игра повторяется несколько раз
Игра «Хвойный бор»
(совершенствование умения видеть форму в предметах, воспроизводить сходство с реальными предметами)
Воспитатель предлагает детям загадать загадки о елке, после этого загадывает свою загадку:
Ее всегда в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
Вопросы и задания
– Отсчитайте три палочки, каждая из которых соответствует числу три и сделайте из них треугольник. Какого он цвета?
– Что может быть такой формы? (Косынка, кусок торта и др.)
– Выложите под первым треугольником такой же треугольник. Что получилось? (Елка.) Чего у нее не хватает? (Ствола.) Сделайте ствол елки.
Затем воспитатель предлагает детям выложить еще две елки, выше и ниже выложенных ранее
– Что за лес у вас получился? (Хвойный бор или лесные посадки елок.)
– Чем похожи все елки? Чем отличаются?
Таким образом, работа с палочками Кюизенера очень нравится детям и помогает лучше усвоить программный материал.