Альбина Павлова
НОД по познавательному развитию «Ознакомление со свойствами света»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности; развивать мыслительные операции.
Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами света, уточнить представления об источниках света.
2. Формировать навыки исследовательской деятельности.
Публикация «НОД по познавательному развитию „Ознакомление со свойствами света“» размещена в разделах
3. Развивать познавательную активность в процессе знакомства со свойствами света, развивать мыслительные операции, делать выводы, выдвигать гипотезы.
4. Воспитывать самостоятельность, любознательность, коммуникабельность, аккуратность в работе, соблюдение техники безопасности.
5. Активизировать словарь детей: свет, тень, проводить опыт, прозрачные, непрозрачные, полупрозрачные,
6. Воспитывать доброжелательные отношения, развивать коммуникативные навыки, навыки взаимопомощи.
Материалы и оборудования:
Проектор, экран, ноутбук, видеофрагмент из мультфильма «Смешарики. Пин-Код», карточки (свеча, молния, солнце, луна, фонари, спичка, фонарики, фольга, ткань, картон, книга, прозрачная пленка, свеча, диск, мольберт, домик, ширма.
Ход НОД:
Загадка.
Наступили холода,
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь,
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает:
Когда это бывает? (зимой)
Воспитатель: А почему зимой холодно?
Дети: Солнце низко, лучи солнца падают косо и воздух не нагревается.
Воспитатель: Как вы думаете, солнце зимой совсем не греет?
Дети: Греет совсем–чуть
Воспитатель: Значит, солнце дает тепло, а еще что дает солнце?
Дети: Дает свет
Воспитатель: Молодцы, вы правильно сказали от солнца тепло и светло.
Солнце является главным источником света для нас днем.
Солнце – это естественный источник света на Земле. Оно светит всегда и никогда не гаснет. А давайте представим, что будет, если солнце престанет светить?
Дети отвечают.
Воспитатель: А ночью, что- то светит, или совсем ничего не светит?
Дети: Ночью свет дают луна, звезды, уличные фонари. А дома свет дают лампочки, лампы, свечи.
Воспитатель: Правильно рассуждаете. Какие объекты природы дают нам свет?
Дети: Свет солнца, луны, звезд, молнии.
Воспитатель: Значит, их можно назвать природными, естественными.
Воспитатель: Помимо естественных источников света есть еще и искусственные, то есть те, которые придумал человек, для своего более комфортного существования. Какие источники дают искусственный свет?
Дети: Свеча, фонарик, лампочка, спички.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Свет бывает разный».
Ребята, вам нужно разложить картинки на две группы: свет в природе : ( Карточки: солнце, луна, звезды, молния, искусственный свет — изготовленный людьми: ( Карточки: фонарь, лампочка, спички, свеча).
Воспитатель: Назовите естественные источники света.
Дети: Солнце, луна, звезды, молния.
Воспитатель: Назовите искусственные источники света.
Дети: Фонарь, лампочка, спички, свеча.
Слышится стук или возня
Воспитатель: Хотите узнать, кто живет в этом домике?
Дети: Да, очень хотим!
Воспитатель: У домика есть труба. Предлагаю вам по очереди подойти и заглянуть в нее.
Дети по очереди смотрят в трубу и отвечают, что ничего не видят.
Воспитатель: Как вы думаете, почему вам ничего не видно?
Дети: В домике темно и нет света.
Воспитатель: Как сделать так, чтобы мы смогли увидеть то, что находится внутри домика?
Дети: Открыть окна, тогда попадет свет и осветит все внутри нее.
Воспитатель: А если мы не будем открывать окна, как сделать, чтобы в нем было светло?
Дети: Можно чем-нибудь посветить. Например, включить фонарик и посветить в трубу.
Воспитатель просит детей посмотреть в домик с включенным фонариком и ответить на вопрос: Что вы увидели в домике?
Дети смотрят и высказывают предположения:
В домике кукла.
Воспитатель: Почему мы теперь видим то, что находится внутри домика?
Дети: Появился свет, стало светло, и мы увидели внутри домика куклу.
Герой: Здравствуйте ребята! Меня ваш знакомый профессор отправил к вам познакомить вас со светом, но я, кажется, все проспала.
Воспитатель: Нет, нет. Не переживай. Мы только начали разговаривать про свет. А чтобы ты лучше проснулась, давайте вместе подвигаемся.
Физкультминутка:
Солнечные зайчики играют на столе
Поманю их пальчиком – пусть бегут ко мне!
Ну – лови, лови скорей – вот, вот, вот левей!
Прыг-скок, прыг-скок, убежал на потолок
Воспитатель: Анна, что же ты для нас принесла?
Герой: Мне профессор передал фольгу, ткань, марлю, кувшин с водой, книгу, чтобы вы проверили, проходит через них свет или нет.
Воспитатель. Ну что, ребята, проверим?
Фонарики возьмем только тогда, кода я скажу. Чтобы выполнить задание правильно один должен светить фонариком, а другой должен держать предмет. Возьмите фонарик.
Дети делают опыт (у каждого на столе фонарики и различные предметы).
Воспитатель: Через какие предметы свет проходит?
Дети отвечают.
Воспитатель: Предметы, которые пропускают свет, называются прозрачными.
Воспитатель: А через какие предметы свет не проходит?
Дети отвечают.
Воспитатель: Предметы, которые задерживают свет, называются непрозрачными.
Есть предметы, через которые свет немного проходит, они называются полупрозрачными.
Воспитатель: Значит, свет может проникать через прозрачные предметы, а через непрозрачные предметы – не проходит. А что будет, если встать на пути у света?
Дети: Тень.
Воспитатель: То, что предмет отбрасывает тень, использовали в теневых театрах. Хотите поиграть со светом и тенью.
Воспитатель Ширма у нас маленькая все сразу поиграть не смогут. Поэтому, кто -то будет вместо актера, а кто- то будет зрителем, а потом поменяемся.
Воспитатель: Почему тень видна на ширме?
Дети: Рука мешает свету.
Воспитатель выключает фонарик.
Воспитатель: Ребята, а сейчас есть тень?
Дети: Нет.
Воспитатель: А почему не стало тени?
Дети: Нет света.
Воспитатель: Значит, бывает тень без света?
Дети: Нет.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что есть предметы, у которых не бывает тени. Сейчас я покажу вам фокус. (Зажечь свечку и держать на расстоянии 10-15 сантиметров от стены. Посветить на свечку фонариком, и убедиться, что на стене отражается только рука и сама свечка).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что мы видим на стене?
Дети: Тень руки и тень свечки.
Воспитатель: Правильно, огонь не отбрасывает тени, так как не препятствует прохождению света сквозь себя.
Герой: Ребята, вы любите смотреть мультфильмы.
Дети: Любим.
Герой: Для вас профессор передал мультфильм, хотите посмотреть. Я даже сам не знаю что там.
Дети: Посмотрим
Просмотр фрагмента мультфильма «Смешарики Пин-код»
Воспитатель: Ребята, а вы хотите побыть волшебниками и разделить свет на семь спектров, и сделать свою радугу в группе.
Дети совместно с воспитателем проделывают опыт.
Герой: Молодцы! Ребята, вы настоящие помощники профессора. Я ему обязательно расскажу, какие в этой группе дети умные.
Воспитатель: Вам понравилось проводить опыты со светом?
Что понравилось?
Что вам больше всего запомнилось?
Какой вывод можно сделать?
Свет — это форма электромагнитной энергии, которая помогает нам видеть окружающие вещи. Он повсюду вокруг нас и большую часть времени остается с нами. Свет состоит из фотона, частиц света.