Наталия Кирюшкина
Ознакомление дошкольника с родным языком в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление дошкольника с родным языком в ДОУ
Актуальность:
В современных условиях, в связи с ориентацией образования на воспитание человека культуры, возникла потребность возрождения культурных ценностей народа. Человек проявляет и познает себя в культуре. Несформированность знаний о культуре своего края и народов, проживающих рядом, обуславливает отсутствие у него поликультурной компетенции. Наиболее живой и современной составляющей национальной культуры является язык. Национальный язык является одним из условий и форм влияния национальной психологии на личность и гарантом существования нации. Поэтому активизация внимания общества к вопросам развития национальной культуры, сохранения культурно - исторического наследия приобретает особую актуальность.
Публикация «Ознакомление дошкольника с родным языком в ДОУ» размещена в разделах
Цели:
- Развитие интереса к культуре народов родного края и родному языку;
- Развитие двух основных функций устной речи (понимание и говорение);
- Сохранение ценностей народной культуры в аспекте взаимодействия семьи и детского сада.
Задачи:
- Формировать у детей правильное произношение всех звуков;
- Учить детей различать на слух и воспроизводить слоги с твердыми и мягкими согласными, глухими и звонкими. Формировать умение произносить различные звукосочетания. Формировать фонематический слух;
- Способствовать формированию словаря, побуждать детей применять изученные слова в своей речи;
- Формировать навык элементарного речевого общения на мордовском ("эрзя") языке;
- Знакомить детей с литературными произведениями (авторскими и народными, играми, песнями на мордовском языке.
- сформировать информационно - педагогический фонд разработок по данному направлению.
Принципы организации образовательного процесса:
- Интеграции;
- Комплексно-тематический;
- Развивающего образования;
- Необходимости и достаточности;
- Индивидуального подхода.
Каждый народ имеет свои корни. Это язык, культура, история, традиции, обычаи. Может ли человек, не зная родного языка, не уважая культуру и традиции своего народа, считаться его представителем? Будет ли он ценить и уважать язык, культуру других народов? думается, что нет.
Традиции мордовского народа уже угасали, уходили в старину. Но в настоящее время большое внимание уделяется регионализации образования, в том числе и в Республике Мордовия, что способствует формированию любви к родному краю, уважения к народам, населяющим республику, воспитанию культуры общения на мордовском языке. Именно в дошкольном возрасте важно приобщение личности к истории и национальному культурному наследию. В этот период начинают развиваться чувства и черты характера, которые незримо связывают ребёнка со своим народом. Корни этой связи — в языке народа, в его песнях, играх, впечатлениях, получаемых ребёнком от природы родного края. Основной задачей данного направления - является привитие детям интереса и желания говорить на мордовских языках, расширять их знания при ознакомлении с национальной культурой и традициями. Работая над данным направлением, ставлю перед собой такие цели: познакомить детей с историей Республики Мордовии, расширить представления детей об изделиях мор донского декоративно-прикладного искусства.
Воспитывать у детей интерес к мордовскому языку, стремление общаться на мордовском языке. Для осуществления цели приобщения детей мордовскому языку добиваюсь, чтобы дети внимательно слушали, понимали речь в различных ситуациях, правильно выполняли мою просьбу, команды. Во время обучения языку решаю и воспитательно-образовательные задачи, знание детей со сказками, традициями, обычаями мордовского народа, воспитываю их в духе уважения к другим народам. Развивая ребенка в этнокультурной сфере, делаю акцент на приобщение его к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении. Обучение мордовскому языку ведется в работе кружка «Разговариваем на мордовском языке». Занятия проводятся два раза в неделю во второй половине дня.
Первый год обучения начинается со средней группы. Знакомлю детей с историей и культурой мордовского народа, декоративно-прикладного искусства, изобразительного искусства, с фольклором.
Второй год обучения — изучаем темы. «Мы живём в Мордовии», «Наш город», «Звери и птицы», «Части тела» и другие темы. На каждом занятии дети усваивают в среднем 5-8 слов. К концу обучения дети знают названия предметов, счёт и цвет предметов, могут рассказать о себе, о семье. С ранних лет внушаю ребенку, что любить мордовский язык — значит любить родину, родных, значит творить добро. Родной язык развивает ум и мышление детей.
В своей работе использую программу «Валдоня», программу и методические рекомендации по обучению детей мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в ДОУ (автор А. И. Исайкина). Со своими коллегами разработали свою программу по изучению эрзянского языка. Составили перспективные планы по всем возрастным группам, диагностику уровня знаний детей, разработала серию конспектов занятий, праздников, развлечений по обучению детей эрзянскому языку. Усвоению эрзянского языка способствует предметно-развивающая среда в группе, где представлены предметы народного быта, народно-прикладного искусства, оформлен дидактический материал по изучению эрзянского языка. Весь имеющийся практический материал дополнен теоретическим. Например: фотоальбомами «Саранск", «Моя Мордовия», «Народные костюмы».
Чтобы вызвать интерес к мордовскому языку, желание научиться понимать и говорить, занятия провожу в игровой форме. Ни в какой другой деятельности дети не проявляют столько настойчивости и интереса, как в игре. Эту особенность я и использовала в работе. Как и дети других народов, наши дети любят поиграть, порезвиться. Особое внимание уделяю национальным подвижным играм.
Чтобы ребята лучше усвоили язык, увидели разнообразные формы выражения мыслей, я часто стала использовать стихи, загадки, потешки, некоторые из них разучиваем наизусть для того, чтобы детям было легче запоминать слова и не пропал интерес к изучению мордовского языка использовала : игрушки, раздаточный материал, дидактические игры как: «Кто лишний?», «Кого не стало?», «Кто? Что?», «Кот и мыши», «Когда это бывает?», «Кто, что делает?» и ряд других игр.
Соблюдая принцип от простого к сложному, провожу комплексные занятия, включая обучение мордовскому языку на занятиях по развитию речи, ИЗО, физическому развитию.
Внимательно наблюдаю за развитием творческих способностей. К концу обучения дети рисуют узоры по мотивам вышивки, составляют узоры на геометрические фигуры, чередуя их по цвету, форме; лепят изделия из теста, расписывают гуашью.
Чтобы дети лучше усвоили мордовский язык, я стараюсь больше общаться на мордовском языке. Если что-то не поняли, я перевожу на русский язык. Усвоение детьми нового слова представляет лишь начальную ступень обучения. Закрепление использования слова в речи начинается только после того, как оно понято детьми. Словарная работа тесно связана с выработкой навыков правильного произношения.
Работу по обучению эрзянскому языку провожу в тесном контакте с родителями. Показываю им открытые занятия, развлечения на эрзянском языке, оформляю выставки о Мордовии, Саранске.