Наташа Салихова
Конспект занятия «Откуда пришел хлеб»
▼ Скачать + Заказать документы
«Откуда пришел хлеб».
Цель: дать детям представление о том, как выращивали хлеб в старину. Познакомить с последовательностью трудовых действий, орудий труда, народными традициями. Донести до сознания детей, что хлеб – это итог работы многих людей. Закрепить знания о последовательности роста растений и необходимых погодных условиях.
Материал: иллюстрации с изображением крестьянина-сеятеля, процесса жатвы и молотьбы, каравай.
Публикация «Конспект занятия „Откуда пришел хлеб“» размещена в разделах
Предварительная работа: отгадывание загадок о хлебе, заучивание стихотворений, объяснение и засовывание пословиц о хлебе, чтение рассказов М. Глинской «Хлеб», М. Пришвина «Лисичкин хлеб».
Ход занятия
Ребята, отгадайте, о чем мы сегодня будем говорить.
Отгадать легко и быстро
Легкий, пышный и душистый.
Он и черный. Он и белый
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет?
(хлеб)
Вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогали вам догадаться, что это хлеб? (мягкий, пышный, душистый, черный, белый). Этот продукт мы все очень любим. Он всегда есть у нас на столе. А из чего делают хлеб (из муки) А какая бывает мука (пшеничная, ржаная). Какой хлеб получается из пшеничной мук? (белый). А какой из ржаной? (черный). Ребята, мы с вами знаем, как люди выращивают пшеницу и рожь. Очень много у них помощников в наше время – это машины, трактора, сеялки, комбайны.
Ребята, путь от зерна до каравая длинный и трудный. Прежде ечм на нашем столе окажется свежий хлеб, надо вырастить зерно!
Давайте вспомним с вами, что нужно сделать сначала.
Мы с вами сейчас поиграем в дидактическую игру «Какие машины помогают вырастить хлеб».
Я приглашаю 1 ребенка к стенду с картинками, он должен выбрать ту картинку которая подходит к теме.
1. Вспахать поле. Пашут трактора. Что бы вспахать землю к тарктору прикрепляют плуг – он переворачивает землю, земля становиться рыхлой, мягкой, убирают сорняки. А удобряют ее чем? Кто знает? Правильно навозом.
2. Приглашая следующего ребенка. Так, что делают потом? Сеют! Как такая машина называется – сеялка! Это орудие состоит из рамы. Опорных колес и ящичков-бункеров, в которых помещают семена, еще есть заделывающий устройства, которые засыпают бороздки землей и выравнивают поверхность.
3. Следующий этап – уборка урожая. Сбор зерна на машины комбайны. Она называется жатва. Уборка зерна – это трудоемкий процесс.
4. Из зерна делают что? Муку. Но прежде, чем зерно превратиться в муку, оно проходит очень большой путь! Его принимают, хранят правильно, подготавливают к помолу, мелят. Перед, тем как зерна молоть, их необходимо очистить от кусочков земли, мусора. Где мелят муку (на мельнице). Правильно, молодцы!
Сейчас мы с вами сделаем физкульт-минутку.
-дует ветер с высоты
- гнуться травы и цветы
- вправо-влево, влево-вправо
-клонятся цветы и травы
- а теперь давайте вместе
- все попрыгаем на месте
- выше, веселей, вот так!
-переходим все на шаг
-вот и кончилась игра
- заниматься нам пора!
Отдохнули, размялись. А теперь я вам расскажу, как раньше наши предки выращивали хлеб. Нужно было конечно подготовить землю под посев – эта работа очень тяжелая. Что бы земля ожила, ее надо вспахать. Пахали в те времена сохой. Этот инструмент крестьяне могли смастерить сами.
Вот посмотрите на эту картинку № 1. День сева – один из самых ответственных и самых торжественных дней в году. Перед началом полевых работ крестьяне мылись в бане, надевали чистые рубахи, кланялись в пояс земле-матушке, просили о богатом урожае.
И с лукошком на груди выходили в поле.
Показываю картинку № 2. В лукошке лежали семена пшеницы и ржи. Вот идет крестьянин и разбрасывает пригоршню зерна веером, слева-направо. Давайте представим, что мы сеятели (дети показывают как разбрасывать зерно) В те времена не было никаких прогнозов погоды. А как вы думаете, какая должна быть погода в этот день? (безветренная) Почему? (что бы семена ровно ложились в борозды).
Ребята а что необходимо для жизни и роста растений (солнце, дождь). Вот и кликали люди дождик. Давайте все вместе скажем закличку:
«Дождик, дождик, поливай,
Будет хлеба урожай,
Будут булки, будут сушки
Будут вкусные ватрушки!»
Но русский народ не только пел заклички про хлеб, но и сложил много пословиц о хлебе. Вы помните, давайте расскажем, молодцы!
Ну что ж выросла пшеница и рожь. Пришла пора собирать урожай. Показываю картинку №2-3. В старину это делали так! За дело брались вместе, всей семьей выходили в поле. Брали мужики в руки косы, а женщины серпы и шли в поле. Вот посмотрите на картинку №2. Вот этим орудием труда убирали хлеб. Срезали в колосья и собирали их в снопы. Показываю картинку №4. Но колосья надо было обмолотить, то есть вынуть из колосьев зерна. Для этого люди брали цеп (или по другому колотило) ручное орудие для молотьбы и били им по колосьям. Затем зерно просеивали и везли на мельницу, там его мололи и получалось что? Мука. Показываю картинку №5. А из нее мы знаем готовили много вкусного, а самое главное – ХЛЕБ! Показываю картинки № 6, №7.
Сейчас вставайте мы с вами поиграем в игру «Какой? Какая? Какое?»
Хлеб из ржи? Поле с рожью
Каша из пшена? Поле с пшеницей
Каша из пшеницы? Поле с овсом
Каша из овса? Поле с ячменем
Каша из гречихи? Поле с гречихой
Каша из кукурузы? Поле с кукурузой
Каша из риса? Поле с рисом
Молодцы! За то, что вы к хлебу умеете бережно относиться. Я принесла вам в подарок Каравай! Спасибо!