Марина Анпилогова
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Откуда берутся барханы?»
▼ Скачать + Заказать документы
Курган 2017
Конспект непрерывной образовательной деятельности
по познавательному развитию в рамках реализации ФГОС ДО.
Тема: «Откуда берутся барханы?»
Программное содержание: Формировать представление детей о составе природного песка, его свойствах и качествах. Закрепить правила безопасности работы с песком. Развивать способности овладевать средствами познавательной деятельности способами обследования объекта, формировать наблюдательность, интерес к экспериментированию. Стимулировать желание для самостоятельного исследования предметов и объектов неживой природы, Воспитывать умение слушать своих товарищей.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе „Откуда берутся барханы?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Алгоритм :
1. Сюрпризный момент, беседа.
2. Проведение опытов.
3. Работа с искусственным песком – аппликация.
4. Анализ.
Материалы:
Песок разной структуры, цветной песок, 1 стакан с водой, поднос, 2 тазика, лупа, шаблоны, пульверизатор, соломки для коктейлей, клей, кисточку на каждого ребенка, шаблоны для аппликации, ложечка, иллюстрации (пустыня, барханы, дюны, лупы, воронка, поролон, вата.
Ход НОД
I. Организационный момент.
Воспитатель: Дети к нам в группу пришло письмо из пустыни Сахара. Пишет вам верблюжонок Вилли. Он пишет, что в пустыне творятся чудеса. Утром пустыня гладкая и ровная (фото, а к вечеру как по волшебству появляются песочные горы – барханы (фото). Он пишет, что совершенно ничего не понимает и просит нас помочь разобраться. А в знак благодарности за по-мощь, он высылает нам частичку Солнечной пустыни.
(обращаю внимание на мешочек с песком)
Воспитатель: Как же здесь могла уместиться частичка Пустыни? Ничего не понимаю. Давайте пощупаем, что это? На что похоже? (На песок). Открывает…Действительно песок. Щупает, закрывает глаза. Правда, я как будто в пустыне. А кто хочет попробовать? ( Ребенок: я). Нравится? А что ты чувствуешь? А какой песочек на ощупь? Я предлагаю взять горсть песка и про-пустить его через пальцы. Посмотрите, как сыпется песок, как водичка. Как же так? Да - это задачка для настоящих исследователей! Чтобы узнать о песке и помочь разобраться, что происходит верблюжонку Вилли, я предлагаю, вам пройти в нашу лабораторию. Надевайте фартуки.
II.Содержательный момент.
Воспитатель: Уважаемые исследователи, займите свои рабочие места. У каждого на столе есть необходимое оборудование для исследовательской работы. Мы будем определять свойства песка.
Воспитатель: Дети, песок – кусочки породы. Камень под воздействием ветра, дождя разрушается и получается… песок. Существуют места, где много песка. Как вы думаете где? (это морские берега и пустыни).
Воспитатель: Дети, а почему на песке не растут растения? (песок, его крупные зёрна не способны удерживать воду и питательные вещества, необходимые для растений. Вот поэтому, вы не увидите много растений ни в пустыне, ни на пляже).
Воспитатель: Посмотрите, в разных коробочках насыпан песок, чем он отличается? (по цвету).
Воспитатель: Песок может быть разноцветным (коричневым, желтым, белым и даже чёрным). Есть песок строительный. Если к нему добавить цемент и воду – получится раствор. Он идёт на закладку фундаментов, жилых домов.
Из песка делают наждачную бумагу и стекло, песочные часы. Из песка лепят замки, рисуют песком.
ВЫВОД: песок создан природой.
Опыт 1. Фильтрация воды.
Воспитатель: Посмотрите, у вас стоят стаканчики с водой. Давайте покрасим воду и пропустим через наш песок. (Дети выполняют задание).
ВЫВОД: Песок – это природный фильтр. Так раньше очищали воду наши прабабушки. Оставьте опыт. К нему мы вернемся чуть позже.
Опыт 2. Обследование песка через лупу, на ощупь.
Воспитатель: А давайте попробуем взять немного песка, что мы ощущаем между пальцами? (Песок состоит из маленьких песчинок).
Воспитатель: Возьмите, пожалуйста, лупы и рассмотрите песок. Из чего состоит песок? (Из маленьких песчинок, они отделены друг от друга, очень мелкие, круглой формы, полупрозрачные).
ВЫВОД: песок состоит из песчинок.
Опыт 3. Растворяется или нет песок?
Воспитатель: Ребята, давайте проверим, растворяется ли песок в воде. Возьмите стакан с водой и положите туда 1-2 ложки песка и помешайте. Рас-творился ли песок в воде? (Нет, песок сел на дно стакана).
ВЫВОД: Песок не растворяется в воде, оседает. Он тяжелее воды.
Опыт 4. Пропускает или нет воду?
Воспитатель: А сейчас проверим, пропускает ли песок воду. Для этого в воронку наполненную песком медленно наливаем воду. Вода прошла через песок? (Да, песок пропускает воду).
Физкультминутка «Змейки на песке» (под минус Е. Железновой)
Воспитатель: Дети обратите внимание на первый наш опыт. Посмотрите, как вы думайте, вода стала чище? Сравните воду.
Опыт 5. Сухой – мокрый
Воспитатель: А сейчас подойдите ко мне. У меня здесь два ящика (тазика) с песком. Скажите, какой он? (Сухой).
Воспитатель: Правильно. А скажите, как можно сделать его влажным? (Полить). (Прошу полить из лейки)
Воспитатель: Как вы думаете, не трогая песок можно сказать, где сухой, а где влажный? (да, определим, какого они цвета? Влажный песок - темно-желтого, сухой песок - светло-желтого цвета).
Воспитатель: А как вы думаете, какой песок сыпучий, а из какого можно что-то лепить? (Сыпучий песок – сухой. Из влажного песка можно лепить, строить дома)
Воспитатель: Хотите, проверим. Попробуем слепить из песка ком.
Воспитатель: Правильно. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.
Воспитатель: А как вы думаете, на каком песке можно оставить следы, а на каком нет? (Дать игрушки зверей и попробовать оставить от них следы).
Воспитатель: А теперь пересыпьте песок через ситечко. Что у вас получи-лось? (Сухой песок легко пересыпается)
ВЫВОД: Следы остаются на влажном песке. Из него можно лепить. Сухой песок сыпется.
Опыт 6. Барханы
Воспитатель: Ребята, скажите, а где много песка? (в пустыне).
Воспитатель: Правильно. Посмотрите (рассматривание иллюстраций песчаной пустыни, на которой изображены барханы).
Воспитатель: Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки? (выслушиваются ответы, но не комментируются, дети сами ответят на этот вопрос ещё раз после окончания опыта).
Воспитатель: Дети возьмите, подуйте на песок, несильно, но довольно дол-го. Что с ним происходит? Правильно, он перемещается. Сначала появляются волны. Если дуть подольше, то песок из одного места переместится в другое. И что же мы увидим? (ответы) У самого "добросовестного" ветра появится песчаный холмик. Вот такие же песчаные холмы, только большие, можно встретить в настоящей пустыне. Называются эти песчаные холмы барханами. Когда ветер дует с разных сторон, песчаные холмы возникают в разных ме-стах. Вот так, с помощью ветра, песок путешествует в пустыне. Можно использовать вентилятор. Подвести детей к выводу «Ветер перемещает пе-сок с места на место. Так появляются барханы.
Воспитатель: Ребята, а какие животные живут в пустыне (Черепахи, верблюды, тушканчики, скорпионы).
Воспитатель: Есть ли польза от песка животным, обитающим в пустыне?
(Животные закапываются в песок от врагов, прячутся от жары, выкапывают глубокие норы (тушканчики) с разными ходами и выходами).
Воспитатель: Молодцы ребята. Вам понравилось? Что мы сегодня делали? Что интересного узнали? Я предлагаю поблагодарить верблюжонка за его подарок - частичку пустыни и частичку лета. И отправить ему частичку солнечного, нашего настроения!
А если вы хотите подарить ему песочную открытку. Тогда, возьмите трафареты, какой вам нравится, аккуратно закрасьте клеем, а с веху посыплем песочком. Вот так. Стряхните. Вот это волшебство! Когда клей высохнет, ваша открытка готова. Соберем все в конверт и отправил верблюженку.