Вера Толстопятова
«Острова знаний и умений». Конспект занятия (НОД) по познавательному развитию воспитанников подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: познавательное развитие (ФЭМП)
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие (ознакомление с предметным и социальным окружением)
Возраст детей: 6-7 лет
Формы занятия (НОД) : беседа, отгадывание загадок, обсуждение, дидактическая игра, игровое упражнение, моделирование, динамическая пауза.
Формы организации: группа
Задачи:
Публикация «„Острова знаний и умений“, Конспект занятия (НОД) по познавательному развитию воспитанников подготовительной к школе группы» размещена в разделах
Закреплять умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 20.
Закреплять умение в последовательном назывании дней недели.
Продолжать формировать умение составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10.
Развивать чувство времени, формировать умение регулировать свою деятельность в соответствии с временным интервалом.
Развивать внимание, память, логическое мышление.
Воспитывать усидчивость и умение работать в парах.
Закреплять знания геометрических фигур, умение видоизменять геометрические фигуры.
Оборудование и материалы: наборы цифр до 10 и знаков «плюс», «минус» по количеству детей; наборы «Колумбово яйцо» и набор «Дровосек» по количеству детей; мяч; песочные часы; простые карандаши и тетради в клетку по количеству детей.
Ход НОД
1. Игровая ситуация, создающая мотивацию к деятельности.
Воспитатель. Здравствуйте ребята. Скажите, на чём люди могут путешествовать? И так, я предлагаю вам отправиться сегодня в путешествие по островам знаний и умений. Мы будем путешествовать от острова к острову на разном виде транспорта. Какие виды транспорта, вы знаете? (Наземный, воздушный, водный.) А чтобы наше путешествие получилось интересным, нам нужно вспомнить дни недели, числа и цифры, прямой и обратный счет, как составлять и решать задачи на сложение и вычитание, геометрические фигуры. Готовы?
2. Повторение и развивающие задания
1. Дидактическая игра «Неделька».
В пути мы будем семь дней, как можно сказать, иначе? (Неделю.) Сколько дней в неделе? Назовите дни недели. Какой первый день недели? Какой последний день недели?
2. Загадка
Воспитатель. Послушайте внимательно, на каком транспорте мы отправимся на первый остров : Полотно, а не дорожка,
Конь, не конь – сороконожка,
По дорожке той ползёт,
Весь обоз, один везёт. (Поезд, железная дорога.)
Воспитатель. Правильно, мы отправляемся в путь по железной дороге на поезде. Поезд, какой вид транспорта? И попадаем на остров «Цифр и счёта».
3. Игровое упражнение «Найди цифру».
На стене цифровой ряд.
Дети, я буду читать вам стихотворение Джулии Рум «Барашки». В нем встречаются известные нам числа. Вы должны обозначить услышанное вами число на столе цифрой.
(после прочтения воспитатель совместно с детьми проверяет выполненное задание)
4. Дидактическая игра «Считай дальше».
Дети сидят за столами и называют числа по порядку от 1 до 20, передавая мяч друг другу. Последний возвращает мяч воспитателю, и начинают обратный счёт от 20 до1.
Детям предлагается сосчитать прямым и обратным счётом до 20 (группой; индивидуально два, три ребёнка). Воспитатель. На каком транспорте мы прибыли на остров? Какой это вид транспорта? Что мы делали на острове?
5. Загадка
Воспитатель. Я, предлагаю отправиться дальше в путь, и пересесть на другой транспорт, послушайте на какой:
Не пчела, не шмель, а жужжит,
Неподвижно крыло,
А летит. (Самолёт).
Воспитатель. Мы отправляемся в путь на самолёте. Самолёт, какой вид транспорта? И попадаем на остров «Примеров и задач». На острове нам надо помочь мальчику Пете правильно составить решить задачи на сложение и вычитание. Давайте вспомним структуру задачи, из каких частей состоит задача?
6. Игровое упражнение «Петя на острове «Примеров и задач».
Воспитатель сообщает детям : «Петя может вернуться с острова «Примеров и задач, когда составит задачу. Он составил такую задачу: «Я съел пирожное «Наполеон» и эклеры. Сколько пирожных я съел?» Уточняет: Можно ли решить Петину задачу? Почему её нельзя решить?» (В задаче нет чисел.)
Дети помогают Пете составить задачу правильно: «Я съел одно пирожное «Наполеон» и восемь эклеров. Сколько всего пирожных я съел?»
Дети определяют структуру задачи и решают её, «записывают» и «читают» её решение и ответ.
Воспитатель. Мы помогли Пете составить и решить задачу на сложение, а сейчас поможем составить и решить задачу на вычитание.
Воспитатель предлагает послушать задачу на вычитание, какую составил Петя, «Я заказал девять пирожных и съел восемь из них». (В задаче нет вопроса.) Проводится аналогичная работа.
Воспитатель. Дети мы с вами успешно помогли Пете составить и решить задачи на сложение и вычитание. И я предлагаю вам отдохнуть.
Динамическая пауза:
Сколько зайчиков у нас, (показывает цифру.)
Столько и подпрыгнем раз.
Сколько палочек до точки, (показывает цифру)
Столько встанем на носочки.
Сколько точек будет в круге, (показывает цифру.)
Столько раз поднимем руки.
Я предлагаю отправиться в путь дальше и пересесть на другой вид транспорта, послушайте на какой:
7. Загадка: По волнам дворец плывёт,
На себе людей везёт. (Корабль).
Воспитатель. Мы отправляемся в путь на корабле. Корабль, какой вид транспорта? И попадаем на остров «Времени». С помощью чего можно определить время? У часов есть: циферблат, стрелки. Что показывают стрелки, как они называются? Посмотрите на мои часы, как они называются? (Песочные часы) Что можно определить, с помощью этих часов? (Какую работу можно выполнить, за определённый промежуток времени.) Эти часы соответствуют пяти минутам, и я предлагаю вам за пять минут собрать «колумбово яйцо».
8. Игровое упражнение «Успей вовремя». (Проводится в парах.)
Воспитатель предлагает детям рассмотреть «колумбово яйцо» на доске: сосчитать его части и составить у себя на столах картинку по образцу за пять минут (показывает песочные часы).
Воспитатель проверяет, все ли дети успели выполнить задание, и напоминает о важности умения укладываться в заданное время.
Воспитатель мы с вами составили картинку по образцу из десяти частей, за пять минут.
9. Геометрические фигуры.
Вспомните, какие вы знаете геометрические фигуры.
Графический диктант (нарисовать геометрические фигуры по заданию воспитателя на листе бумаги)
С помощью других, знакомых вам геометрических фигур, дорисуйте недостающие части транспортного средства по вашему желанию.
Итог непосредственно-образовательной деятельности.
Воспитатель. Ребята, мы с вами побывали на островах и каждого есть своё название.
На каком транспорте мы путешествовали?
(Мы путешествовали по островам знаний и умений, на транспорте: наземном, воздушном, водном)
А что мы делали на этих островах (считали прямым и обратным счётом, составляли и решали задачи, работали по часам, вспоминали геометрические фигуры).
Как вы думаете, нужны вам эти знания и умения. Где они вам могут пригодиться? Важно ли детям учиться и узнавать, что-то новое?
Мне было приятно с вами работать. Спасибо. До свидания.