Получи документы

Особенности работы в ДОУ с детьми с ЗПР, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности

Наталья Новикова
Особенности работы в ДОУ с детьми с ЗПР, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности
▼ Скачать + Заказать документы

Детям с задержкой психического развития свойственна пониженная обучаемость, их необходимо держать под контролем постоянно, не оставляя без внимания.

В группе ДОУ встречаются гиперактивные дети, имеющие синдром дефицита внимания. Они очень заметны среди других детей. Такие воспитанники не сидят на месте ни минуты, вертят головой в разные стороны, отвлекаются на любой шум. Обычно никогда не доводят ни одно дело до конца и уже принимаются за новое. В течение нескольких минут могут раскидать все по группе, создавая неудобства для других ребят, при этом могут отнимать игрушки у детей и привлекать тем самым их внимание к себе, хотя часто так бывает, что отнятые игрушки им вовсе не нужны. Взрослых они не слушаются, кажется, все пролетает мимо их ушей. Такие дети становятся неуправляемыми. Склонны к неожиданной смене деятельности. Двигательная активность таких детей недостаточно контролируема. Таким детям свойственна неадекватная эмоциональная реакция, они легко возбуждаются, нарушают правила, в связи с неспособностью их усвоить и выполнить. Отношения со сверстниками и взрослыми по возрасту у таких детей не складываются, в связи с несоблюдением дистанции.

Публикация «Особенности работы в ДОУ с детьми с ЗПР, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности» размещена в разделах

Им свойственны: повышенная агрессивность, демонстративное поведение, которые осложняют им общение с окружающими. Продуктивность работы низкая. При утомлении появляется беспричинное раздражение, истерики, плаксивость, проявление агрессии по отношению к сверстникам, взрослым.

В такие моменты ребенок может причинить вред собственному здоровью и здоровью окружающих (поцарапать себя, биться головой об стол, стену; может укусить и ударить других детей, бросать в них без разбора различные предметы).

Следовательно, возникают проблемы эмоционального плана. Дети с сдвг испытывают подавленность, страхи. Им свойственны проявления апатии, при этом причины которых им не понятны. К сожалению, такое поведение: чрезмерная активность, импульсивность поведения негативно сказываются на обучаемости.

Основные задачи коррекционно-развивающего обучения:

- активизация познавательной деятельности воспитанников;

- повышение уровня их умственного развития;

-коррекция недостатков эмоционально-личностного развития;

- социально-трудовая адаптация.

Чтобы правильно организовать коррекционную работу с гиперактивными детьми с зпр, необходимо акцентировать внимание на следующих умениях ребенка:

-контролировать свои эмоциональные проявления;

-снимать мышечное напряжение;

-доводить начатое дело до конца;

-контролировать свои достижения;

-концентрировать внимание.

СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности — доставляет немало проблем не только его обладателю, но и окружающим его людям.

Детям необходима помощь взрослого, поддержка как со стороны семьи, так и со стороны психолога, воспитателя.

Взрослым и родителям необходимо изменить свое отношение к такому ребенку. Дисциплинарные меры воздействия на гиперактивного ребенка не подействуют, а иногда могут только нанести вред. Необходимо спокойное, ровное, позитивное общение с ребенком. Недопустима тактика вседозволенности, иначе ребенок в дальнейшем будет манипулятором. Все наказания и поощрения должны появляться вовремя.

Детям с сдвг и гиперактивностью ни в коем случае нельзя давать несколько поручений. Они их не в силах запомнить. Только по очереди и контролировать их результат. Нужно давать таким детям инструкции, содержащие не более 10 слов.

Необходимо сформировать четкую систему запретов на то, что касается безопасности ребенка. Как бы ни было трудно, но таких детей необходимо приучать к режиму дня и не позволять его нарушать. Абсолютной дисциплины от таких детей добиться невозможно.

Это только снизит работоспособность и усвоение материала на занятиях в детском саду. Воспитателю необходимо стараться находиться рядом с такими детьми при выполнении какого-либо задания, при этом спокойным тоном проговаривать действия воспитанника.

Проявление СДВГ

1. Невнимательность :

- ребенок не способен удерживать внимание на деталях, из-за этого он допускает

ошибки при выполнении заданий предложенных педагогом на занятиях;

-не в состоянии вслушаться в речь, обращенную к нему;

-не в состоянии усвоить правила работы и придерживаться их; в результате не доводит выполняемую работу до конца;

-испытывает большие трудности в процессе организации своей деятельности;

-старается избегать заданий, которые требуют дополнительного умственного напряжения;

-легко отвлекается;

-плохо запоминает, все забывает.

2. Гиперактивность :

- неусидчив, суетлив, постоянно вертится, выполняет какие-либо движения;

-может вскочить с места и пойти играть;

-двигательная активность как правило- бесцельна;

- часто чересчур говорлив;

- не может играть в тихие, спокойные игры.

3. Импульсивность:

- не дождавшись завершения вопроса, заданного педагогом, выкрикивает ответ, часто неправильный;

- с большим трудом может дождаться своей очереди, независимо от ситуации и обстановки;

- обычно вмешивается в разговор других, пристает к окружающим;

- требует немедленного удовлетворения своих желаний;

-плохо развита мелкая моторика.

Все выше перечисленное свидетельствует не только о физиологии ребенка, но и об ошибках в воспитании:

-разные подходы к воспитанию, нет единых требований со стороны взрослых;

-постоянное изменение правил, требований (в результате ребенок не в состоянии привыкнуть к ним);

-отсутствие знаний методик работы с гиперактивными детьми, неумение привить

эти знания детям.

-недостаток любви и эмоционального тепла.

В детском саду на занятиях у воспитателя с ребенком, имеющим сдвг, должен быть постоянный тесный контакт. Педагогу необходимо усаживать такого ребенка рядом с собой. Необходимо повторять инструкцию, направлять его на ту или иную деятельность.

Детям необходима особая помощь, визуальный контакт. На занятиях ребенок может испугаться объема задания, данного педагогом и отказаться от его выполнения, т. к боится, что не сумеет справиться. Дети любят, когда их хвалят, поэтому педагогу нужно не скупиться на похвалу за каждый успех ребенка, т. к это очень важно для него. Задавать ребенку вопросы, которые помогут побудить ребенка к самопониманию.

Помогает детям с сдвг физкультурные занятия, которые способствуют выплеску избытка энергии. Необходимо давать ребенку задания, которые будут соответствовать его рабочему темпу и способностям. Тщательно и ответственно подходить к выбору заданий для таких детей (не предъявлять ни завышенных, ни заниженных требований).

На ранних этапах коррекции эффективна художественно-предметная деятельность.

Гиперактивным детям полезна работа с крупой, песком, водой, глиной, рисование с помощью пальцев. Все это помогает снять напряжение.

Работу нужно строить по нескольким направлениям: снять напряжение и излишнюю двигательную активность, тренировать внимание и учитывать интересы ребенка. Постараться как-бы войти во внутренний мир воспитанника и вместе его анализировать. Если педагог замечает, что ребенка что-либо заинтересовало, то воспитателю необходимо попросить подробно описать детали выбранного объекта и вместе с ним прокомментировать. Как писал В. Оклендер: «Когда таким детям уделяют внимание, слушают их, и они начинают чувствовать, что их воспринимают всерьез, они способны каким-то образом свести до минимума симптомы своей гиперактивности». Необходимо предупреждать переутомление и перевозбуждение ребенка. Важно вовремя переключить его внимание на другие виды игр и занятий. Лучше всего с такими детьми начать заниматься индивидуально, только потом, постепенно вводить его в групповые игры, т. к их индивидуальные способности мешают сконцентрировать внимание на том, что им предлагает педагог, если рядом другие воспитанники. Зачастую, импульсивность, невыдержанность таких детей и их неумение соблюдать правила групповой игры могут спровоцировать конфликты среди играющих детей.

Очень помогает детям с сдвг песочная терапия. Она направлена на развитие и коррекцию эмоционально-волевых процессов у детей. Игры с песком помогают взрослым увидеть внутренний мир ребенка на данном этапе и понять его. Чтобы организовать игры с песком, необходимо приобрести набор маленьких предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. Песочная терапия в свою очередь:

-снимает мышечную напряженность;

-способствует расширению словарного запаса;

-развивает тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

-нормализует эмоциональное состояние, поглощая негативную энергию.

Рисование пальчиками и ладошками.

Такое рисование развивает восприятие, мелкую моторику рук. Данный вид работы успокаивает и отвлекает ребенка.

«Кляксография»

На середину листа бумаги выливается немного чернил или туши, и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают. Играющие по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксе или отдельных ее частях. Кто назовет больше всего предметов? Так же предложить детям раздувать кляксы. Это занятие будет интересно как взрослым, так и детям. Такой нетрадиционный метод рисования вызывает у детей интерес к «оживлению» необычных форм (клякс, учить дорисовывать детали объектов (клякс); учить видеть необычное в обычном.

Дети с сдвгочень любят двигаться под музыку. Например: можно внезапно выключить и включить музыку и все участники игры должны замереть на месте в какой-то позе. Можно при движении изображать какое-либо животное, самолет, поезд и т. д.

Детям обязательно захочется просто побегать и покричать. Нужно предоставить им такую возможность, но при этом не забыть объяснить им, при каких обстоятельствах и в каких местах так вести себя нельзя.

Ребятам очень нравятся игры с водой. Даже если просто переливать воду из одной емкости в другую, окрашивать прозрачную воду в разные цвета. Такие игры тренируют внимание ребенка,успокаивают его. Для того, чтобы дети не намочились, надеть на них непромокаемые фартуки. Такие игры развивают концентрацию внимания.

Можно предложить детям пересыпать различные предметы. Предоставить им несколько тарелок, мелкие сыпучие материалы и большую ложку. Ребенок перекладывает предметы из одной тарелки в другую при помощи ложки. Можно устроить соревнование между ребятами

Игра:«Фасоль или горох?»

Цель: развитие тактильного внимания, распределения внимания.

Условия игры. В игре участвует 2 человека. На столе стоит тарелка с горохом и фасолью. Нужно по команде разобрать и разложить горох и фасоль по двум тарелкам. В дальнейшем игру можно усложнить, завязав игрокам глаза.

«Мишки и шишки»

Цель:тренировка выдержки, контроль импульсивности.

Условия игры. По полу рассыпают шишки. Двум игрокам предлагают собрать их лапами больших игрушечных мишек. Выигрывает тот, кто соберет больше.

«Золушка»

Цель: развитие распределения внимания.

Условия игры. В игре участвует 2 человека. На столе стоит ведерко с фасолью (белой, коричневой и цветной). Нужно по команде разобрать и разложить фасоль на 3 кучки по цвету. Выигрывает тот, кто первый справился с задачей.

«Тишина»

Цель: развитие слухового внимания и усидчивости.

Условия игры. Детям дается инструкция:

“Давайте послушаем тишину. Сосчитайте звуки, которые здесь слышите. Сколько их? Какие это звуки? (начать с того, кто услышал меньше всех).

Игру можно усложнить, дав задание детям сосчитать звуки вне группы, на улице.

Игра для развития контроля двигательной активностью.

«Договоримся с руками»

Цель: помогает детям научиться самоконтролю за своими действиями.

Если ребенок кого- либо обидел, с кем-то подрался, что-то сломал, педагог предлагает ребенку обвести свою ладошку на бумагу. Просим оживить нарисованные пальчики (нарисовать глазки, ротик, носик у каждого пальчика).Начать разговор с пальчиками, задавая ряд вопросов. (Как вас зовут? Сколько вам лет? Что вы любите делать? Что не любите?. Необходимо отметить, что руки очень хорошие! Они умеют делать очень много хорошего (перечислить)Это здорово! Рассказать ребенку, что если руки не слушаются своего хозяина, то им надо помочь и научить свои руки слушаться. Заключить соглашение с хозяином ( что с завтрашнего дня они будут послушными и будут совершать только хорошие поступки: перечислить какие.

На следующий день вновь поговорить с ребенком. Спросить, что же делали руки, соблюдали ли договор? Заключить договор на следующий день.

Выбор методов коррекции СДВГ должен носить индивидуальный характер с учетом степени выраженности основных проявлений СДВГ и наличия сопутствующих ему нарушений. При этом коррекция проявлений СДВГ, как и диагностика этого синдрома, всегда должны носить комплексный характер и объединять различные подходы, в том числе работу с родителями и методы модификации поведения (т. е. специальные воспитательные приемы).

Литература:Епанчинцева О. Ю «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.» СПб. ,2011

М. Зейц «Пишем и рисуем на песке.»Практические рекомендации. М. 2010 Шевченко М. Ю.»Игроваяпсихокоррекция при работе с детьми с СДВГ. «Т. А Цквитария «Нетрадиционные техники рисования:интегрированные занятия в ДОУ» Сфера,2012

Чижова С. Ю., Калинин О. В «Детская агрессивность» Ярославль: Академия развития, 2003

Публикации по теме:

Взаимодействие воспитателя с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) В последнее время в детских садах и школах все чаще встречаются невнимательные, неорганизованные, непоседливые, внутренне беспокойные дети.

Использование игрушек в технике оригами на музыкальных занятиях с детьми, имеющими ТНРИспользование игрушек в технике оригами на музыкальных занятиях с детьми, имеющими ТНР Использование игрушек в технике «Оригами» на музыкальных занятиях с детьми, имеющими ТНР Картавенко Ирина Александровна, музыкальный руководитель.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения зрения Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98, компенсирующего вида», города Сыктывкар. Музыкальный руководитель.

Из опыта работы «Работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата» В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период бурного роста (5-7 лет.

Консультация для педагогов на тему «Особенности сказкотерапии с детьми. Основные приёмы работы со сказкой» Особенности сказкотерапии с детьми дошкольного возраста. Для групповой и индивидуальной работы может быть предложена любая сказка, которую.

Консультация для воспитателей «Особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста» Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста В соответствии с новыми профстандартами, индивидуализация образовательного.

Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста»Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста» Войдя в дошкольную педагогику, как передовая, отличная от традиционных форм всестороннего развития личности, ТРИЗ занял прочное место в.

Особенности работы по заучиванию стихотворений с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с ОНР (часть вторая) .

Мастер-класс для учителей начальных классов «Особенности работы с детьми в условиях проекта» «ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТА» Уважаемые коллеги! Основная цель мастер – класса, проводимого сегодня – это повышение мотивации.

Эссе «Планета детства (ко Дню защиты детей)». Особенности работы с «особенными детьми»Эссе «Планета детства (ко Дню защиты детей)». Особенности работы с «особенными детьми» Безусловно, все дети любят праздники. Игры, сюрпризы, подарки. А рядом — друзья, близкие и родные люди, чтобы разделить с нами радость.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности работы в ДОУ с детьми с ЗПР, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности
Опубликовано: 28 мая 2021 в 06:21
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности работы в ДОУ с детьми с ЗПР, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Новикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД