Антонина Сивцова
Здоровьесберегающие педагогические технологии в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Темочки:
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Образовательные технологии в ДОУ
- Темочки
Здоровьесберегающие технологии можно разделить на медицинские (проводятся медицинским персоналом ДОУ – лечебная физкультура, массаж, водные процедуры и др.) и педагогические – проводятся воспитателями и педагогами ДОУ. В дальнейшем речь пойдет о педагогических здоровьесберегающих технологиях.
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от типа дошкольного учреждения, продолжительности пребывания в нем детей, программы, по которой работают педагоги, конкретных условий ДОУ, профессиональной компетентности педагогов, а также от показателей здоровья детей.
Применение в работе ДОУ наиболее результативных здоровьесберегающих технологий повысит качество воспитательно-образовательного процесса, если будет возможность выбора технологий в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий и обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку, будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.
Рассматривая основные группы здоровьесберегающих педагогических технологий, мы можем отметить, что границы между ними весьма размыты. Коррекция поведения, например, может включать в себя коммуникативную игру, а закончиться релаксацией. Сказка сопровождает ребенка с раннего детства, а классическая музыка воспринимается малышом еще во внутриутробном периоде. Динамические паузы могут включать в себя различные виды гимнастики (для глаз, дыхательную, а цветовое оформление помещения влиять на настроение ребенка вне зависимости от специальных занятий.
Каждое из описанных педагогических воздействий включает оздоровительный, обучающий и коррекционный компонент.
Анализ тематической литературы позволил выделить более двадцати педагогических здоровьесберегающих технологий. Рассмотрим технологии, которые чаще всего используют в современных ДОУ, в комплексе или эпизодически. Мы распределили их по следующим направлениям:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни.
3. Коррекционные технологии.
Исходя из поставленных детям диагнозов, мы разделили детей на следующие группы по использованию здовьесберегающих технологий :
Особенности группы № 1.
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Используемые технологии :
Стретчинг
Самомассаж
Релаксационные упражнения
Дыхательная гимнастика
Особенности группы № 2.
Дети с общим недоразвитием речи, задержкой речевого развития.
Используемые технологии :
Дыхательная и пальчиковая гимнастика
Самомассаж
Релаксационные упражнения
Игротренинги
Особенности группы № 3.
Дети с неврологическими отклонениями.
Используемые технологии :
Сказкотерапия
Коммуникативные игры
Релаксационные упражнения
Особенности группы № 4.
Дети с патологическими состояниями.
1. Точечный самомассаж
2. Стретчинг
3. Дыхательная гимнастика
Всем группам:
Технология использования подвижных и спортивных игр
Динамические паузы
Технология использования занятий «Уроки здоровья»
Технология музыкального воздействия
Гимнастика для глаз
Педагогическая технология – система способов, приемов, шагов, последовательность которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т. е. как определенная система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающей гарантированный результат (по определению Г. М. Коджаспировой).
Для описания здоровьесберегающего направления работы образовательного учреждения многие авторы справедливо используют формулировку «здоровьесберегающая деятельность», так как реализация указанных мер по сохранению и укреплению здоровья в образовательном учреждении, как правило, связывается с деятельностью соответствующих специалистов (медицинских работников, психологов, валеологов и т. п.). В то же время большинство задач по укреплению здоровья воспитанников ДОУ решается в ходе ежедневной практической работы педагогов, т. е. связано с профессиональной педагогической деятельностью.
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных далее технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Некоторые технологии оздоровления долгие годы использовались сугубо в коррекционных целях и предназначались для детей в образовательных учреждениях «специального образования» компенсирующего вида. В последнее время большинство таких методик применяются в массовых образовательных учреждениях для обычных детей в профилактических либо оздоровительных целях. Мы используем термин «терапия», так как он употребляется педагогами и специалистами дополнительного образования. Особо отметим, что применение здоровьесберегающих педагогических технологий невозможно без тесного контакта с медицинским персоналом ДОУ.
Если в прошлом, двадцатом веке основные надежды по сохранению здоровья связывались с деятельностью медицинского персонала и выполнением требований санитарных правил и норм (СанПин, то в разработке новой стратегии здоровья идет смещение акцента с лечебной медицины на педагогические методы сохранения здоровья детей.
Стало очевидно, что сложная проблема обеспечения здоровья подрастающего поколения не может быть решена в системе образования ни только медицинскими, ни только педагогическими или психологическими средствами.