Елена Коровкина
Особенности организации режиссерских игр детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №14 «Солнышко» г. Павлово
ДОКЛАД
из опыта работы
«Особенности организации режиссерских игр
детей дошкольного возраста».
Подготовила Коровкина Е. Г.
воспитатель высшей
квалификационной категории
МБДОУ д/с №14 «Солнышко»
2018г.
Слайд 1
Разрешите представить вашему вниманию доклад из опыта работы по теме «Особенности организации режиссерских игр детей дошкольного возраста».
Слайд 2
Публикация «Особенности организации режиссерских игр детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, биологов. Режиссерская игра - это вид детских игр, который изучен менее всего. Объясняется это тем, что сведения о ней, ее особенностях появились в педагогической печати совсем недавно. Интерес к ней возник в последнее десятилетие. Скорее всего, это можно объяснить тем, что задача воспитания состояла в формировании коллектива детей, коллективизма. Режиссерская игра индивидуальна и для этих целей не могла быть использована. Конечно, каждого ребенка надо привлекать к коллективным играм, дети должны чувствовать и понимать других людей, но это не означает, что в ДОУ не должно быть игр одиночных. Даже у самого общительного ребенка периодически появляется желание самостоятельно сделать постройку, поиграть с любимой игрушкой. Нередко можно увидеть как долго, сосредоточенно ребенок строит что-либо или разыгрывает сценки с помощью игрушек, выступая в роли режиссера и говоря поочередно за всех действующих лиц. Это и есть режиссерская игра дошкольника и в ней, как и во всех других видах игр, происходит формирование личности ребенка, его социальной компетентности и воспитание гуманности.
Слайд 3
В психологической и педагогической литературе прошлых лет есть упоминания о режиссерских играх. Однако они не рассматривались в качестве самостоятельного вида игр, как это делается в настоящее время в работах Е. М. Гаспаровой, Е. Е. Кравцовой, С. Л. Новоселовой и др. Все дело, видимо, в том, что режиссерскую игру трудно увидеть со стороны:
во-первых, она практически всегда индивидуальна;
во-вторых, ребенок очень старается сохранить ее для себя, и вмешательство взрослого часто ведет к тому, что игра прерывается;
в-третьих, играть в нее ребенок предпочитает в укромном месте, куда взрослый не всегда может заглянуть, вмешаться.
Слайд 4
Режиссерская игра имеет важное значение для всего психического развития ребенка дошкольного возраста. В режиссерской игре - одновременном выполнении разных ролей - от ребенка требуется умение регулировать поведение, обдумывать действия и слова, сдерживать свои движения. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.
Режиссёрские игры позволяют ребёнку упражняться во взаимоотношениях, в общении в процессе действий с куклами. В отличии от партнёра, куклы не требуют от ребёнка высокого уровня общения – с ними проще.
В режиссёрской игре не надо учитывать позицию партнёра, не надо под него подстраиваться. Здесь ребёнок остаётся самим собой, ему не надо подчиняться каким – то общим требованиям, он сам придумывает свои правила и сам их выполняет, проявляет своё творчество, свои знания.
Слайд 5
В современной характеристике режиссерских игр раскрывается их взаимосвязь с сюжетно-ролевыми играми. В жизни ребенка режиссерская игра возникает раньше, чем сюжетно-ролевая. Но у них общие корни, а именно: сюжетно-отобразительная игра, в процессе которой ребенок раннего возраста усваивает способы действия с предметами, овладевает последовательностью игровых действий при изображении какого-либо знакомого ему по личному опыту события (кормление куклы, укладывание спать, купание, осмотр доктором и т. п.).
В дальнейшем режиссерская игра и совместная сюжетно-ролевая развиваются параллельно, обогащая и, дополняя друг друга. Малыш, владеющий режиссерской игрой, сумеет без особых проблем подыграть реальному партнеру в сюжетно-ролевой игре. С помощью взрослых ребенок обогащается простейшими игровыми сюжетами, начинает отражать не только действия с предметами, но и такие, которые связаны с выполнением роли. Ребенок наблюдает действия и отношения окружающих в обыденной жизни (в семье, в детском саду, в магазине, в транспорте и т. д., а также получает информацию из прочитанных ему книг, просмотренных мультфильмов и т. д. ,— этот опыт проявляется в играх уже в конце раннего возраста и, постепенно расширяясь, ложится в основу сюжетов. Подражание взрослым в играх связано с работой воображения (ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом, мышления, речи и других психических функций.
Слайд 6
Д. Б. Менджерицкая относит режиссерские игры к старшему дошкольному возрасту, так как считает, что младшие дети не в состоянии самостоятельно придумать сюжет и долгое время обыгрывать его.
По мнению Гаспаровой Е. М., режиссерская игра и образно-ролевая игра выступают как два относительно самостоятельных источника сюжетно-ролевой игры.
Д. Вольф неоднократно исследовала игру ребенка с маленькими фигурками, где ребенок выступает в двух позициях — рассказчика и действующего лица. Игра такого рода была названа ею повествовательной игрой. Для того, чтобы оценить игру отдельного ребенка, ею были предложены пять уровней отображения человеческой деятельности в игре.
1. Ребенок обращается с фигурами как будто они представляют людей, разговаривает с ними, кормит, сажает на стул, или качает, но не делает попыток действовать за фигуру как за активного персонажа.
2. Ребенок использует фигуры как независимого участника ситуации, приписывая им речь и действия, но очевидно не наделяет фигурки каким либо внутренним состоянием.
3. На этом уровне ребенок приписывает игровому персонажу сенсорные ощущения и психологические состояния.
4. Ребенок уже приписывает фигуркам эмоции, простые моральные суждения и элементарные социальные взаимодействия.
5. Ребенок приписывает познавательные способности фигуркам, такие как способность думать, планировать, удивляться.
Е. Е. Кравцова выделяет четыре момента, характерные для режиссерской игры
дошкольника.
1. Ребенок сам создает сюжет.
2. Ребенок сам придумывает, что будет обозначать предмет: карандаш может быть пушкой или солдатиком.
3. Продумывает перемещения в пространстве, как режиссер организует мизансцены.
4. Ребенок исполняет все роли или сопровождает игру «дикторским» текстом.
С возрастом сюжеты игры становятся все сложнее, и игра может перейти к собственному литературному творчеству ребенка. Все действия в режиссерской игре сопровождаются речью, а потом и заменяются ею.
Слайд 7
Руководство режиссерскими играми затрудняется в силу преобладания индивидуальных форм, а также присущего им интимного характера. Поэтому важнейшее условие для развития режиссерских игр - создание детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игры. Обычно ребенок ищет для игры уголок, защищенный от взоров наблюдателей (детей, взрослых). Игра - это свободная деятельность, и ребенок имеет право играть там, где ему удобно. Меняя по своему желанию место игры, дети чувствуют себя свободнее. Освоение более широкого игрового пространства дает возможность варьировать условия игры, открывает простор для детской фантазии.
В нашем дошкольном учреждении единое пространство групповой комнаты «разбивают» специальной расстановкой мебели; вносят легкие ширмы, экраны, которые дети ставят по своему желанию. Используется крупное игровое оборудование (домики, модули, что дает ребенку возможность уединиться, но не чувствовать себя полностью изолированным от сверстников.
Подбор игрового материла для режиссерских игр - необходимое условие для их развития. Для режиссёрских игр необходимы реалистические и образные игрушки, воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов.
Другой вид игрушек - прототипические - лишь условно воспроизводящие детали предмета, например, кукла с нарисованным лицом и лепным париком или плита, на которой нарисованы конфорки и духовка. Третий вид игрушек - предметы-заместители, т. е. предметы, не имеющие сходства с реальными вещами, но удобные для использования в условном значении, такие как палочки, кубики, шарики, детали от конструкторов и пр. Предметам-заместителям принадлежит важная роль в развитии наглядно-образного мышления, творческого воображения.
Слайд 8
Учитывая преимущественно индивидуальный характер режиссерских игр, педагог прибегает к опосредованному руководству деятельностью ребенка. Умелым подбором игрового материала, внесением новой игрушки, которая отвечает интересам малыша, стимулируется возникновение игры. Новую по содержанию игрушку педагог сначала обыгрывает сам, чтобы показать возможность ее включения в знакомый сюжет.
Предметы для режиссерской игры, дошкольники могут мастерить сами (по предложению педагога, с его участием, привлекая к этой работе своих родителей и т. д.). Важно, чтобы дети могли самостоятельно подбирать все необходимое (фигурки людей, животных, домики, уличное оборудование и др., а по окончании игры - убирать на место.
Целесообразно воздерживаться от прямых указаний, замечаний в адрес играющего ребенка. Лучше прибегать к постановке проблемного задания («Подумай, как твой Незнайка может оказаться на Луне?», наводящего вопроса («Не пора ли кукле Маше ложиться спать?»). Иногда уместно предложить ребенку: «Покажи, пожалуйста, что там случилось с Вини - Пухом в гостях у Кролика». Однако следует помнить, что и такое вмешательство в режиссерскую игру должно быть тактичным, учитывающим особенности ребенка, чтобы не привести его игру к разрушению.
Слайд 9
Режиссерские игры детей разного возраста имеют свою специфику.
На первом этапе становления режиссерской игры все действия ребенка с предметами-заменителями основаны на известных ему качествах того реального предмета, с которого «списан портрет». Ребенок чувствует себя всемогущим творцом своего собственного мира, в котором для него нет ничего невозможного. Чем больше у ребенка под рукой предметов и игрушек, которые можно использовать в соответствии с его собственным замыслом (кубики, катушки, флакончики, камешки и т. п., тем в более благоприятных условиях будет развиваться его воображение.
Понятно, что прежде чем начинать использовать предметы "не по назначению", ребенку необходимо ознакомиться с их собственными свойствами. Поэтому так важно обеспечить малышу с самого раннего возраста доступ к как можно более широкому кругу различных по своим свойствам игрушек и вещей. Ребенок может перенести функции машинки на кубик, только хорошо представляя себе, что такое кубик, и что такое машинка.
Слайд 10
С 2,5-3 лет ребенок с удовольствием начинает разыгрывать небольшие сюжеты с мелкими игрушками. Учится придумывать сюжет, озвучивать героев и наблюдать за этим. Он становится режиссером своего маленького спектакля. Это и есть начало игры у ребенка. И связано оно с тем, что после 2,5 лет активно начинает работать воображение. Ваш малыш становится маленьким волшебником, способным оживить своим взглядом любое пространство вокруг.
Играя день за днем, ребенок 3-х лет все больше и больше открывает для себя мир игры, в котором существуют свои правила и законы. На этом этапе очень хорошо подключиться взрослому. Берем несколько игрушек и сочиняем простой детский сюжет: лисенок к волчонку пришел, пригласил на день рождения, испекли пирог, пригласили ежика, попили вместе чай с пирогом. Можем вспомнить сказку или сочинить свою историю.
Ребенок мало участвует в игре, больше смотрит. Он познает, созревает, ему становится интересно. Вскоре малыш уже сам берет игрушку и озвучивает ее. Затем он уже развивает сюжет и может сам немного поиграть.
Несколько важных ключиков к игре детей 3-х лет
Нужно не настаивать на игре, не принуждать озвучивать персонажей. Ребенок сам охотно и с легкостью начнет это делать, когда будет готов. Достаточно лишь показать пример.
Важно именно озвучивать персонажей, меняя голоса, а не вести рассказ от третьего лица, просто двигая игрушки. Также полезно вводить в игру с детьми заменители недостающих персонажей или предметов. К примеру: «этот кубик будет волком, а вот эта палочка — деревом». Использование таких предметов-заместителей очень хорошо развивает детское воображение, и мышление.
Слайд 11
Следующий этап развития игры характеризуется тем, что ребенок начинает примерять на себя «одежды» различных персонажей жизненного театра - «режиссер» в ребенке на время уступает место «актеру». Неодушевленные предметы одушевляются, животные думают и чувствуют, как человек. Так как малыш уже может отделять себя от действий других людей, появляется способность воспринимать играемый персонаж как существо, не зависимое от воли других, имеющее собственные цели и собственное мнение о себе самом и окружающем мире: ребенок-машина никем не управляется, а едет сама по себе, ребенок-птенчик летает там, где ему нравится. Наступает период образно-ролевой игры. Многих родителей беспокоит столь бурное развитие фантазии ребенка, хотя именно эта способность и говорит о нормальном психическом развитии малыша.
Слайд 12
Режиссерская игра детей пятого года жизни постоянно сопровождается речью.
Ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонация, громкость, темп, ритм высказываний, эмоциональная окрашенность. Дети ведут ролевой диалог и речевое сопровождение действий.
Речь является в такой игре главным компонентом. Выделяют два вида речи:
1. дикторский текст (за экраном). Например, «Маша сказала гостям спасибо».
2. озвучивание речи за героев (диалог).
Здесь ребенок изменяет интонацию, силу голоса. Использует актерские способности. В режиссерских играх может быть от одного до большого количества героев. Главных среди них может быть до 4. Режиссерские игры начинаются развиваться в играх «одиночках». Ребенок не стремиться к партнерским отношениям, к сотрудничеству со сверстниками. Постепенно ребенок стремится к игре в парах. Такой вариант игры предполагает психологическую готовность к совместным играм со сверстниками, что является толчком для развития сюжетно-ролевых игр (характерно для детей 4 лет).
Слайд 13
К пяти годам у детей наблюдается интерес к словесному творчеству (сочинение сказок, небылиц и т. д., к речевым играм. В словесной режиссерской игре речевые игры помогают детям понять эмоциональные состояния и поступки персонажей; в словесном комментировании — углубляют осознание собственных чувств в пантомимических ритмических этюдах; в словесном рисовании — подводят к употреблению уместных языковых средств для создания психологических портретов героев сказки. Воспитатель средней группы использует различные методы и приемы, направленные на познание детьми окружающего мира, накопления игрового опыта. Например, «Метод рассказывание сказки» - При рассказывании сказки у ребенка формируются навыки грамматически правильной речи, обогащается словарный запас, закрепляются произношения трудных звуков русского языка. Ребенок учится находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонации. Учится задавать вопросы, отвечать на вопросы, передавать содержание сказки при помощи вопросов педагога. Данный метод включает в себя игровые приемы и упражнения с театральными куклами разного вида: «Я начну, а ты продолжи», «Задай вопрос герою», «Кто сумеет похвалить», «Назови ласково», «Задумай слово», «От каждого по словечку», «Повстречались» и др. При использовании метода изготовления кукол можно решить следующие задачи: приобретение важных социальных навыков, опыта социального взаимодействия, развитие коммуникативных навыков, развитие грубой и мелкой моторики. Во время своей деятельности дети общаются друг с другом и с воспитателем по поводу, кто кого делает, на что это будет похоже, дают советы друг другу, задают вопросы «Какой он у тебя будет? Злой или добрый?», «Что он умеет делать?», «Опиши какой он» и другие. Одним из интереснейших методов является сказочная песочная терапия. Данный метод позволяет эффективно решать проблемы как психологического развития личности, так и коррекции отдельных поведенческих реакций, может быть использован воспитателями в образовательных целях.
Слайд 14
Третий этап развития детской игры - сюжетно-ролевая игра, - если он основан на высоком уровне развития первых двух, характеризуется способностью играть в окружающую жизнь, не просто имитируя ее, а выстраивая поступки и слова персонажей в соответствии с требованиями сюжета, создаваемого совместно с остальными "актерами". Режиссером этой игры выступает сама окружающая ребенка жизнь, а качество игры зависит от способности детей идентифицироваться с играемым персонажем, умения договариваться друг с другом, подчиняясь принятым в жизни-игре правилам и совершая реальные поступки.
Если ребенок прекрасно справляется с различными ролями в детских спектаклях, если он легко принимает правила игры, если ему без труда дается общение и взаимодействие с другими детьми в сюжетно-ролевых играх, и при этом он любит побыть наедине с самим собой, чтобы в индивидуальной режиссерской игре осмыслить все, что происходит с ним и вокруг него, попробовать себя в различных ролях, ребенок не только здоров, но и психологически готов к школе.
Слайд 15
У меня разновозрастная группа старшего дошкольного возраста. Дети шестого года жизни, наблюдая за старшими детьми, перенимают у них игровой опыт, но не подражают им, а придумывают свои сюжеты для игр и при необходимости обращаются за помощью. Для режиссерских игр ребята нашей группы изготавливают макеты, мастерят игрушки их бросового материала, лепят человечков и получают огромное удовольствие от совместной работы.
Таким образом, режиссерские игры создают реальные предпосылки для возникновения сюжетно-ролевой игры. Но с появлением последней режиссерские игры не исчезают: взаимообогащаясь, дополняя друг друга, оба вида игр присутствуют в жизни ребенка и за рубежом дошкольного возраста.
Слайд 16
Малыш исподволь готовится к этому, овладевая в режиссерской игре умением «видеть» картину игры, планировать ее, исходя из замысла, который зарождается у него в голове раньше, чем он начнет выполнять игровые действия. Происходит то, что особенно ценил в детских играх К. Д. Ушинский: ребенок учится распоряжаться своими силами.
Слайд 17
Спасибо за внимание!