Данилова Екатерина
Методика организации и проведения народных подвижных игр с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли. Народная игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости.
В любой народной игре есть обязательно водящий или ведущий. На эту роль бывает обычно много желающих, а выбрать нужно одного, иногда двоих, для чего и служат считалки и сговорки. Водящего можно также выбрать жеребьёвкой. Проводится она иначе, чем считалка, и применяется в тех играх, где нужно разбиться на две партии. Начало игры: игроки выбирают путём считалки сначала 2 детей, а они договорившись, кто из них как будет называться встают в пару, подняв вверх соединённые руки образуют воротца. Остальные играющие друг за другом проходят в воротца. Последнего воротца задерживают, так игроки опускают руки и тихо спрашивают: «Конь вороной остался под горой,
Публикация «Методика организации и проведения народных подвижных игр с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Выбираешь какого коня
Сивого или златогривого?»
Играющий встаёт позади того, кого выбрали. Таким способом все дети делятся на 2 команды и начинается игра.
Основным условием успешного внедрения народной игры в жизнь дошкольников всегда было и остаётся глубокое знание и свободное обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства.
В ходе игры воспитатель привлекает внимание ребят к её содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально - положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации.
Объяснение новой игры может проходить по - разному, в зависимости от её вида и содержания. Так несюжетная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально выразительно. Воспитатель даёт представление о её содержании, последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутов, правилах игры. Он может задать 1 - 2 уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что ребята поняли его правильно. Основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям детей. В конце игры следует положительно оценить поступки тех ребят, кто проявил ловкость, смелость, выдержку.
Отдельное внимание необходимо уделить предварительной работе по знакомству детей с новой народной подвижной игрой. На данном этапе необходимо предварительно рассказать о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывает иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовывает фольклором. Или можно образно, но кратко рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего, дать послушать диалог, если он имеется и перейти к распределению ролей.
Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить играть детей активно и самостоятельно.
Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
При организации и проведении подвижных игр необходимо придерживаться следующих правил:
• Правила игры должны быть просты, понятны и легко выполнимы детьми.
• Игра должна способствовать мыслительной и двигательной деятельности каждого ребенка.
• Каждый ребенок – активный участник игры.
• При проведении игр исключать даже малейший риск угрозы здоровью детей.
• Используемый в игре инвентарь должен соответствовать требованиям безопасности.
• При планировании проведения игр на занятии использовать принцип: от простого к сложному.
• Иногда от вас потребуется сделать игру более доступной и понятной детям. Например, вы можете исключить из игры сложные этапы, а затем при последующем ее повторении шаг за шагом добавлять их.
• Чтобы все дети справились с заданием и получили положительные эмоции, следует снизить темп игры или дать дополнительное время.
• С помощью природного настроя на игру, интонации и жестикуляции вы можете добиться тишины и сосредоточенности в группе играющих.
• Повторите задание несколько раз (на первоначальном этапе проведения игры, пока дети не поймут идею игры.
• Повторяйте игру через несколько дней, чтобы дети почувствовали, что они уже что-то умеют делать.
• Поддерживайте сотрудничество и взаимопомощь в группе.
• Иногда необходимо усложнить игру для части детей, чтобы они имели возможность выполнять более сложные действия.
• Игры должны способствовать развитию детей.
• Используйте несложный реквизит при проведении игр, он поможет разукрасить игру.
• В некоторых играх целесообразно использовать музыку, но в некоторых она неуместна.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора,движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.