Вахитова Раиля Хисматовна
Особенности возраста и организации жизни детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности возраста и организации жизни детей
средней группы (возраст 4-5 лет)
(выступление к родительскому собранию)
В поведении и деятельности детей пятого года жизни появляется ряд новых черт, проявляющихся в физическом, интеллектуальном, социально-эмоциональном развитии.
Публикация «Особенности возраста и организации жизни детей средней группы» размещена в разделах
Возросли физические возможности детей : движения их стали значительно более уверенными и разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. Поэтому в средней группе особенно важно наладить разумный двигательный режим, наполнить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми.
Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей среднего дошкольного возраста, которых отличает довольно высокая возбудимость.
У детей активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Воспитатель использует это стремление для налаживания дружеских связей между детьми, объединяя детей в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий. Своим участием в играх воспитатель помогает детям понять, как можно договориться, подобрать нужные игрушки, создать игровую обстановку.
Новые черты появляются в общении детей 4 – 5 лет с воспитателем. Дошкольники охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах, но наряду с этим активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению. В своих познавательных интересах ребенок начинает выходить за рамки конкретной ситуации. Возраст «почемучек» проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю : «Почему?», «Зачем?», «Для чего?». На уровне познавательного общения дети испытывают острую потребность в уважительном отношении со стороны взрослого. Доброжелательное, заинтересованное отношение воспитателя к детским вопросам и проблемам, готовность обсуждать их на равных помогает, с одной стороны, поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло, с другой – укрепляет доверие дошкольников к взрослому.
Ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Развитию самостоятельности в познании способствует освоение детьми системы разнообразных исследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения, умения наблюдать. Уделяя внимание развитию детской самостоятельности, воспитатель широко использует приемы индивидуального подхода, следуя правилу: не делать за ребенка то, что он в состоянии сделать самостоятельно. Но при этом воспитатель исходит из реального уровня умений, которые могут значительно различаться у разных детей.
У детей 4 – 5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Игра продолжает оставаться основной формой организации жизни детей. Воспитатель отдает предпочтение игровому построению всего образа жизни дошкольников. Задача воспитателя – создать возможности для вариативной игровой деятельности через соответствующую предметно-развивающую среду : разнообразные игрушки, предметы-заместители, материалы для игрового творчества, рациональное размещение игрового оборудования.
Примечательной особенностью детей является фантазирование, нередко они путают вымысел и реальность. Игровая мотивация активно используется воспитателем в организации деятельности детей. Все виды развивающих образовательных ситуаций проходят либо в форме игры, либо составлены из игровых приемов и действий. В силу особенностей наглядно-образного мышления среднего дошкольника, предпочтение отдается наглядным, игровым и практическим методам, слова педагога сопровождаются разнообразными формами наглядности и практической деятельностью детей.
У детей этого возраста наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения, о чем свидетельствуют многочисленные жалобы-заявления детей воспитателю о том, что кто-то делает что-то неправильно или не выполняет какое-то требование. Поэтому среди воспитательных приемов большое место принадлежит личному примеру педагога, а также проективным оценкам – оценкам за предполагаемые будущие правильные действия ребенка.
У детей идет активное развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности. Поддерживая их, воспитатель специально создает ситуации, в которых дошкольники приобретают опыт дружеского общения, внимания к окружающим. Особенностью возраста является ранимость ребенка 4 – 5 лет. На пятом году жизни начинается осознание детьми своей половой принадлежности. Задачей воспитателя является постепенное формирование представлений о поведении мальчика или девочки, их взаимоотношениях.
Словарь детей увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре ребенок начинает пользоваться сложными фразами и предложениями. Дети любят играть словами, их привлекают рифмы, простейшие из которых дети легко запоминают и сочиняют им подобные.
Педагог развивает эстетические чувства детей. Много внимания уделяется развитию творческих способностей – в игре, в изобразительной, музыкальной, театрально-исполнительской деятельности. Внимательное, заботливое отношение воспитателя к детям, умение поддержать их познавательную активность и развить самостоятельность, организация разнообразной деятельности составляют основу правильного воспитания и полноценного развития детей в средней группе детского сада.
Что должен знать и уметь ребенок средней группы к концу учебного года
1. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
1. Рисование:
• правильно передавать в рисунке форму, строение предметов, расположение частей, отношение по величине;
• изображать в одном рисунке несколько предметов, располагая их на одной линии, на всём листе, связывать их единым содержанием;
• создавать узоры на полосе, квадрате, круге, розете, ритмично располагая элементы.
2. Лепка:
• лепить предметы, состоящие из нескольких частей;
• использовать приёмы оттягивания, сглаживания, вдавливания прижимания и примазывания;
• владеть навыком рационального деление пластилина;
• использовать в работе стеку.
3. Аппликация:
• правильно держать ножницы и действовать ими;
• резать по диагонали квадрат и четырёхугольник, вырезать круг из квадрата, овал – из четырёхугольника, делать косые срезы;
• раскладывать и наклеивать предметы, состоящие из отдельных частей;
• составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать.
2. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:
1. Конструирование
- знать и называть основные детали строительного материала (куб, брусок, пластины);
- анализировать образец постройки: выделять основные части и различать их по величине и форме;
- изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими;
- конструировать из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы.
2. Формирование элементарных математических представлений:
• считать в пределах 5 (количественный счет, отвечать на вопрос «сколько всего»;
• сравнивать 2 группы предметов, используя счет;
• сравнивать 5 предметов разной длины, высоты, раскладывая их в возрастающем порядке по длине, высоте используя слова: большая, поменьше, ещё меньше, ещё меньше, самая маленькая; маленькая побольше, ещё больше, ещё больше, самая большая;
• узнавать и называть треугольник, отличать его от круга и квадрата;
• различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь);
• определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз);
• знать правую и левую руку;
• ориентироваться на плоскости листа: правый верхний угол, нижний левый угол, справа от берёзки, слева от домика и т. д
Формирование элементарных экологических представлений:
О растениях
- называть основные части растений корень, стебель, лист, цветок, бутон
- Растения выращиваются из семян;
- находить и называть у деревьев корень, ствол, ветки, листья;
- узнавать и называть 3-4 дерева, один кустарник, 3-4 травянистых растений;
- учить различать по вкусу, цвету, величине и форме 3-5 вида овощей и фруктов;
- знать 2-3 вида лесных ягод, грибов (съедобных и несъедобных).
О животных
- узнавать по голосам 2-3 птицы;
- называть бабочку, жука;
- расширять представления о жизни в природных условиях диких животных (заяц, лиса, медведь, волк белка, ёж) : как передвигаются, чем питаются, как спасаются от врагов, приспосабливаются к жизни в зимних условиях;
- расширять представления о домашних животных и их детёнышах (об особенностях поведения, передвижения, о том, что едят, какую пользу приносят людям.
Формирование целостной картины мира:
• учить вычленять признаки предметов (цвет, форму, величину) определять материал, из которого изготовлена вещь (дерево, металл, бумага, ткань);
• предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты, транспорт и уметь классифицировать ( например: стол, стул, шкаф – мебель; поезд, самолёт, пароход - транспорт);
• различать и называть части тела животного и человека;
• знать элементарные правила безопасности, правила дорожного движения (улицу переходят в специальных местах, переходить только на зелёный сигнал светофора);
• знать название города, где живут, улицу, название детского сада.
Хозяйственно-бытовой труд:
• самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке;
• выполнять обязанности дежурных по столовой (расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, салфетницы, раскладывать столовые приборы);
• выполнять обязанности дежурных по подготовке материалов к занятиям (раскладывать карандаши, пособия, кисти, краски и убирать их после занятия).
Труд в природе:
• самостоятельно поливать растения;
• приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование.
3. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
• правильно произносить все звуки родного языка;
• использовать в речи существительные, обозначающие профессии;
• употреблять существительные с обобщающим значением: овощи, фрукты, ягоды, животные;
• согласовывать слова в роде, числе, падеже;
• пересказывать небольшие литературные тексты, составлять рассказ по сюжетной картине, игрушке, предметам;
• употреблять предложения с однородными членами.
Ознакомление с художественной литературой:
• уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
• читать наизусть небольшие стихотворениях, потешки;
• воспроизводить содержание художественных произведений с помощью вопросов воспитателя.
4. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
• ходить и бегать, согласуя движения рук и ног;
• прыгать на 2-х ногах на месте и с продвижением вперед, прыгать в длину с места не менее 70 см. ;
• брать, держать, переносить, класть, катать, бросать мяч из-за головы, от груди;
• метать предметы правой и левой рукой на дальность на расстояние не менее 5 метров, отбивать мяч о землю (пол) не менее 5 раз подряд;
• лазать по лесенки - стремянке, гимнастической стене не пропуская реек, перелезая с одного пролёта на другой;
• ползать, подлезать под натянутую верёвку, перелизать через бревно, лежащее на полу;
• строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу;
• ориентироваться в пространстве, находить левую и правую сторону.
Навыки самообслуживания:
• самостоятельно, одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать одежду, снимать, расстегивать пуговицы, складывать, вешать, развязывать и завязывать шнурки ботинок);
• самостоятельно умываться, чистить зубы 2 раза в день (утром и вечером, полоскать рот после еды, пользоваться предметами туалета, соблюдая последовательность;
• замечать непорядок в одежде и устранять его.