Анастасия Пермякова
Особенности организации развивающей среды для развития математических представлений у детей разного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В связи с внедрением ФГОС важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование образовательного процесса и повышение развивающего эффекта самостоятельной деятельности детей в предметно-развивающей среде, обеспечивающей воспитание каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя. Это не может не повлиять на развитие предметно-развивающей среды как части образовательного пространства и компонента образовательного процесса.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Поэтому особое внимание уделяется построению развивающей предметно-пространственной среды, что предусматривает новые подходы к ее организации в педагогическом процессе с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослых и детей и комплексно-тематический принцип планирования образовательной работы в ДОУ.
Развивающая среда образовательного учреждения является источником становления субъектного опыта ребенка. Каждый ее компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.
Обогащенное развитие личности ребенка характеризуется проявлением непосредственной детской пытливости, любознательности, индивидуальных возможностей; способностью ребенка познавать увиденное, услышанное (материальный и социальный мир) и эмоционально откликаться на различные явления, события в жизни; стремлением личности к творческому отображению накопленного опыта восприятия и познания в играх, общении, рисунках, поделках.
Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы или их индивидуальную и самостоятельную деятельность.
Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению; занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов.
Такая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а ведь именно оно определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства.
Концептуальная модель предметно-пространственной развивающей среды включает в себя три компонента: предметное содержание, его пространственную организацию и их изменения во времени.
К предметному содержанию относятся:
• игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослым и сверстниками деятельности (дид. игры, головоломки, пазлы и тд.
• учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе обучения детей (например, числовая лесенка, обучающие книги);
• оборудование для осуществления детьми разнообразной деятельности (например, материалы для измерений).
Математическое содержание игровой деятельности при взаимодействии с предметно-развивающей средой способствует формированию у детей способности свободно ориентироваться в пространстве и времени.
Непременным условием построения развивающей среды в дошкольных учреждениях любого типа является реализация идей развивающего образования.
Развивающее образование направлено, прежде всего, на развитие личности ребенка и осуществляется через решение задач, основанных на преобразовании информации, что позволяет ребенку проявлять максимальную самостоятельность и активность; предполагает перспективу саморазвития ребенка на основе познавательно-творческой деятельности.
Целью и результатом педагогического содействия математическому развитию детей дошкольного возраста является развитие интеллектуально-творческих способностей детей через освоение ими логико-математических представлений и способов познания
Основными задачами – математического развития детей дошкольного возраста являются :
Развитие у детей логико- математических представлений (представление о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);
Развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений : обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;
Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация);
Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация);
овладение детьми математическими способами познания действительности: счёт, измерение, простейшие вычисления;
Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей : находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;
Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;
Развитие активности и инициативности детей;
Содержание логико-математических представлений и способов познания у детей дошкольного возраста.
1. Первым и важнейшим компонентом содержания математического развития дошкольников являются свойства и отношения. В процессе разнообразных действий с предметами дети осваивают такие свойства как форма, размер, количество, пространственное расположение. Формируется у детей важнейшая предпосылка абстрактного мышления – способность к абстрагированию.
2. В процессе осуществления практических действий дети познают разнообразные геометрические фигуры и постепенно переходят к группировке их по количеству углов, сторон и вершин. У детей развиваются конструктивные способности и пространственное мышление. Они осваивают умение мысленно поворачивать объект, смотреть на него с разных сторон, расчленять, собирать, видоизменять его.
3. В познании величин дети переходят от непосредственных способов (наложение, приложение) к опосредованным способам их сравнения (с помощью измерения условной меркой). Это даёт возможность упорядочивать предметы по их свойствам (размеру, высоте, длине, толщине, массе)
4. Пространственно- временные представления – наиболее сложное для ребенка дошкольника, осваиваются через реально представленные отношения (далеко-близко, сегодня-завтра).
5. Познание чисел и освоение действий с числами – важнейший компонент содержания математического развития. Посредством числа выражаются количество и величины. Сосчитывая разные по размеру, пространственному расположению предметы, дети приходят к пониманию независимости числа от других свойств предметов, знакомятся с цифрами и знаками.
Особенности организации среды для развития логико- математических представлений у детей разного возраста
Первый год жизни
Уже в первые месяцы жизни у младенца развивается способность выделения предмета из фона, что обеспечивает необходимое условие для познания предмета, развивается сенсомоторная координация движений. Во второй половине года появляются первые результативные действия с предметами, расширяются возможности ориентировки в окружающем. К концу года появляются преднамеренные действия, дети начинают экспериментировать с доступными им предметами.
В 6 месяцев игрушки должны побуждать детей обследовать, экспериментировать- стучать, трясти, поворачивать, любые разнообразные по свойствам предметы : объемные и плоские, разной величины, формы, цвета, по-разному звучащие.
После полугода игрушки должны быть состоящие из двух частей (коробочки, ведерко с крышкой, матрешка, шкатулка);
несколько небольших по размеру пластмассовых или мягких игрушек, удобных для схватывания малышом.
Для развития обобщений используются одноименные игрушки из разных материалов, разного цвета, размера.
Необходимы 2-3 крупные надувные игрушки, в которые ребенок может влезать (надувной лебедь, бассейн, рыбка и др.)
Второй год жизни
Дети активно осваивают различные предметные действия, манипулируют с предметами. В процессе перекладывания, группировки предметов у дошкольников накапливается опыт действий с различными множествами: игрушками, предметами.
В этом возрасте детей привлекают пособия, контрастные по величине, цвету, форме;
необходимы различного вида вкладыши, рамки, сборно-разборные материалы.
Для детей 2-го года жизни игрушки должны отличаться по форме, величине, цвету, количеству деталей;
Предметы – кубики, шарики, пирамидки, разноцветные грибочки и пр. – располагаются на открытых полках.
Надо иметь в группе дидактический столик для развития сенсорных способностей и совершенствования моторики. Комплектация стола: пирамидки, вкладыши разного типа, разноцветные счеты, горки для прокатывания предметов, набор объемных форм.
Для детей этого возраста можно рекомендовать пять различных видов игрушек, отличающихся способами действий с ними.
Игрушки для нанизывания на стержень – кольца, шары, кубы, полусферы и пр., - имеющие сквозное отверстие;
Сюжетные игрушки небольшого размера: куклы, машинки, зверушки, игрушки-предметы (грибы, овощи, фрукты и пр.).
Плавающие игрушки и, соответственно, специальное оборудование для игр с водой (песком); также – небольшие резиновые игрушки, мячики от настольного тенниса, деревянные, пластмассовые и металлические предметы.
Игрушки-самоделки: пластиковые емкости заполняются песком, мелкими камешками, фасолью, горохом, и т. п. и плотно завинчиваются пробкой.
Третий год жизни
К 2-3 годам у детей накапливается опыт познания свойств, освоения некоторых эталонов и действий с предметами. Данный период относится к этапу «сенсомоторных» эталонов.
Целесообразно отвести в группе специальное место для игротеки:
Направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи;
Для развития представлений о свойствах – «Логические блоки Дьеныша»
Для развития восприятия множеств : «Цветные полоски» - аналог «Цветные палочки Кюизенера», парные картинки, лото, пазлы, складные кубики, «Сложи узор», «Сложи квадрат»;
Игры-вкладыши: «Радужное лукошко», «Чудо-крестики», «Чудо соты», «Стаканчики-вкладыши», «Разноцветные столбики» ;
Геометрические мозаики – настольные, напольные, крупномагнитная, мягкие конструкторы;
Игры с песком и водой.
Четвертый год жизни
Дети этого возраста активно осваивают эталоны формы, цвета.
В четырехлетнем возрасте игрушки и предметы в группе должны отражать богатство и многообразие свойств, стимулирующий интерес и активность.
Использование мобилей-подвесов для развития пространственных ориентировок.
Из дидактических игр предпочтительны : лото, парные картинки, мозаика, пазл из 5-15 частей, наборы кубиков из 4-12 штук, развивающие игры («Сложи узор», «Сложи квадрат», «Уголки»);
игры с элементами моделирования и замещения;
Разнообразные «мягкие конструкторы» на ковролиновой основе.
Для освоении эталонов формы, цвета, величины это могут логические блоки Дьеныша, цветные счетные палочки Кюизенера.
Для развития мелкой моторики можно включить пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки, другие хозяйственные предметы, вышедшие из употребления.
Пятый год жизни
В этом возрасте происходят некоторые качественные изменения в развитии восприятия, чему способствует освоение детьми 4 – 5 лет некоторых сенсорных эталонов (формы, цвета, размерных проявлений). Дети успешно абстрагируют значимые свойства предметов.
В группе организуется «сенсорный центр» - предметы и материалы, познавать которые можно с помощью различных органов чувств.
Игры на сравнение; группировку по свойствам; воссоздание целого из частей; сериация по разным свойствам; игры на освоение счета.
Для активизации интереса детей – разнообразные иллюстративные пособия.
Сюжетно-дидактические игры и практические ситуации с весами, равновесами, растомером.
Различные варианты книг, рабочих тетрадей для рассматривания и выполнения заданий.
Наглядность в виде моделей: частей суток, простых планов пространства кукольной комнаты.
Шестой год жизни
В старшем дошкольном возрасте важно развивать любые проявления самостоятельности, самоорганизации, самооценки, самоконтроля, самопознания, самовыражения. Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки личного опыта.
Место и оборудование выделяется для игротеки в ней находятся:
дидактические, развивающие и логико- математические игры.
Для развития логики : блоки Дьеныша, «Логический поезд», «Логический домик», «Четвертый лишний», «Поиск девятого», «Найди отличия».
Игры на воссоздание: «Танграм», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Листик», «Пентамино» и др. Для освоение числа: палочки Кюизенера, рисуют модель «Домик чисел».
Пособия, позволяющие осваивать умения выделять значимые свойства: «Поиск заповедного клада», «На золотом крыльце», «Давайте вместе поиграем» и др.
Справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников.
Для индивидуальной работы с детьми: «Самолеты», «Пляшущие человечки», «Постройка города», «Маленький дизайнер», «Цифра-домино», «Прозрачная цифра»и др.
Отдельное место для экспериментов с использованием технических средств.
Кроссворды, познавательные задания, логические арифметические задачи, головоломки.
Игры с правилами – шашки, шахматы, нарды и т. п.
Содержание обучения
Я работаю в группе, где возраст детей с 4-5 лет.
Средний возраст — начало сенситивного периода развития знаково-символической функции сознания, это важный этап для умственного развития в целом и для формирования готовности к школьному обучению. В среде группы активно использу знаковою символику, модели для обозначения предметов, действий, последовательностей. Придумываем такие знаки вместе с детьми, что подводит их к пониманию, что обозначать можно не только словами, но и графически. Например, вместе с детьми определяем последовательность занятий в течение дня в детском саду и придумываем, как обозначить каждое из них. Чтобы ребенок лучше запомнил свой адрес, улицу, город, в группе разместили схему, на которой обозначен детский сад, улицы и дома, в которых живут дети группы. Схемы делали дети вместе с родителями. На схемах проведены маршруты, которыми идут дети в детский сад, написаны названия улиц, размещены другие здания, которые есть в округе. Обращаясь к этой схеме, выясняем, для кого из детей путь в детский сад длиннее, короче; кто живет выше всех, кто живет в одном и том же доме и т. п.
Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему миру. Некоторый опыт познания окружающего у ребенка уже есть и требует обобщения, систематизации, углубления, уточнения. С этой целью в группе организован «сенсорный центр» — место, где подобраны предметы и материалы, познавать которые можно с помощью различных органов чувств.
Например, музыкальные инструменты и шумовые предметы можно слышать; книги, картинки, калейдоскопы можно видеть; баночки с ароматизированными веществами, флаконы из-под духов можно узнать по запаху.
Используются материалы и пособия, которые позволяют организовать разнообразную практическую деятельность детей : пересчитать, соотнести, сгруппировать, упорядочить. С этой целью широко применяются различные наборы предметов ( абстрактные: геометрические фигуры; «жизненные» : шишки, ракушки, игрушки и т. п.).
Пользуемся играми на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции); группировку по свойствам; воссоздание целого из частей, сериацию по разным свойствам; игры на освоение счета.
Так же используем игры с блоками на выделение свойств («Клады», «Домино»). При применении цветных счетных палочек Кюизенера внимание обращаем на различение по цвету и размеру и на установление зависимости цвет — длина — число. Что бы интерес детей был более высокий к данному материалу используем разнообразные иллюстратив-ные пособия.
Для освоение счета и измерения различных мер: пользуемся полосками картона разной длины, тесемками, шнурами, стаканчиками, коробками и т. п. Организовываем сюжетно-дидактические игры и практические ситуации с весами, равновесами, ростомером.
В математической игротеке у нас размещены рабочие тетради для рассматривания и выполнения заданий. Для активизации детской деятельности с подобными материалами используем листы с заданиями (картинки для дорисовки, лабиринты).
Вывод
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека.
Насыщенная предметно- развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Список изученной литературы:
1. Щербакова, Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников.
2. Смоленцева, А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием.
3. Баряева, Л. Б. Математика для дошкольников в играх и упражнениях.
4. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка.
5. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова.
6. Менджерцкая, Д. В. Воспитание детей в игре.
7. Прессман, А. А. О роли предметного действия в формировании зрительного образа у ребенка
8. Поддъяков, Н. Н. Формирование у дошкольников способности наглядно-предметного перемещения предметов в пространстве.
9. Якобсон, С. Г. К вопросу о развитии восприятия формы.