Марина Валерьевна Крицкая
Особенности организации предметно-развивающей среды в соответствии с возрастом наших воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
На всех возрастных этапах выделены главные образовательные задачи, которые необходимо учитывать при организации предметно-пространственной среды.
Младшие группы
Младший возраст – главный этап в развитии ребёнка. Поэтому в этот период начинается его переход к новым отношениям с взрослыми, сверстниками и с предметным миром. Обеспечение эмоционально положительного самочувствия, накопление опыта предметно-познавательной и коммуникативной деятельности.
Публикация «Особенности организации предметно-развивающей среды в соответствии с возрастом наших воспитанников» размещена в разделах
Главные задачи этого этапа:
Обстановка в группах должна быть как комфортная, так и безопасная для ребёнка.
Дети 1-3 лет плохо реагируют на пространственные изменения обстановки – предпочитают стабильность. Поэтому пространство должно быть организовано ещё до их прихода в детский сад.
У младших дошкольников активно развиваются различные движения; вместе с тем они ещё плохо координированы, поэтому оборудование целесообразно располагать по периметру группы.
Для развития двигательной активности в группе должна быть горка со ступеньками и пологим спуском; оборудование для пролезания, подлезания, перелезания; матрас, на котором дети будут прыгать, ползать, лежать.
Маленькие дети предпочитают крупное оборудование, которое должно размещаться на открытых полках. Оно должно быть внешне привлекательным и ярким. Меняют его один раз в неделю. Педагоги не должны выкладывать сразу все игровые материалы – должны помнить, что в этом случае выбор игр затрудняется, а наведение порядка на полках требует слишком много усилий.
Все игрушки пособия должны быть доступны для ребёнка – это способствует развитию его активности, самостоятельности.
Для развития мелкой моторики рук в обстановку необходимо включить пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки, другие, уже ненужные хозяйственные предметы. Примеряя крышки к коробкам, ребёнок накапливает опыт сравнения величин, форм, цветов.
Малыши проявляют всё более активный интерес к рисованию. Для его поддержания и развития хорошо иметь самостирающиеся доски для рисования или рулон белых обоев и восковые мелки (они не пачкают руки, не осыпаются). Для рисования ладошками можно использовать гуашь с добавлением жидкого мыла.
В исследовательском «рвении» ребёнок может рвать страницы книг. Чтобы этого не происходило, в группу вносятся кипы старых журналов, но размещают их подальше от книжного уголка. Запрет на порчу книг и одновременное разрешение рвать журналы помогут воспитателям решить эту проблему педагогически верно.
В группах должны быть зеркала. Малыш может видеть себя среди других детей, наблюдать свои движения, мимику, внешний вид.
Уголок ряженья позволит детям изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя знакомого и незнакомого одновременно.
Много возможностей для развития детей заложено в игре – экспериментировании. Для этого необходимо иметь: ёмкости для переливания воды; мелкие резиновые, и плавающие игрушки; водяные мельницы и др. А также, шарики для пинг-понга, камешки, поролоновые губки. Такой уголок педагоги лучше разместить ближе к источнику воды. Для этой деятельности необходимо приготовить несколько комплектов защитной одежды: халатиков, нарукавников, старых папиных рубашек.
Средние группы
Средний дошкольный возраст – важный этап умственного развития в целом и формирования готовности к школьному обучению. На этом возрастном этапе задачи перед педагогами следующие:
В развивающей среде педагогами должна активно использоваться знакомая детям символика, модели для обозначения предметов, действий, последовательностей. Придумывать надо вместе с детьми, подводя их к пониманию того, что обозначать можно всё и графически, а не только словесно.
В этом возрасте дети особенно чувствительны к оценке взрослого. Поэтому в группе должно быть выделено место, где ребёнок мог бы выставить свою поделку, работу, украсить ею помещение.
У детей среднего дошкольного возраста важно накапливать опыт совместного со сверстниками действа, а также развивать познавательные интересы и поддерживать попытки творчески отражать впечатления в различных видах продуктивной деятельности.
Предметно - пространственная среда должна организовываться воспитателями по принципу полузамкнутых микропространств для того, чтобы избежать скученности детей и способствовать играм небольшими подгруппами (два – четыре ребёнка).
К оформлению игровых мест привлекаются сами дети: поклеить обои в кукольной комнате, сделать «продукты» для магазина, придумать символы для кабинета доктора и пр.
Дошкольники любят как-то обозначить свою игровую территорию. Чтобы избежать конфликтов, можно использовать лёгкие ширмы, цветные шнуры, заборчики из кирпичиков, игровые коврики.
С целью обобщения и углубления опыта познания с окружающим миром в группах обязательно организуется «сенсорный центр». Здесь подобираются предметы и материалы, познавать которые можно с помощью органов чувств (музыкальные инструменты, шумовые предметы, картинки, калейдоскопы, флаконы из-под духов – узнавать по запаху и т. д.
Для поддержания интереса детей к речи в группах должны быть технические средства обучения (проигрыватель или магнитофон, диапроектор).
В среднем возрасте усиливается интерес к познанию себя. Этому содействует самостоятельное изготовление и размещение в специально выделенном для этого месте плакатов, подборов иллюстраций, фотографий: «Какой Я?», «Я плачу и смеюсь», «Люди такие разные и такие одинаковые».
Старшие и подготовительные к школе группы
При переходе ребёнка в старшую и особенно в подготовительную к школе группу меняется его психологическая позиция: он начинает ощущать себя старшим среди других детей ДОУ. В этом возрасте важно развивать любые проявления «самости» дошкольников: самооценку, самоконтроль, самопознание, самовыражение. Необходимо воспитывать гуманное отношение к природному, предметному и социальному миру. Всё это требует постоянного обращения ребёнка к внутреннему миру и расширения границ мира внешнего.
Важно поддерживать ощущение такой организации среды, при которой ребёнок будет активно проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу. Воспитатели привлекают старших дошкольников к созданию окружающей обстановки, выясняют их мнение о планируемых действиях по изменению среды, вовлекают в процесс преобразований.
Пространство групп должно быть разбито на полузамкнутые микропространства (в которых одновременно могут находиться трое-шестеро детей).
Воспитателями анализируется жизненный опыт детей и в соответствии с ним подбираются игровые принадлежности.
Атрибутика игр для старших дошкольников должна быть более детализирована. Большая часть оборудования может храниться в коробках, на которых есть картинка и надпись – дети могут самостоятельно выбрать игры.
Развивающая среда включает коробки с бросовым материалом, пластиковой, пластиковой и картонной упаковкой, отходами бумаги, ткани, меха, кожи, картона и т. п. для изготовления недостающих атрибутов.
Для становления режиссёрской игры в группе должно быть место для разыгрывания сюжетов (его можно изготовить из большой коробки, набор игрушечных персонажей, бросовый материал и инструменты, а также схемы-образцы, фотографии декораций и кукол.
Необходимо выделить место для экспериментов с использованием технических средств (микроскоп, а также должно иметься оборудование для экспериментирования с шарами, водой, природным материалом и т. п.
Наряду с художественной литературой в книжных уголках должна быть представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников.
Для поддержания у дошкольников интереса к школе необходимо выделить «учебную зону». Обстановка в ней по возможности должна быть приближена к учебной (столы, расставленные рядами, как парты, школьная доска).
У ребёнка старшего дошкольного возраста необходимо развивать представления о собственных возможностях и силах, учить познавать себя, используя самонаблюдения. Например – у каждого может быть своя метка на стене – есть повод для обсуждения: на сколько сантиметров он вырос за месяц, за три месяца, кто растёт быстрее, кто медленнее.
Привлекает старших дошкольников и возможность изменить внешний вид. Для этого в группы можно вносить краски для грима, парички из ниток, детали одежды для взрослых (шляпа, галстук, длинная юбка, солнце защитные очки, шаль, капитанская фуражка и т. п.).
В группах специальное место отводится для игротеки, в которой находятся дидактические, развивающие и логико-математические игры