Папки-передвижки

Значение предметно-развивающей среды для развития познавательных интересов у детей 5–6 лет

Валентина Жерноклетова
Значение предметно-развивающей среды для развития познавательных интересов у детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Главной задачей воспитания дошкольников является создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитание и развитие ребенка.

Темочки:

Организация развивающей среды в нашей группе с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Предметно - развивающая среда в группе построена с учё том принципов:

1. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают:

- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;

- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением;

- возможность самовыражения детей.

2. Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3. Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющих предметной среды : детскую мебель, мягкие модули, ширмы, природные материалы, пригодные в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4. Вариативность среды позволяет создать различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр., а разнообразный материал - игры, игрушки и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей. Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5. Доступность среды создает условия для свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

6. Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования.

В старшем возрасте замысел основывается на теме игры, поэтому в группе создана полифункциональная предметная среда, которая побуждает активное воображение детей, и они каждый раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство. Такая среда позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в об устройстве места игры и предвидеть её результаты.

Групповое пространство распределено на три сектора : сектор умеренной активности, средней активности и повышенной активности.

Центр детского творчества

Целью создания данного центра является формирование творческого потенциала дошкольников. Центр детского творчества позволяет детям проявлять активность в разных видах творческой деятельности, детям доступны материалы, позволяющие изображать желаемое в рисовании, лепке, аппликации, художественном конструировании. Параллельно с центром детского творчества функционирует место обобщения результатов детского творческого труда «Наши работы», здесь имеется прекрасная возможность для организации выставок рисунков, поделок, выполненных как самостоятельно, так с участием педагога.

В данном центре рядом с педагогом каждый ребенок может попробовать свои силы в работе с различными материалами. Созданы условия для конструктивной, познавательной и исследовательской деятельности детей, развитие их художественно-эстетического восприятия, в процессе работы с бумагой, природными и нетрадиционными материалами. В уголке творчества размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Уголок творчества в нашей группе – это зона экспериментирования с различными материалами: цветными мелками, пластилином, клеем, плотной бумагой и т. д. Здесь собрано оборудование для использования различных техник живописи: пальцевой живописи, печатания губкой, тычком, восковой и кляксовой живописью. Для создания своих шедевров дети активно используют восковые мелки, цветной мел, цветные карандаши, фломастеры, гуашь, пластилин, цветную и белую бумагу, картон, обои, наклейки, ткани, трафареты. Поэтому деятельность ребёнка в уголке творчества очень важна, у ребёнка развиваются необходимые умения, а также формируется познавательный интерес.

Центр театрализованной деятельности

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения потому, что каждое литературное произведение для детей всегда имеет нравственную направленность. Благодаря театрализации, дети не только познают мир, но и выражают своё собственное отношение к добру и злу, приобщается к фольклору, национальной культуре. В игровой зоне оборудован шкаф с костюмами, масками, атрибутами для обыгрывания сказок; оформлен стеллаж, где имеются куклы и игрушки для различных видов театров (плоскостной, кукольный, театр резиновых игрушек пальчиковый, настольный, театр картинок). На электронном носителе записана музыка для сопровождения театрализованных игр, есть зеркало, парики. Использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе с детьми для развития в детях умственного, нравственного, эстетического воспитания. Создает детям хорошее настроение, обогащает впечатлениями, вызывает у них эмоции, способствует развитию познавательного интереса и художественного воспитания. Счастливые улыбки, горящие глаза и радостные лица воспитанников во время инсценировки и театрализации убедительно свидетельствуют, как дети любят кукольный театр.

Кукольный театр, по своей природе близок и понятен детям и поэтому имеет для них огромное эмоциональное воздействие. На сцене нашего театра они видят знакомые и любимые куклы, игрушки. Когда же «ожившие» куклы начинают двигаться, говорить, они переносят детей в совершенно новый, увлекательный мир, мир живых игрушек, где всё необыкновенно, всё возможно и привлекательно.

.

Центр природы

Важным для формирования познавательного интереса воспитанников стало оборудование уголка природы. В этом центре размещаются комнатные растения, инвентарь для ухода за растениями. На стене находится календарь природы, лежат дневники наблюдений. Для познавательного развития подобрана специальная детская литература о природе, природных явлениях, соответствующая возрасту детей, также развешены картинки в соответствие с временем года, экосистемы «Кто где живет? Что где растет?» Представлены различные коллекции : семена цветов и овощей, гербарии травянистых растений и древесных пород, спилы деревьев с хорошо заметными годичными кольцами, разнообразные камни, полезные ископаемые, чучела птиц, магнит, компас. Посредством данного центра мы воспитываем в детях желание ежедневно ухаживать за комнатными растениями, объясняем, почему это надо делать. Дети знают о пользе комнатных растений, поэтому с удовольствием ухаживают за ними (опрыскивают, протирают, поливают). Уход за комнатными растениями способствует эколого-эстетическому развитию ребёнка. В группе созданы такие условия (разнообразие комнатных растений по происхождению, по разнообразию семейств, по размеру, чтобы дети видели красоту растений, разнообразие их красок и форм. У детей формируются нравственные качества, т. е. регулярное ухаживание, умение сохранить окружающую красоту природы. В центре природы весной расположен мини огород. Вместе с детьми выращиваем лук, петрушку, укроп, рассаду томатов, огурцов, проращиваем фасоль. Посадку производим на занятиях, где каждому ребёнку даётся свой стаканчик. Это удобно тем, что задействован каждый ребёнок. Наблюдая за рассадой, дети знакомятся с основными этапами роста и развития растений, закрепляют знания об их строении, способах ухода за ними. Во время наблюдений за ростом рассады дети отражают происходящие изменения в своих рисунках. Данный вид деятельности способствует познавательному развитию ребёнка. Дети ведут наблюдения, у них возникают вопросы, на которые они получают ответы.

Для формирования у детей интереса к исследовательской работе, и формирования у них представлений об окружающем мире в группе создан Центр науки или исследовательский центр, представляющий собой мебельный модуль со специально оборудованными стеллажами. Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет. На полочках для детского исследования размещены самые разные природные материалы: - утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д. ; технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д. ; разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д. ; красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.); медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл; прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др. ; сито, воронки; половинки мыльниц, формы для льда; приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, лупы; фартуки, резиновые перчатки, тряпки. Для познавательного развития подобрана специальная детская литература, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов. На стенде в форме книги дети могут поместить результаты своих опытов и открытий в виде зарисовок, заметок и отчетов.

Центр конструирования хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности (в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, ручном труде) наполняют различные строители и конструкторы из разных материалов, разных размеров, который развивает воображение, формирует первичные представления об окружающем мире.

«Центр восприятия художественной литературы и чтения»

Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста. Такую возможность дети могут реализовать играя в центре восприятия художественной литературы и чтения. Книжная полка, на которой размещены книги для детей по программе и любимые книги: энциклопедические, книги-справочники, словари и словарики, книги по интересам детей, книги по истории и культуре русского и других народов. Книги, рекомендованные для чтения детям определенного возраста : иллюстрированные сборники сказок, книжки-малышки с хорошими рисунками и текстами из двух-трех строк, предваряющими иллюстрацию или завершающими страничку, любые занимательные азбуки, комплекты открыток, книги, любимые детьми, сезонная литература, обменный фонд (для выдачи на дом, детские журналы, детские рисунки, увлечения детей (открытки, календарики). Портреты писателей: А. Барто, А. С. Пушкина, Л. Толстого. Различные детские энциклопедии, справочные материалы, атласы, которые помогают ребёнку искать ответы на вопросы, возникающие в процессе решения той или иной проблемной ситуации.

Музыкальный центр

Он представлен музыкальными инструментами – металлофон, треугольник, маракасы, кастаньеты, колокольчики, бубенцы, бубны, барабаны, всевозможные дудочки. Бутафорские музыкальные игрушки предназначены для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами. Атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам. Дети пользуются музыкально – дидактическими пособиями, иллюстрации по слушанию, пению, картинки с изображением музыкальных инструментов, портреты композиторов, играют в музыкально – дидактические игры на развитие песенного творчества. Для обогащения музыкально – слухового опыта детей собран песенный материал, который используется во всех режимных моментах, музыкальные произведения классиков и современных композиторов.

Центр «Сенсорного развития и математики»

Центр оборудован привлекательными и яркими предметами : головоломками, вкладышами-формами, наборами картинок для группировки, шкатулками, коробочками с разными мелкими предметами; мозаики с примерами сборки, лото для развития памяти, пазлы – блоки- дети играют, собирают, учатся; настольные игры, дети учатся обобщать картинки и делить их на группы; игры – ассоциации тренируют память, мышление, мелкую моторику; игры - втулки закреплять умение различать основные цвета и по предложению взрослого отбирать втулки определенного цвета; формировать умение отвечать на простейшие вопросы; развивать мелкую моторику рук; формировать умение играть рядом, не мешая друг другу. Логические кубы помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане пред математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся –выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, обобщение, группировка. В упражнениях с кубами дети развивают цветовое восприятие и остроту зрения, формируют представления о сенсорных эталонах, совершенствуют пространственную ориентировку. Действия с материалом данного центра способствуют сенсорному развитию детей, развитию наглядно-действенного мышления, аналитического восприятия, моторики, координации рук и глаз. Здесь дети могут производить действия с цифрами, знаками, числами, ориентироваться на листе бумаги, используя магнитную доску, решать логико-математические задачи, составлять целое из частей.

Центр физкультуры и спорта

Центр распложен на одной из стен раздевальной комнаты на полке- подставке с нишами и вешалками-крючками для спортивного оборудования. Оборудование расположено так, чтобы дети смогли свободно подходить к нему. Здесь рационально размещены физкультурное оборудование: кегли, флажки, дуги, гимнастические палки, резиновые и набивные мячи, массажные коврики, которые создают благоприятные условия для развертывания самостоятельной двигательной активности детей и формирования положительных эмоций. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, подлезание под дугу, игры с мячом, метание в цель и т. п. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

Центр сюжетно-ролевой игры

Задачи центра: развивать игровой опыт каждого ребенка; воспитывать коммуникативные навыки, желание объединиться для совместной игры; соблюдать в игре определенные правила; развивать творческое воображение, фантазию; закреплять в игре примеры социального, речевого поведения; учить детей устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру поведения.

В этом центре множество атрибутов для развития гибкого ролевого поведения детей, что является основой организации разнообразной сюжетной игры в индивидуальной и совместной деятельности.

Детская мебель, принадлежности к ролевым играм, различные заместители, отображающие быт взрослых. Куклы разных размеров. Комплекты одежды, постельного белья для кукол, кукольные сервизы, коляски для кукол. Атрибуты для ряжения. Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации познавательных интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. В центре сюжетно-ролевой игры оформлен уголок для игр «На приёме у врача», «Медсестра» «Больница», «Аптека», «Скорая помощь». Собраны предметы заместители : шапочка, халат, атрибуты (трубка, шприц, градусник, бутылочка из-под лекарств, баночки из-под мазей с палочкой, пипетка, вата, бинт, флаконы от лекарств, коробки от таблеток и др. Для с/р игр «Повар», «На кухне», «Ждём гостей», «Семья» в игровой зоне есть колпак и фартук, предметы заместители - посуда, продукты. У детей обогащаются, расширяются и знания о профессии врача, о работе поликлиники, учатся самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку, формируются умения творчески развивать сюжеты игры. Такие игры воспитывают уважение и благодарность к труду врача, медсестры. Воспитывают чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Для с/р игр «Парикмахер» «В салоне красоты» есть детский халат, предметы заместители : расчески, бигуди, ножницы,, шампуни, духи, мыло, полотенце. Игры такого цикла помогают воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу, учить благодарить за оказанную помощь и услугу.

Оборудование для игр «Шофёры», «На станции технического обслуживания» : многофункциональные кубики «Лего»; строительный мате-риал для постройки гаража, слесарные инструменты для ремонта машин. Дети учатся с уважением относиться к труду водителя, милиционера. Учатся вежливому обращению в процессе общения «водитель – пассажир», «водитель – милиционер

Задачи с/р игр «В овощном магазине», «Одежда», «Продукты», «Сувениры», «Кулинария», «Книги», «Спорттовары» : расширить знания детей о работе продавца в магазине, самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку, воспитывать уважительное и вежливое отношение к работе продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения. Для игр собраны атрибуты: весы, касса, халаты, шапочки, сумки, кошельки, ценники, товары по отделам, машина для перевозки товаров, оборудование для уборки. Сюжетно-ролевая игра - первая проба применения на практике взаимоотношений между людьми. В процессе игры, помимо взаимоотношений, определенных сюжетом, возникают и реальные взаимоотношения между детьми, определяемые различными социальными ценностями

Центр «ПДД»

Развивающая среда по ознакомлению с ПДД создана так, чтобы у детей вызвать познавательный интерес. Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Жезл, свисток, фуражка милиционера, нарукавники, светофор, игрушки транспортные, флажки для перехода улицы, набор дорожных знаков, в который входят такие дорожные знаки, как: информационно-указательные: «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса», предупреждающие знаки : «Дети»; запрещающие знаки: «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки : «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета: «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса «Больница», «Телефон», «Пункт питания», мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр, макет перекрёстка. Атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «ГИБДД», «Дорожное движение», «Автосервис», «Путешествие по улицам города», «Улица и пешеходы», «Поездка на автомобиле», «Автопарковка», «Станция технического обслуживания» :

Центр патриотического воспитания

Для полноценной реализации системы воспитания патриотизма у дошкольников, развития их активности и познавательного интереса в группе создан центр патриотического воспитания. Оформление патриотических уголка, направленно на ознакомление детей с историей родного города, с государственными символами страны, с русскими народными промыслами, помогает развитию у детей любви к Родине, к ее традициям и достижениям. Благодаря материалам, представленным в уголке, у детей развивается интерес и уважение к семье, труду людей, трудовым и гражданским подвигам известных людей города и страны. Материалы уголка: портрет президента России, гимн, герб, флаг России, фото семей воспитанников, к 8 марта и 23 февраля оформляем тематические выставки генеалогическое древо, для ознакомления родным городом оформлен альбом о Рыльске, герб и влаг города, выставка книг о Рыльске. Для приобщения детей к народной культуре собраны русские игрушки, предметы старины, изделия декоративно-прикладное искусства, кукла в русском национальном костюме, для ознакомления с родным краем: символика, животный и растительный мир, достопримечательности. К 9 мая оформляем стенд «Бессмертный полк»

Мини-музей прикладного искусства и народного творчества

Задачи центра: расширять познавательный интерес детей с помощью

информационной и экскурсионной деятельности; через декоративноприкладное

искусство знакомить детей с историей и традициями народа; включить родителей и детей в пополнение экспонатами выставочный центр; приобщать дошкольников к художественным ценностям; учить детей видеть красоту предметов народного искусства; воспитывать духовно – нравственное развитие детей, формирование патриотических чувств; воспитание у дошкольников интереса, гордости к культурным ценностям своего народа, своего края. в мини – музее представлены разные виды экспонатов декоративно- прикладного искусства – хохломская роспись, гжель роспись, матрешки, дымковская игрушка, филимоновская игрушка, альбомы «Гжель», «Дымковская игрушка», «Городецкая роспись», куклы обереги.

Учебная зона расположена таким образом, что свет на рабочие столы попадает с левой стороны. Столы для занятий размещены в соответствии с нормами СанПиНа. Доска находится на уровне глаз детей. Учтены возрастные и индивидуальные особенности детей.

Интерьер группового помещения отличается индивидуальностью и творческим подходом педагогов к его организации. Нежный тон стен групповой комнаты создаёт ощущение света, воздуха и чистоты помещения. Мебель подобрана в тёплой цветовой гамме. Мебель мобильна и легко трансформируется, что позволяет менять интерьер по мере необходимости. Всё это создает благоприятную психологическую обстановку, положительный эмоциональный настрой.

Публикации по теме:

Использование развивающей предметно-пространственной среды для развития речи детей младшей диагностической группы Содержание Младший дошкольный возраст - очень важный период в развитии речи ребёнка. Образовательный процесс в младшей диагностической группе.

Предметно-пространственная среда как условие развития познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста В настоящее время актуальность проблемы развития познавательной активности дошкольника можно объяснить общими тенденциями гуманизации образования,.

Совершенствование предметно-развивающей среды для развития самостоятельности и активности детей в разных видах деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида "Веточка" городского поселения "Рабочий.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» - консультация для педагогов дошкольного образования.

Организация предметно-развивающей среды для формирования математических представлений детей 4–5 летОрганизация предметно-развивающей среды для формирования математических представлений детей 4–5 лет Непременным условием развития математического творчества является обогащенная предметно - пространственная среда. Это прежде всего,наличие.

Организация развивающей предметно-пространственной среды как фактор художественно-эстетического развития детей СЛАЙД 2 «Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и.

Организация развивающей предметно-пространственной среды как условия развития детей 3–4 лет в соответствии с ФГОС Организация развивающей предметно-пространственной среды как условия развития детей 3–4 лет в соответствии с ФГОС СеменоваИ. В. Организация.

Организация развивающей предметно-пространственной среды для речевого развития в соответствии с ФГОС План: 1. Предметно – пространственная среда группы, значение для речевого развития. 2. Требования к организации предметно – пространственной.

Понятие и значение предметно-развивающей среды для развития дошкольника Одним из важнейших условий развития детей является предметно-развивающая среда, построению которой надо уделить особое внимание. Предметная.

Значение предметно-пространственной среды для активизации речевого развития детей дошкольного возраста Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой, это особый мир со своим языком,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение предметно-развивающей среды для развития познавательных интересов у детей 5–6 лет
Опубликовано: 15 марта 2018 в 19:11
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение предметно-развивающей среды для развития познавательных интересов у детей 5–6 лет» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Жерноклетова (УИ 1011046) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками
28 декабря 2024 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД