Елена Кипурова
Использование информационно-коммуникационных технологий в патриотическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация.
В данной статье рассматриваются вопросы использования информационно-коммуникационных технологий при реализации задач патриотического воспитания дошкольников.
В силу политической, экономической и социальной ситуаций в нашей стране к концу ХХ в., для целого поколения перестали иметь особое значение понятия «Родина», «патриотизм», «отечество». Нет сомнений в том, что в наше время стали актуальными проблемы патриотического воспитания детей.
Публикация «Использование информационно-коммуникационных технологий в патриотическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
В ФГОС (приказ Минобрнауки России от 17.11.2013г. № 1155) предусматривается развитие дошкольников по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.
Период дошкольного детства, в силу присущих ему непосредственных душевных и эмоциональных реакций, в силу открытости души, наиболее важен для формирования чувства патриотизма.
В своей работе для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми по воспитанию патриотизма я активно использую ИКТ.
Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий наряду с другими средствами призвано способствовать обогащению представлений детей об окружающем мире, расширению опыта и знаний, повышению мотивации к познанию. ИКТ не заменяют традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родного края, а успешно их дополняют и восполняют.
Мною создан цикл презентаций, в основе которого лежит работа по формированию чувства патриотизма у дошкольников. На занятиях по ознакомлению с окружающим проводились беседы «Мама – самое прекрасное слово на земле», «Мамин день». Дети с удовольствием рассказывали о своих мамах, об их профессиях, рисовали портреты своих мам и изготавливали для них подарки. Завершением этой работы стало создание двух мультимедийных презентаций: «Мамочка моя милая» и «Мамин день», а также «Семейный альбом группы».
Воспитывая у детей гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше, я сформулировала тему «Я живу в Таганроге». На занятиях был проведен цикл бесед «Мой родной город». Дети придумывали рассказы на тему «Из окна, из окна наша улица видна». В рисовании «Известные места Таганрога», лепке «Родная улица», конструировании и аппликации дети старались передать красоту, современность нашего города. Была создана мультимедийная презентация «Путешествие в прошлое», которая использовалась на занятиях и в совместной детско-родительской игре-викторине «Чеховские места Таганрога». Организованы видео-экскурсии к самым известным памятникам нашего города. В результате целенаправленной работы у детей сформировались навыки поведения на улицах города, чувство гордости за свой город и уважения к людям труда.
Работая над темой «Наша Родина - Россия», проводились беседы «Мы- Россияне», «Что мы знаем о России», «Москва- столица нашей Родины», «Русский фольклор» (заклички, частушки, колыбельные, «Народные приметы». Специально к занятиям создана мультимедийная презентация «Государственные символы России: герб, флаг, гимн». На занятиях с использованием мультимедийного оборудования дети более активны, за счет высокой динамики эффективней проходит усвоение материала, тренируется внимание и память, активно пополняется словарный запас. После таких занятий, в свободной деятельности, дети с удовольствием слушали песни о Родине и играли в народные игры.
Особая роль отводится работе с родителями, в которой также большое внимание уделяю информационным технологиям. Современная модель сотрудничества педагогов ДОУ с семьями воспитанников строилась как процесс межличностного общения. В этом направлении коллектив нашего детского сада решал следующие задачи:
• объединение усилий педагогов и родителей для развития патриотического самосознания детей;
• создание атмосферы общности интересов в процессе организации инновационной деятельности;
• активизация и обогащение воспитательных умений родителей.
Хорошей традицией стало проведение выставок совместного творчества детей и родителей «Осенняя фантазия», «Наш детский сад», «День космонавтики». Интегрирование разных видов детской деятельности нашло свое продолжение в процессе реализации совместных проектов педагогов, детей и родителей на патриотические темы «Мой папа в армии служил», «Чехов»и другие.
Удачно зарекомендовал себя такой вид использования ИКТ, как мультимедийное оформление совместных праздников, развлечений. Это позволяет сделать их эмоционально окрашенными, привлекательными, современными.
И конечно каждому приятно видеть результативность своей работы. Многие семьи, не уделявшие ранее большого внимания патриотическому воспитанию, активизировались, всем хочется принять участие в конкурсах, фотовыставках.
Использование ИКТ в дошкольном обучении возможно, необходимо и эффективно. Критериями эффективности проводимой в ДОУ работы по патриотическому воспитанию дошкольников с использованием ИКТ являются положительная динамика личностного роста детей, повышение их информационной и краеведческой осведомленности, интереса детей, родителей и педагогов к истории и культуре и России.
Литература:
Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. - М. : «Издательство «Скрипторий 2003», 2013
Комарова Т. С. Комарова И. И. Туликов А. В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. — М. : Мозаика-Синтез, 2011
Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. М., 2010