Вера Крюкова
Особенности работы с одаренными детьми в процессе обучения английскому языку
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности работы с одаренными детьми в процессе обучения английскому языку
Обучение английскому языку требует от педагога постоянного усовершенствования и поиска более продуктивных методов и стратегий обучения, соответствующих требованиям современного общества и особенностям современных детей.
Публикация «Особенности работы с одаренными детьми в процессе обучения английскому языку» размещена в разделах
Изучение английского языка обладает огромным потенциалом не только для всестороннего развития личности, но и для выявления одаренных детей, так как здесь особенно часто используются межпредметные связи (с математикой, окружающим миром, историей, географией, русским языком и литературой). А это одна из главных задач совершенствования образования.
При выборе методов и стратегий обучения английскому языку очень важно учитывать возраст, уровень подготовки, интересы, способности, личностные особенности обучаемых.
Особой категорией обучающихся являются дети одаренные или способные. К таким детям требуется особое внимание и особенный подход к их обучению. Ни у кого сегодня не вызывает удивления, что каждый человек рождается с определенным набором задатков, а вот способности появляются только в результате развития этих задатков. Главное эти задатки вовремя заметить и создать максимально благоприятные условия для их развития общими усилиями родителей и педагогов.
Работать с такими детьми не так - то и легко, как кажется. Важно понимать, что одаренность может иногда скрываться за нестандартностью в поведении и мышлении, сопротивлению всем видам нетворческих работ, неусидчивостью, нетерпимостью к давлению, демонстративностью, сопротивлением стандартным правилам и нормам.
Педагог должен учитывать высокую чувствительность одаренных детей к новым ситуациям и боязнь неприятия их нестандартности окружающими. Таким детям важно чувствовать индивидуальную заботу и понимание со стороны своего педагога.
По мнению психологов среди основных особенностей одаренных детей системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Это выражается в его интеллектуальных способностях, незаурядных способностях к обучению, творческом и продуктивном мышлении. Такие дети легко усваивают новый материал, активны, любят экспериментировать. Их отличает творческий подход, стремление к познанию нового, самостоятельному исследованию.
Поэтому одаренному ребенку на обычных занятиях наряду с другими детьми просто скучно. Все задания он выполняет с легкостью и быстрее остальных детей, а, главное, он способен сделать больше. Особенно быстро такие дети теряют интерес к изучению английского языка, где требуется регулярная монотонная и кропотливая работа.
К таким детям необходим глубокий индивидуальный подход. Процесс обучения должен быть организован так, чтобы дети могли погрузиться в творческий процесс, стремились к открытиям, были максимально загружены.
В школе раннего развития «Радуга» знакомство дошкольников с английским языком начинается с 6 лет. В этом возрасте главным видом деятельности является игра.
В педагогике описано много положительных функций игры:
Игры помогают привлечь и удержать интерес и внимание детей на протяжении всего занятия;
Игра всегда предполагает принятие решения, что активизирует мыслительную деятельность учащихся, которая приводит к развитию;
Играя, ребенок ненавязчиво и быстро усваивает новую информацию;
Игра обеспечивает естественную необходимость многократного повторения детьми языкового материала;
В игре ребенок может проверить собственные силы и возможности в свободных действиях;
Игра дает свободу для личного творчества, активности самопознания, самовыражения и самоутверждения;
Игра посильна каждому ребенку, не зависимо от прочности имеющихся знаний в изучаемом языке;
Игра несет в себе чувство равенства, ощущение «посильности» заданий, атмосферу увлеченности и радости;
Игра помогают ребенку преодолеть стеснительность, мешающую свободному общению на чужом языке, снижает боязнь ошибок;
Игра способствует раскрытию творческого потенциала, формированию нестандартного мышления, активизации резервных возможностей личности и гармоничному развитию незаурядных задатков ребенка;
Игра является одним из приемов здоровьесберегающих технологий;
Игра помогает педагогу диагностировать интеллектуальные, творческие, эмоциональные и другие проявления ребенка.
Поэтому изучение английского языка проходит именно в игровой форме.
Свои занятия я выстраиваю на чередовании различных игр и игровых заданий (ролевых, подвижных, музыкальных, творческих, дидактических). Наблюдение за выполнением детьми различных видов деятельности помогает заметить проявление у них определенных доминантных качеств или специальных способностей.
Для занятий я придумываю множество интересных творческих заданий на английском языке для всестороннего развития личности каждого ребенка:
придумать загадку,
сочинить мелодию и пропеть счет,
нарисовать чудо-зверя из частей разных животных,
придумать и обыграть сказку,
провести свою динамическую паузу,
нарисовать и описать дом своей мечты,
разыграть ситуацию знакомства с английским сверстником (диалог,
показать прилагательное при помощи мимики, жестов и т. д.
Но наиболее активно ребенок проявляет творчество в той сфере деятельности, которая больше соответствует его интересам и способностям. Так он подсказывает направление, в котором мы, педагоги, должны его развивать.
Задача каждого преподавателя – создать условия, в которых ребенок мог бы проявить себя, помочь раскрыться и показать ему путь самореализации.