Светлана Решетина
Специфика информационно-коммуникационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Терминология.
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.
Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих получение, хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда. На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с возможностями компьютера (компьютерные технологии).
Публикация «Специфика информационно-коммуникационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Коммуникационные технологии - методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой. В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации.
Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.
Определение:
Информационно-коммуникационные технологии в образовании - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, форм и методов их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов, а также для образования детей (развития, диагностики, коррекции).
Цель использования ИКТ в практике музыкального руководителя:
- активизация процесса формирования музыкальных способностей детей при помощи средств ИКТ.
Задачи:
• Задействовать различные каналы восприятия ребенка;
• Повышать интерес детей к изучаемому материалу;
• Моделировать такие жизненные ситуации, которые затруднительно увидеть в повседневной жизни (космическое пространство, движение волн, рост цветка и т. д.);
• Обеспечить высокую динамику занятий;
• Представить обучающий материал как систему ярких опорных образов;
• Обогатить методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей, вывести ее на современный уровень в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Здоровьесбережение:
Максимальная одноразовая длительность работы не должна быть более указанной ниже:
• Для детей 6 лет 1 -2 групп здоровья___15 минут в день
• Для детей 6 лет 3 группы здоровья___10 минут в день
• Для детей 5 лет 1 – 2 группы здоровья___10 минут в день
• Для детей 5 лет 3 группы здоровья___7 минут в день
• Для детей 6 лет, относящиеся к группе риска
по состоянию зрения___10 минут в день
• Для детей 5 лет, относящихся к группе риска
по состоянию зрения___7 минут в день
Средства ИКТ:
Персональный компьютер;
Мультимедийное оборудование – проектор+колонки+компьютер (ноутбук, нетбук);
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера, микрофон) - дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира
Аудио, видео и нотные редакторы: mscore, retoucher, mp3DirectCut,.
Программы для записи голоса, создания слайд-шоу, мультимедийных презентаций, компакт-дисков (для самостоятельной музыкальной деятельности в группе, например): ProShow Producer, Adobe Audision, Nero, Movie Maker и т. д.
Интернет-ресурсы онлайн (звук, видео, фото, надписи на картинках и т. д.).
Области применения ИКТ
в деятельности музыкального руководителя ДОУ:
I. Ведение документации;
II. Методическая работа;
III. Повышение квалификации;
IV. Самообразование;
V. Организационная работа;
VI. Воспитательно-образовательный процесс.
I. Ведение документации.
• Составление Рабочей программы.
• Перспективное и календарное планирование.
• Оформление материалов мониторинга – диагностические карты, графики.
II. Методическая работа.
• Подготовка презентаций к выступлениям на различных конференциях.
• Публикации на сайтах профильных издательств и других образовательных интернет-ресурсах.
• Изучение электронных методических материалов.
• Оформление консультаций для родителей и воспитателей.
• Поиск информации по решению текущих практических вопросов (репертуар, сценарии, фонограммы и т. д.) на профессиональных сайтах, а также на персональных сайтах музыкальных руководителей.
• Обработка информации (звука, видео, фото) с помощью специального программного обеспечения и онлайн-программ с целью адаптации к имеющимся условиям
III. Повышение квалификации.
• Дистанционные курсы повышения квалификации - uchmet.ru
• Дистанционная переподготовка.
Примечание: наличие лицензии на осуществление дополнительного профессионального образования является обязательным и необходимым условием.
IV. Самообразование.
• Вебинары, проводимые он-лайн высококвалифицированными специалистами, авторами программ и технологий (Тютюнникова Т. Э., Гомонова Е. А., Рубан Т. Г.)
Ресурсы - dovosp.ru, orff.ru, uchmet.ru
• Интернет-общение на профессиональных форумах:
Обсуждение новинок методической литературы, музыкальных новинок;
Обсуждение проблем профессионального, правового, организационного характера;
Выявление тенденций развития музыкального воспитания;
Получение ссылок на актуальные интернет-ресурсы и онлайн-мероприятия.
V. Организационные вопросы.
• Заказ оборудования и дидактических материалов через интернет.
• Огромная база данных по организации пространственной предметно-развивающей среды (maam.ru).
• Текстовые инструкции и видео-уроки по изготовлению атрибутики, костюмов, самодельного оборудования, использования программного обеспечения и онлайн-программ.
• Хранение информации на облачных хранилищах (яндекс-диск, облако-майл и др.)
VI. Воспитательно-образовательный процесс.
• Пение – распевание, презентация песни (процесс разучивания происходит исключительно в сопровождении музыкального инструмента, исполнение песни под фонограмму
• Восприятие музыки – портреты и биографии композиторов, видео-иллюстрации к музыкальным произведениям, жанровые картинки, настроение в музыке
• Элементарное музицирование – знакомство с музыкальными инструментами, музыкальная мнемотехника.
• Музыкальное движение – презентация танца (видеофильмы, использование схем танца, украшение танцевальной композиции видеоклипом и футажами.
• Дидактические игры для развития чувства ритма, звуковысотного слуха, ладового чувства, ориентирование в пространстве. Проведение мониторинга с помощью дидактических игр.
• Развлечения и досуги – классическая музыка в мультфильмах, презентации праздничных государственных мероприятий (парад победы, 1 сентября, развлечения по презентациям с загадками, развлечения по сказкам с использованием детских музыкальных инструментов, по музыкальным загадкам, использование мультимедиа в проведении детских праздничных утренников
• Формирование основ здорового образа жизни – мультзарядки гимнастика для глаз включение тематических видеопрезентаций в мероприятия по правилам дорожного движения и другие мероприятия.
• Взаимодействие с воспитателями – запись музыки на диски для занятий по изодеятельности и других занятий, живые мнемотаблицы оживающие рисунки
Литература.
1. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании Комарова Т. С., Комарова И. И., Туликов А. В., Мозаика-Синтез М. ,2011
2. Фомичева О. С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. М. : Гелиос АРВ, 2000г.
3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.3049-13
4. Образовательные и другие интернет-ресурсы