Папки-передвижки

Особенности межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста

Юлия Викторовна Сёмкина
Особенности межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: рассказать о особенностях развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста.

Мозг человека состоит из двух полушарий: левого и правого. Каждое из них выполняет свои функции. Левое полушарие мыслит логически, оно отвечает за речь, логику, анализ, математические способности, а правое - творческое, оно отвечает за восприятие информации на слух, планирование, креативность, образное мышление. У кого-то лучше функционирует левое полушарие, у кого-то правое, но для слаженной работы мозга необходимо взаимодействие обоих полушарий.

Публикация «Особенности межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Нейропсихологи утверждают, что от развития межполушарных связей во многом зависит успеваемость ребенка в детском саду, школе и успешность жизни в целом. Слабое взаимодействие полушарий – одна из главных причин трудностей в освоении письма и чтения, вследствие чего могут возникают дислалия, дисграфия и двигательная расторможенность. От степени сформированности межполушарных связей зависит качество восприятия и обработка информации, эмоциональная стабильность, координация и баланс. Если полушария взаимодействуют друг с другом слабо, ведущее берет основную нагрузку на себя, а другое блокируется. В результате у ребенка возникают проблемы с координацией в пространстве, координация ведущей руки со слуховым и зрительным восприятием, адекватным эмоциональным реагированием, он становится мнительным и с трудом учится чему-то новому.

Развитие межполушарных связей очень важно не только для обучения, но и для полноценной жизни детей в целом. Ранний и дошкольный возраст – период активного развития мозговых структур.

Если межполушарное взаимодействие не сформировано то происходит неправильная обработка информации и у ребенка начинаются сложности в обучении.

Что бывает если межполушарное взаимодействие не сформировано?

Происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают:

-сложности в обучении:

- проблемы в письме,

- проблемы в устной речи;

- в запоминании информации в счете как в письменном, так и в устном;

- в целом восприятии учебной информации.

Признаки несформированности межполушарного взаимодействия :

-зеркальное написание букв и цифр;

-псевдолеворукость;

-логопедические нарушения;

-неловкость движений;

-агрессия; плохая память;

-отсутствие познавательной мотивации; инфантильность.

Методика по выявлению уровня развития межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста.

Для определения уровня развития межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста выбрали методику Н. И. Озерецкого, которая включает 5 блоков.

- «Кулак—ребро—ладонь»;

- «Степень сохранности премоторной зоны»;

- «Речевой вариант пробы Хеда».

Первая проба на динамический праксис «Кулак—ребро—ладонь»

Цель этих тестов — исследование динамической организации движений на уровне коры больших полушарий, способности выполнять действия по определенной программе. Выполнение заданной программы предполагает понимание поставленной задачи, удержание программы в памяти, способность к контролю и оценке собственных действий.

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе.

Задание доступно детям 6 лет и старше. Данный тест чувствителен не только к поражению двигательных систем (прематорных отделов, но и к неспецифическому дефициту сукцессивных функций. Первый и второй варианты расстройств порождают разные виды ошибок. В первом случае страдает переключение с одного движения на следующее в автоматизированном режиме: ребенок повторяет движение или делает большие паузы между ними. Во втором случае дети путают последовательность движений или пропускают некоторые из них. Предположительно затруднения в данном задании можно связать с левополушарной недостаточностью.

Критерии оценки:

5 баллов — правильно и быстро;

4 балла — правильно, но медленно;

3 балла — дезавтоматизация движений на истощении;

2 балла — персеверации (повторение) на истощении;

1 балл — выраженные персеверации (застреваемость на отдельных позах).

Вторая проба «Степень сохранности премоторной зоны»

Проба на перебор пальцев проводится следующим образом: испытуемый на двух руках одновременно соприкасает последовательно большой палец с остальными. Сначала движения выполняются от указательного пальца к мизинцу, затем от мизинца к указательному пальцу. Оценивается точность, дифференцированность-движений пальцев и способность к переключению с одного движения на другое (отсутствие застреваний). Каждая синкинезия штрафуется одним баллом.

Критерии оценки:

5 баллов — правильно и быстро;

4 балла — правильно, но медленно;

3 балла — дезавтоматизация движений на истощении;

2 балла — персеверации (повторение) на истощении;

1 балл — выраженные персеверации (застреваемость на отдельных позах).

Нарушения в выполнении этого упражнения свидетельствуют о незрелости мозолистого тела, отдельных участков головного мозга (центрально-теменных отделов коры).

Третья проба «Речевой вариант пробы Хеда»

Простая ориентировка. Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо только с левой руки, покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет — прекращают.

Инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой — за правое ухо, правой рукой — за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз».

Критерии оценки:

3 балла — выполнены оба задания;

2 балла — выполнена только простая ориентировка;

1 балл — не выполнено ни одного задания. Выполнение пробы затруднено у детей с левополушарной недостаточностью и у детей, страдающих дислекцией.

Методические упражнения по развитию межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста.

М. С. Рузиной, А. Л. Сиротинюк, Т. П. Трясоруковой, Г. Е. Шаниной и др.

1. Упражнение «Колечко».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела).

Ход упражнения: Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале движения выполняются каждой рукой отдельно, затем вместе.

2. Упражнение «Лезгинка».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела, произвольности и самоконтроля.

Ход упражнения: Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

3. Упражнение «Лягушка».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела, произвольности и самоконтроля.

Ход упражнения: Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно и разнонаправленно менять положение рук.

4. Упражнение «Замок».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела, произвольности и самоконтроля.

Ход упражнения: Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, развернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет инструктор. Палец должен двигаться точно и четко. Нежелательно допускать движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем дети могут выполнять упражнение в парах.

5. Упражнение «Ухо-нос».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела, произвольности и самоконтроля.

Ход упражнения: Ребенку предлагают левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».

6. Упражнение «Уши».

Цель: энергетизация мозга.

Ход упражнения: Мягко расправить и растянуть одноименной рукой внешний край каждого уха в направлении вверх – наружу от верхней части к мочке уха 5 раз. Помассировать ушную раковину.

6. Упражнение «Уши».

Цель: энергетизация мозга.

Ход упражнения: Мягко расправить и растянуть одноименной рукой внешний край каждого уха в направлении вверх – наружу от верхней части к мочке уха 5 раз. Помассировать ушную раковину.

7. Упражнение «Кулак-ребро-ладонь».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела, произвольности и самоконтроля.

Ход упражнения: Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет движения вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь», произносимыми вслух или про себя.

8. Упражнение «Зеркальное рисование».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела, произвольности и самоконтроля, элиминация зеркального восприятия.

Ход упражнения: Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу или фломастеру. Необходимо рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

9. Глазодвигательные упражнения.

Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела, формирование вектора сканирования пространства.

1-ый вариант.

Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Необходимо отрабатывать движения глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Каждое из движений делается сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы. Движения совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях; причем удержание должно быть равным по длительности предшествующему движению. При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребенка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки и т. д. Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит "соскальзывание" взгляда, следует уделить дополнительное внимание, "прорисовывая" их несколько раз, пока удержание не станет устойчивым.

10. «Телесные упражнения».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела, произвольности и самоконтроля.

Ход упражнения:

Любим мы маршировать,

Руки, ноги поднимать.

Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем, шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

Развитие межполушарного взаимодействия положительно влияет на улучшение мыслительной деятельности, оптимизацию интеллектуальных процессов, восстановление речевой функции, улучшается память, внимание, мышление и т. д.

Публикации по теме:

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста Развитие ребенка с каждым годом настолько продвигается вперед, что стоит выделить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Игры для развития межполушарного взаимодействия у дошкольниковИгры для развития межполушарного взаимодействия у дошкольников Мастер-класс «Гимнастика для мозга или развиваем межполушарное взаимодействие» Цель: повышение уровня профессиональной компетентности.

Консультация «Развитие межполушарного взаимодействия».Консультация «Развитие межполушарного взаимодействия». Развитие межполушарного взаимодействия Мозг -важнейший органе в организме. Он выполняет много важных функций. Главные функции мозга :.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для занятия по развитию межполушарного взаимодействия у детейМастер-класс по изготовлению дидактического пособия для занятия по развитию межполушарного взаимодействия у детей Доброго времени суток, уважаемые коллеги и друзья! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для занятия.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия с родителями» 2 слайд. Вашему вниманию я представляю работу на тему «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Упражнения для развития межполушарного взаимодействияУпражнения для развития межполушарного взаимодействия Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария головного мозга в единую, целостно работающую.

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». Организационное собрание. Тема: «Возрастные.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 29 марта 2022 в 10:07
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Викторовна Сёмкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД