Венера Акбердина
Особенности физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения развития речи
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения развития речи
«Особенности физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения развития речи»
Слайд 2 Физическое развитие детей дошкольного возраста закладывает основу для всестороннего развития, закаляет организм, способствует формированию волевых качеств, двигательных навыков – оказывает влияние на формирование интегративных качеств личности. На физическое развитие детей оказывают влияние множество факторов: социальные факторы, биологические, наследственность. Как следствие, физическое развитие детей с особыми возможностями здоровья имеет определенные отличия, которые подробно описаны в специальной литературе.
Публикация «Особенности физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения развития речи» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В нашем учреждении имеются группы компенсирующей направленности для детей с особыми возможностями здоровья. И вопрос организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми ОВЗ дошкольного возраста является актуальным.
У детей, имеющих речевые нарушения, наблюдается задержка моторного развития, плохо развиты чувство ритма, пространственные представления, нарушена координация движений.
Следовательно, в своей работе мы должны были способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни (развитие элементарных представлений о полезности и целесообразности физической активности и личной гигиены, активно использовать музыкально-ритмические движения, придающие физкультурной деятельности увлекательный характер, поднимающие настроение, способствующие развитию точности, координации движений
развивать мелкую моторику посредством создания развивающей среды (оборудование, позволяющее “оживить” движения, обеспечить качество выполнения упражнения, активизировать в той или иной степени работу пальцев рук, совершенствовать координацию их движений, активизировать деятельность анализаторных систем) и использования пальчиковых игр; развивать двигательные способности детей при выполнении всех видов движений с разнообразным оборудованием, позволяющим обеспечить качество выполнения упражнения, развить физические качества и без него.
Слайд 3: Как отмечает Е. М. Мастюкова, всестороннее обследование двигательной сферы детей с тяжелыми нарушениями развития речи позволяет обнаружить ряд закономерностей в отставании их физического развития. К ним относятся:
• мышечная напряженность или снижение мышечного тонуса;
• нарушение общей моторики, особенно ациклических движений (лазание, прыжки в длину, метание);
• нарушение ручной моторики;
• общая скованность и замедленность в выполнении движении;
• дискоординация движений;
• несформированность функций равновесия;
• недостаточное развитие чувства ритма;
• нарушения ориентировки в пространстве;
• замедленность процесса освоения новых движений;
• заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, ловкости, скорости.
Слайд4: Физкультурно- оздоровительные мероприятия
Слайд 5 Особое внимание на каждом занятии уделяется дыхательным упражнениям. Дети с речевыми нарушениями при выполнении даже легких физических упражнений, нередко, задерживают дыхание. Правильному дыханию их нужно учить.
Детям, имеющим речевую патологию, свойственно двигательное беспокойство, повышенная эмоциональная возбудимость. С учетом этих особенностей, широко используем на физкультурных занятиях средства психогимнастики.
В заключительной части занятия можно предложить детям:
– игры и упражнения на развитие внимания (слухового, зрительного);
– игры и упражнения на развитие памяти;
– игры на преодоление двигательного автоматизма;
– игры и упражнения, способствующие снятию напряжения, успокоению.
Слайд 6:
Пальчиковые игры с речевым сопровождением повышают речевую активность ребенка, развивают внимание, координацию, мыслительную деятельность.
Использование речедвигательных игр с мячом создает положительный эмоциональный настрой, формирует потребность в двигательной деятельности, положительно влияет на координацию движений, активизирует внимание, память, мышление, расширяет словарный запас детей, развивает ориентировку в пространстве
Слайд7: Упражнения и игры на координацию речи с движением вызывают у детей интерес, активизируют их в речевом и двигательном плане. С помощью стихотворений у детей вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память. Подвижные игры, нормализуя моторную функцию ребенка, повышают активность, развивают подражательность, формируют игровые навыки, совершенствуют компоненты речи, поощряют творческую активность детей, способствуют развитию чувства ритма.
Особое внимание уделено созданию предметно-развивающей среды и играм-занятиям, обогащенным проблемными ситуациями, заданиями, связанными с самопознанием по отдельным разделам (“Я и мое тело”, “Я забочусь о своем здоровье” и т. д.).
Слайд 8: Традиционные ежегодные праздники решают не только коррекционно-воспитательные задачи, но и способствуют становлению у детей ценностей здорового образа жизни.
Слайд 9: С этой целью мною была разработана кружковая работа по ЗОЖ «Здоровячок».
Цель Расширять и закреплять знания детей о здоровом образе жизни;
- Совершенствовать физические способности;
- Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.
Слайд 10 Планируемые результаты освоения детьми программы
Дети получили общее представление о здоровье, как о ценности, расширили представления о состоянии собственного тела, узнали свой организм, научились беречь свое здоровье и заботиться о нем. У детей сформированы привычки здорового образа жизни, привиты стойкие культурно - гигиенические навыки. Закреплены знания дошкольников о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.
В целом в группе сложилась эффективная модель физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.
В конце года ребята показывали неплохие результаты. Старались выполнять правильно движения. Охотно откликались на предложение заняться двигательной деятельностью, целенаправленно использовали спортивное оборудование. У части детей проявлялась потребность в активной двигательной деятельности Часть детей стала проявлять устойчивый интерес к просмотру спортивных телепередач