Казакова Наталья
Особенности детей с ЗПР: диагностика и обучение
▼ Скачать + Заказать документы
1. Понятие ЗПР и ранная диагностика
Под термином «Задержка психического развития» понимается неравномерность формирования психических функций (причем отмечается как повреждение, так и недоразвитие отдельных психических процессов). Выявлено два основных варианта патогенетических механизмов формирования таких расстройств:
1) нарушение познавательной деятельности, связанное с незрелостью эмоционально-волевой сферы личности, т. е с психическим инфантилизмом;
Темочки:
2) нарушение познавательной деятельности вследствие стойких астенических и цереброастенических состояний.
В раннем возрасте задержка появляется:
-в задержке формирования локомоторных функций (таких как удержание головы, переворот туловища, сидение, вставание, ползание.
-снижение познавательной и речевой активности; в трудностях переключения и удержания внимания, формировании ориентировок на способы действия взрослого; в замедленности восприятия и недоразвитии предметной деятельности, способности к замещению предметов.
-повышенной истощаемости и незрелости социальных эмоций, трудностях формирования навыков самообслуживания; в недоразвитии понятийной и регулирующей функции речи, запаздывание самостоятельной фразовой речи при относительно сохранном понимании обращенной речи.
В дошкольном возрасте, особенности познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы обуславливают слабость функционального базиса деятельности в коммуникативном, регулятивном, познавательном, личностном компоненте. Так при отсутствии своевременной коррекционно-педагогической помощи к моменту поступления в школу дети с ЗПР не достигают необходимого уровня психологической готовности за счет незрелости мыслительных операций и снижения таких характеристик деятельности, как познавательная активность, целенаправленность, саморегуляция и контроль.
Поэтому важнейшая задача старшей и подготовительной групп детского сада-формирование этого функционального базиса для формирования полноценной готовности к началу школьного обучения.
1.1. Особые образовательные потребности с задержкой психического развития и их взаимосвязь с направлениями коррекционной работы.
Программа коррекционной работы с детьми, имеющими ЗПР, содержит несколько направлений: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское.
-Диагностическое направление :
ранее и своевременная, комплексная медицинская и психолого педагогическая диагностика, позволяющая констатировать ЗПР.
-системный и динамический подход к диагностике психического развития ребенка с ЗПР, предполагающий учет возрастных психических и личностных новообразований и своевременная его реализация.
-разработка на основе результатов диагностики индивидуального образовательного маршрута и программы позволяющей коррегировать и компенсировать первичные, вторичные т третичные нарушения в развитии.
- учет результатов комплексной диагностики при делении детей на дефференцированные группы по обучаемости и планированию групповых и подгрупповых форм работы с воспитанниками, имеющими ЗПР.
Коррекционное направление
-обеспечение особой пространственной и временной организации среды с учетом функционального состояния ЦНС и ее нейродинамики.
- щадящий, комфортный, здоровьесберегающий режим жизнедеятельности детей и образовательных нагрузок.
-Обеспечение коррекционно-развивающей направленности в рамках всех образовательных областей.
организация индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий с учетом уровня актуального и ближайшего развития
- изменение методов, средств, форм образования; организация процесса обучения с учетом особенностей сенсомоторной и позновательной деятельности (пошаговое предъявление материала, дозированная помощь взрослого, использование специальных методов, приемов нейропсихологической коррекции, игровой терапии и др.)
обеспечение преемственности между дошкольным и школьным образованием как условия непрерывности коррекционно- развивающего процесса с учетом прогноза уровня готовности ребенка с ЗПР к школе, к обучению в условиях интеграции и инклюзии.
Консультативное направление
-выроботка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ЗПР, единых для всех участников образовательного процесса ( например: стимуляция позновательной активности, пробуждение интереса к себе, окружающему предметному миру и социальному окружению)
консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально- ориентированных методов и приемов работы с обучающимися с ЗПР.
консультационная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекциого обучения ребенка с ЗПР.
Просветительское направление
-организация различных форм просветительской деятельности, направленной на разъяснение участникам образовательного процесса и сопровождения детей с ЗПР.
проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ЗПР.
активизация ресурсов психолого-педагогическое сопровождение для формирования социально активной позиции обучающихся с ЗПР и их семей.
2.1. Воспитание и обучение детей с ЗПР.
Педагоги и специалисты реализуют свои профессиональные функции посредством включения их в структуру образовательного процесса.
2.1.1 Физическое развитие
Показатели здоровья и физического развития детей с ЗПР ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников, что вызывает необходимость рассматривать данную категорию детей как группу риска по стоянию здоровья.
Соответствующая коррекционно-педагогическая работа ведется по трем основным направлениям.
1. лечебно-профелактическое, включающее в себя различные мероприятия по сохранению и укреплению здоровья детей с ЗПР в зависимости от их индивидуальных потребностей: лечебную физкультуру, массаж, гидромассаж, термотерапию, физиотерапию, фитотерапию различные виды закаливания.
2. воспитательно-образовательные, ориентированное на совершенствование двигательного развития детей : улучшение показателей физического развития, физической подготовленности, а также воспитание у детей правильного отношения к своему здоровью, здорового образа жизни.
3. коррекционно-развивающее, учитывающее необходимость преодоления недостатков моторики и психомоторики у детей с ЗПР.
2.2.2 Социально-коммуникативное развитие
1. социализация, развитие общения, нравственное и патриотическое воспитание.
2. ребенок в семье и обществе
3. самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.
4. формирование основ безопасного поведения.
2.2.3 Речевое развитие
1. развитие речи и речевой деятельности, формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции.
2. приобщение к художественной литературе и формирование предпосылок грамотности.
2.2.4. Познавательное развитие
1. сенсорное развитие: формировать представления о форме, цвете, размере и способах обследования объектов и предметов окружающего мира; формировать сенсорную культурую
2. развитие познавательно-исследовательской деятельности, предметно-практической деятельности: формировать познавательные интересы в различных видах деятельности; развивать позновательно-исследовательскую (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними) деятельность
3. формирование элементарных содержательных представлений: о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях) формирование первичных математических представлений.
4. формирование целостной картины мира, расширение кругозора: формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира.
2.2.5. Художественно-эстетическое развитие
1. Художественное творчество
- формирование познавательных интересов и действий, наблюдательности ребенка в изобразительной и конструктивной видах деятельности
-развитие сенсомоторной координации как основы для формирования изобразительных навыков,овладения разными техниками изобразительной деятельности
-развитие художественного вкуса.
2. музыкальная деятельность
развитие музыкально-ритмических способностей как основы музыкальной деятельности.
-формирование эстетических чувств и музыкальности, эмоциональной отзывчивости, побуждение к переживаю настроений, передаваемых в музыкальных и художественных произведениях.
воспитание у детей слухового сосредоточения и звуко-высотного восприятия.
- развитие интонационных, тембровых, силовых характеристик голоса.
3. конструктивно-модельная деятельность
- обогащать представления детей о предметах и явлениях окружающего мира, поддерживать стремление к расширению содержания конструктивных построек.
-организовывать целенаправленное изучение, обследование объекта перед конструированием и моделированием, отражать воспринятое в речи.
-воспитывать умение работать коллективно, объединять свои конструктивные поделки в соответствии с общим замыслом и сюжетом, кто какую часть работы будет выполнять.
- стимулировать желание детей оценивать свои работы путем сопоставления с образцом, со словесным заданием.
2.2.6. Психолого-педагогический уровень.
В рамках психолого-педагогического уровня программа воспитания и обучения дошкольников с ЗПР определяет 3 этапа психолого-педагогического сопровождения детей.
На первом этапе проводится коррекционно-развивающая работа с детьми младшего дошкольного возраста. На данном этапе особенное внимание уделяется реализации индивидуального подхода к детям и формирование у них мотивации к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
-на второй этап работы посвещен работе с детьми среднего дошкольного возраста: выполняются пробелы в физическом и психоречевом развитии детей, формируются и совершенствуются элементарные навыки игровой, физической, изобразительной, познавательной и речевой деятельности. При этом все формы взаимодействия, которые складываются в группе в ходе такой образовательной деятельности, можно представить в виде многообразия детских игр.
- на третьем этапе начинается целесообразная работа со старшими дошкольниками с ЗПР. Она предпологает не только совершенствование усвоенных детьми игровых, бытовых, и других умений и навыков, но и коррекцию речевых нарушений, профилактику возможных затруднений при овладении чтением, письмом, счетом, развитие коммуникативных навыков в аспекте к подготовке к школьному обучению.