Приложение МААМ

Особенности детей с ЗПР: диагностика и обучение

Казакова Наталья
Особенности детей с ЗПР: диагностика и обучение
▼ Скачать + Заказать документы

1. Понятие ЗПР и ранная диагностика

Под термином «Задержка психического развития» понимается неравномерность формирования психических функций (причем отмечается как повреждение, так и недоразвитие отдельных психических процессов). Выявлено два основных варианта патогенетических механизмов формирования таких расстройств:

1) нарушение познавательной деятельности, связанное с незрелостью эмоционально-волевой сферы личности, т. е с психическим инфантилизмом;

Темочки:

2) нарушение познавательной деятельности вследствие стойких астенических и цереброастенических состояний.

В раннем возрасте задержка появляется:

-в задержке формирования локомоторных функций (таких как удержание головы, переворот туловища, сидение, вставание, ползание.

-снижение познавательной и речевой активности; в трудностях переключения и удержания внимания, формировании ориентировок на способы действия взрослого; в замедленности восприятия и недоразвитии предметной деятельности, способности к замещению предметов.

-повышенной истощаемости и незрелости социальных эмоций, трудностях формирования навыков самообслуживания; в недоразвитии понятийной и регулирующей функции речи, запаздывание самостоятельной фразовой речи при относительно сохранном понимании обращенной речи.

В дошкольном возрасте, особенности познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы обуславливают слабость функционального базиса деятельности в коммуникативном, регулятивном, познавательном, личностном компоненте. Так при отсутствии своевременной коррекционно-педагогической помощи к моменту поступления в школу дети с ЗПР не достигают необходимого уровня психологической готовности за счет незрелости мыслительных операций и снижения таких характеристик деятельности, как познавательная активность, целенаправленность, саморегуляция и контроль.

Поэтому важнейшая задача старшей и подготовительной групп детского сада-формирование этого функционального базиса для формирования полноценной готовности к началу школьного обучения.

1.1. Особые образовательные потребности с задержкой психического развития и их взаимосвязь с направлениями коррекционной работы.

Программа коррекционной работы с детьми, имеющими ЗПР, содержит несколько направлений: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское.

-Диагностическое направление :

ранее и своевременная, комплексная медицинская и психолого педагогическая диагностика, позволяющая констатировать ЗПР.

-системный и динамический подход к диагностике психического развития ребенка с ЗПР, предполагающий учет возрастных психических и личностных новообразований и своевременная его реализация.

-разработка на основе результатов диагностики индивидуального образовательного маршрута и программы позволяющей коррегировать и компенсировать первичные, вторичные т третичные нарушения в развитии.

- учет результатов комплексной диагностики при делении детей на дефференцированные группы по обучаемости и планированию групповых и подгрупповых форм работы с воспитанниками, имеющими ЗПР.

Коррекционное направление

-обеспечение особой пространственной и временной организации среды с учетом функционального состояния ЦНС и ее нейродинамики.

- щадящий, комфортный, здоровьесберегающий режим жизнедеятельности детей и образовательных нагрузок.

-Обеспечение коррекционно-развивающей направленности в рамках всех образовательных областей.

организация индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий с учетом уровня актуального и ближайшего развития

- изменение методов, средств, форм образования; организация процесса обучения с учетом особенностей сенсомоторной и позновательной деятельности (пошаговое предъявление материала, дозированная помощь взрослого, использование специальных методов, приемов нейропсихологической коррекции, игровой терапии и др.)

обеспечение преемственности между дошкольным и школьным образованием как условия непрерывности коррекционно- развивающего процесса с учетом прогноза уровня готовности ребенка с ЗПР к школе, к обучению в условиях интеграции и инклюзии.

Консультативное направление

-выроботка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ЗПР, единых для всех участников образовательного процесса ( например: стимуляция позновательной активности, пробуждение интереса к себе, окружающему предметному миру и социальному окружению)

консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально- ориентированных методов и приемов работы с обучающимися с ЗПР.

консультационная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекциого обучения ребенка с ЗПР.

Просветительское направление

-организация различных форм просветительской деятельности, направленной на разъяснение участникам образовательного процесса и сопровождения детей с ЗПР.

проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ЗПР.

активизация ресурсов психолого-педагогическое сопровождение для формирования социально активной позиции обучающихся с ЗПР и их семей.

2.1. Воспитание и обучение детей с ЗПР.

Педагоги и специалисты реализуют свои профессиональные функции посредством включения их в структуру образовательного процесса.

2.1.1 Физическое развитие

Показатели здоровья и физического развития детей с ЗПР ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников, что вызывает необходимость рассматривать данную категорию детей как группу риска по стоянию здоровья.

Соответствующая коррекционно-педагогическая работа ведется по трем основным направлениям.

1. лечебно-профелактическое, включающее в себя различные мероприятия по сохранению и укреплению здоровья детей с ЗПР в зависимости от их индивидуальных потребностей: лечебную физкультуру, массаж, гидромассаж, термотерапию, физиотерапию, фитотерапию различные виды закаливания.

2. воспитательно-образовательные, ориентированное на совершенствование двигательного развития детей : улучшение показателей физического развития, физической подготовленности, а также воспитание у детей правильного отношения к своему здоровью, здорового образа жизни.

3. коррекционно-развивающее, учитывающее необходимость преодоления недостатков моторики и психомоторики у детей с ЗПР.

2.2.2 Социально-коммуникативное развитие

1. социализация, развитие общения, нравственное и патриотическое воспитание.

2. ребенок в семье и обществе

3. самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.

4. формирование основ безопасного поведения.

2.2.3 Речевое развитие

1. развитие речи и речевой деятельности, формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции.

2. приобщение к художественной литературе и формирование предпосылок грамотности.

2.2.4. Познавательное развитие

1. сенсорное развитие: формировать представления о форме, цвете, размере и способах обследования объектов и предметов окружающего мира; формировать сенсорную культурую

2. развитие познавательно-исследовательской деятельности, предметно-практической деятельности: формировать познавательные интересы в различных видах деятельности; развивать позновательно-исследовательскую (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними) деятельность

3. формирование элементарных содержательных представлений: о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях) формирование первичных математических представлений.

4. формирование целостной картины мира, расширение кругозора: формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира.

2.2.5. Художественно-эстетическое развитие

1. Художественное творчество

- формирование познавательных интересов и действий, наблюдательности ребенка в изобразительной и конструктивной видах деятельности

-развитие сенсомоторной координации как основы для формирования изобразительных навыков,овладения разными техниками изобразительной деятельности

-развитие художественного вкуса.

2. музыкальная деятельность

развитие музыкально-ритмических способностей как основы музыкальной деятельности.

-формирование эстетических чувств и музыкальности, эмоциональной отзывчивости, побуждение к переживаю настроений, передаваемых в музыкальных и художественных произведениях.

воспитание у детей слухового сосредоточения и звуко-высотного восприятия.

- развитие интонационных, тембровых, силовых характеристик голоса.

3. конструктивно-модельная деятельность

- обогащать представления детей о предметах и явлениях окружающего мира, поддерживать стремление к расширению содержания конструктивных построек.

-организовывать целенаправленное изучение, обследование объекта перед конструированием и моделированием, отражать воспринятое в речи.

-воспитывать умение работать коллективно, объединять свои конструктивные поделки в соответствии с общим замыслом и сюжетом, кто какую часть работы будет выполнять.

- стимулировать желание детей оценивать свои работы путем сопоставления с образцом, со словесным заданием.

2.2.6. Психолого-педагогический уровень.

В рамках психолого-педагогического уровня программа воспитания и обучения дошкольников с ЗПР определяет 3 этапа психолого-педагогического сопровождения детей.

На первом этапе проводится коррекционно-развивающая работа с детьми младшего дошкольного возраста. На данном этапе особенное внимание уделяется реализации индивидуального подхода к детям и формирование у них мотивации к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

-на второй этап работы посвещен работе с детьми среднего дошкольного возраста: выполняются пробелы в физическом и психоречевом развитии детей, формируются и совершенствуются элементарные навыки игровой, физической, изобразительной, познавательной и речевой деятельности. При этом все формы взаимодействия, которые складываются в группе в ходе такой образовательной деятельности, можно представить в виде многообразия детских игр.

- на третьем этапе начинается целесообразная работа со старшими дошкольниками с ЗПР. Она предпологает не только совершенствование усвоенных детьми игровых, бытовых, и других умений и навыков, но и коррекцию речевых нарушений, профилактику возможных затруднений при овладении чтением, письмом, счетом, развитие коммуникативных навыков в аспекте к подготовке к школьному обучению.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Особенности воспитания детей в дошкольный период Консультация "Особенности воспитания детей в дошкольный период". Особенности воспитания детей в дошкольный период можно разделить на две.

Диагностика и психокоррекция тревожности у детей дошкольного возраста Тревога — эмоциональное состояние, которое возникает в ситуациях неопределенности и опасности и проявляется в ожидании неблагоприятного.

Диагностика по арт песочнице детей раннего возрастаДиагностика по арт песочнице детей раннего возраста Цель: определение уровня коммуникативных навыков ребенка с помощью совместной игровой деятельности у детей раннего возраста средствами.

Диагностика школьной зрелости Диагностика школьной зрелости. 1. Как тебя зовут___ Назови свою фамилию, имя отчество. Назвал: фамилию.

Диагностика экологической воспитанности детей среднего дошкольного возраста Диагностика экологической воспитанности детей среднего дошкольного возраста. МайВ последнюю неделю мая с детьми проводят диагностические.

Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные»Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные» Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию занятие по обучению грамоте «Двойные согласные». Цель нашего занятия: учить интонационно.

Личностные особенности одарённых детей «Одарённый», «способный», «талантливый» - эти слова довольно часто (особенно в последнее время) произносятся педагогами, психологами и родителями.

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группыПсихологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка "Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы" РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.

Обучение детей составлению загадок Обучение детей составлению загадок (Технология А. А. Нестеренко) Мы привыкли, что в детском саду дети традиционно отгадывают загадки. Загадки.

Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет»Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности детей с ЗПР: диагностика и обучение
Опубликовано: 28 сентября 2020 в 15:42
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности детей с ЗПР: диагностика и обучение» (включая файлы) размещена пользователем Казакова Наталья (УИ 2002628) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД