Валентина Воробьева
Основы формирования функциональной грамотности у детей старшей разновозрастной группы. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Основы формирования функциональной грамотности у детей старшей разновозрастной группы. Из опыта работы
Подготовила: воспитатель ВКК
Воробьева В. В.
(Слайд 1) Уважаемые коллеги, сегодня я хотела бы поделиться с вами опытом своей работы. Как я формирую предпосылки функциональной грамотности у детей старшей разновозрастной группы, воспитателем которой я сейчас являюсь.
Публикация «Основы формирования функциональной грамотности у детей старшей разновозрастной группы, Из опыта работы» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Опыт работы, практика
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
(Слайд 2) Что же такое функциональная грамотность?
«Функционально грамотная личность» - это человек, думающий и действующий, способный свободно использовать свои знания и умения для решения жизненно необходимых задач.
(Слайд 3)Ребенок получает знания, чему-то учится, а потом применяет свои знания и умения в жизни.
(Слайд 4) Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО.
Средством раскрытия учебных навыков, умений старших дошкольников является функциональная грамотность.
На слайде вы можете увидеть то, к чему мы стремимся.
(Слайд 5) Читательская грамотность.
Способность человека понимать и использовать письменные тексты. Для развития ребенка в этом направлении, я использую различные дидактические игры, кубики Зайцева, игровые наборы для словесных игр, художественные книги.
Важно чтобы дети могли зрительно понимать значение символов – цифр, букв и могли хотя бы схематически передать эту информацию.
(Слайд 6) Математическая грамотность.
Мир чисел и логических задачек.
Что бы мои воспитанники могли легко в жизни справляться с решением различных головоломок, в своей работе я использую множество приемов для освоения ими большого мира математики и финансов.
Здесь разнообразные дидактические игры («Лото», «Какой?», «Сколько?», «Засели соседей», «Кто рядом?», «Геометрические фигуры», «Найди ошибку?», «Реши ребус» и др.) И конечно, шахматы. Эта игра хорошо учит ребят выстраивать логические цепочки.
(Слайд 7) Для овладения финансовой грамотностью я использую в своей работе сюжетно – ролевые игры «Магазин», «Аукцион», «Аптека». Для овладения детьми умением пользоваться деньгами, я выдаю им условные денежные единицы и моделирую необходимую ситуацию.
(Слайд 8)
Социально – коммуникативное развитие, навыки общения, взаимодействие в коллективе и друг с другом ребята приобретают ежедневно. Для овладения данными навыками, я часто включаю в работу сюжетно – ролевые игры. В прошлом году, благодаря финансированию, у нас появился набор «Город профессий», который состоит из 5 разборных домиков с чехлами и костюмами.
Благодаря этому набору. его атрибутам, мы с лёгкостью можем создавать необходимую атмосферу для самых разных сюжетно- ролевых игр: 5 домиков – «Магазин», «Салон красоты». «Пожарная часть», «Больница», «Полицейский участок».
(Слайд 9) Так же, для развития коммуникативных компетенций мы с детьми ходим на экскурсии в магазин, в аптеку, в Троицкий храм, ездили на ток, который находится в нашем селе.
Во всех этих общественных местах дети узнавали, учились как надо себя вести, что необходимо говорить и обязательно познавали что-то новое!
Для умения действовать в команде, сообща, я провожу разного рода соревновательные мероприятия и праздничные мероприятия – это утренники. Здесь дети учатся договариваться, играть по общим правилам, делать одно дело.
(Слайд 10) Естественно научные представления. При работе в данном направлении, в нашем детском саду есть комплект оборудования (небольшой уголок, где собраны различные предметы и приспособления для проведения опытов, экспериментов. Там мы проводим опыты с водой, песком, измеряем температуру, знакомимся с магнитом, с свойствами метала, дерева, пластмассы, наблюдаем за движением шестеренок и т. д.
Но ещё мы делаем долгосрочные проекты, такие как «Лук на подоконнике», «Как растет пшеница?» (Разные условия роста – в воде, в опилках и в грунте, «Из чего пекут хлеб?» (Дети пробуют молотить зерно, чтобы получилась мука, а потом из муки делаем тесто и выпекаем булочки.)
Так же мы проводим наблюдения за природой, работаем в клумбах на участке.
(Слайд 11) Еще одно важное направление – это обеспечение безопасности жизнедеятельности.
Функциональная грамотность, конечно, подразумевает знания и умения для безопасной жизни человека.
В своей работе я использую наглядные пособия, игры, просмотр видео, тренинги для обучения детей. Что бы они были готовым к разным жизненным ситуациям как в быту, так и в социуме. Это использование бытовых приборов, их назначение; опасные ситуации; вызов экстренных служб; правила эвакуации и т. д.
(Слайд 12) Обобщение.
Потихоньку дети овладевают системой знаний, умений и навыков, у них формируются основы учебной деятельности.
Периодически мы устраиваем различного рода соревнования, квесты, где ребята могут применить имеющиеся знания и умения в выполнении различного рода заданий.
Например, на праздник «День народного единства», две команды из детей старшей группы соревновались. проходя квест. И для выполнения заданий квеста им пригодились знания и в математике, и чтения, и в естественно-научной области, и конечно, в коммуникативных навыках,
(Слайд 13) Благодарю за внимание!