Евгения Кашапова
Оснащение экспериментально-исследовательской деятельности в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ «Русалочка»
«Оснащение экспериментально-исследовательской деятельности в ДОО.»
Подготовила:
Кашапова Евгения Вячеславовна.
воспитатель МАДОУ «Русалочка»
г. Губкинский
2019 г.
Одно из важнейших качеств человека – это стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи. Ребёнок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.
Публикация «Оснащение экспериментально-исследовательской деятельности в ДОО» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Так и ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает всё сам. Поэтому экспериментально – исследовательская деятельность занимает прочное место в работе нашего детского сада. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.
Экспериментально – исследовательская деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска.
Мы, педагоги дошкольных образовательных организаций, должны чётко осознавать, что исследовательская деятельность дошкольников является одним из ведущих типов детской деятельности, в связи с тем, что:
- у дошкольников преобладает наглядно - образное мышление ;
- в дошкольном возрасте экспериментирование – ведущий способ познания мира;
- ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним;
- исследовательское поведение – важнейший источник получения ребёнком представлений о мире.
В процессе ведения непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию должна соблюдаться определё нная структурная последовательность:
Постановка исследовательской задачи;
Прогнозирование результата;
Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе эксперимента;
Распределение на подгруппы;
Выполнение эксперимента;
Наблюдение результатов эксперимента;
Фиксирование результатов эксперимента;
Формулирование выводов.
Для обеспечения мотивации и повышения интереса дошкольника к экспериментальной деятельности необходимо создать в группе центр экспериментирования, оборудованный в соответствии с возрастными особенностями воспитанников.
Деятельность педагога в направлении «Познавательно – исследовательская деятельность» должна иметь определё нный алгоритм:
- Привлечение внимания детей «интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта;
- Предоставление возможности детям свободно поэкспериментировать самим и обсудить полученный эффект (можно несколько раз поменять условия опыта и посмотреть, что из этого получается);
- Формулирование причинно – следственных связей;
- Самостоятельное использование оборудования в свободной деятельности детей.
Развивающая среда должна соответствовать возрасту детей к реализуемой программе.
Предметно – пространственная среда для экспериментирования должна соответствовать требованиям безопасности и доступности. В группе должно быть оборудование, изготовленное детьми совместно с воспитателем, место для постоянной выставки, место для приборов, место для выращивания растений, место для хранения природного и бросового материалов, место для проведения опытов, место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и ёмкость для песка и воды).
Развивающая среда должна обеспечивать развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение, формирование умений комплексно обследовать предмет. В центре экспериментирования могут находиться серии картин с изображением природных сообществ; книги познавательного характера, атласы; тематические альбомы, коллекции (марок, киндер-сюрпризов, в соответствии с проектной темой, а материалы разделить по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина» и т. д.
Вот и у нас впервые в этом учебном году был создан «Центр развития». На первое время это небольшая уютная мини – лаборатория, в которой мы с детьми проводим познавательно – исследовательскую деятельность. Дети в эту лабораторию не идут, а бегут. За время проведения опытов. дети получают удовольствие от неожиданного результата, пытаемся разобраться, почему так происходит, и где это можно увидеть в природе, они перевоплощаются во взрослых учёных. Поведение у ребят в лаборатории тоже необычное, т. к. уже надевая специальную одежду (халаты, фартуки) они тут же становятся важными, уверенными, спокойными и загадочными.
Открылся наш центр с сентября – месяца, сначала учебного года, поэтому мы только начали работу с новым оборудованием, и будем продолжать активно внедрять новые опыты.
В экспериментировании ребёнок выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные способы воздействия на него, учится пользоваться приборами.
Следует подчеркнуть, что важнейшим условием успешного развития исследовательской активности детей в экспериментировании являются компетентность воспитателя в данных вопросах, его стремление к постоянному самообразованию, совершенствованию организационно - проектировочных умений, увлечённость экспериментированием, стремление проявлять живой интерес к детской поисковой деятельности, создавать в группе атмосферу творчества, исследовательского поиска и радости открытий.
В нашем «Центре развития» имеются:
- микроскопы двух видов (один из них электронный, подключается к компьютеру и на мониторе можно рассматривать без напряжения данный предмет) .
- увеличительное говорящее стекло;
- песочные часы;
- ёмкость для рассматривания насекомых;
- ёмкости с делениями (разные по размеру);
- контейнер с пробирками;
- контейнер с пинцетами разных размеров;
- учебные весы с гирями;
- учебные наборы «20 увлекательных экспериментов с магнитами»;
«22 удивительных эксперимента с водой».