Папки-передвижки

Оказание экстренной и пролонгированной психологической помощи дошкольникам и их родителям (законным представителям) в кризис

Ирина Зеленина
Оказание экстренной и пролонгированной психологической помощи дошкольникам и их родителям (законным представителям) в кризис
▼ Скачать + Заказать документы

Оказание экстренной и пролонгированной психологической помощи дошкольникам и их родителям (законным представителям)

в кризисной ситуации

Одна из часто встречающихся в практике психолога дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ) проблем – кризисные обращения. Особенно актуально это в период сложной эпидемиологической, социальной обстановки.

Темочки:

Под кризисным консультированием понимается разновидность психологического консультирования, где предметом работы является ребенок или родитель в состоянии кризиса. Кризис понимается как определенное психологическое состояние, вызванное какой-либо ситуацией, событием, жизненным этапом и т. п., для которого характерно блокирование целенаправленной жизнедеятельности человека, наличие комплекса негативных эмоций, чувств и мыслей, отражающихся в его поведении и общем самочувствии.

-Для определения способа работы с кризисным ребенком или родителем, в первую очередь, необходимо ознакомиться с базисными понятиями: кризис, кризисная ситуация, кризисное состояние, а также всеми сопутствующими характеристиками, которые его сопровождают.

Кризисные ситуации – это угроза телесной целостности или жизни, перемены в семейной организации или статусе, изменение роли индивидуума в группе людей, угроза нации и культуре. Кризисная ситуация вызывает психологически понятные психоэмоциональные реакции (кризисные состояния).

Кризисное состояние – это психическое (психологическое) состояние человека, внезапно пережившего субъективно значимую и тяжело переносимую психическую травму (вследствие резкого изменения образа жизни, внутриличностной картины мира) или находящегося под угрозой возникновения психотравмирующей ситуации. Кризисное состояние развивается под влиянием внутренних процессов. Внешние события могут являться запускающим механизмом.

Под психологической работой с кризисными состояниями обычно понимается облегчение эмоционального состояния обратившегося и выход на конструктивное разрешение ситуации кризиса.

Работа психолога с кризисными ситуациями, как правило, основывается на фокусировке на актуальных для обратившегося в настоящий момент чувствах, актуализации событий настоящего и будущего, простройке позитивной временной перспективы.

Одной из основных задач психолога является помощь в поиске ресурсов и понимании последствий, вызванных кризисной ситуацией. При этом психолог рассматривает и анализирует ситуацию не только в настоящий момент, но и в период возникновения кризиса.

Таким образом, кризисная терапия отличается от других форм помогающих взаимоотношений. Понимание и осознание актуальных чувств и их связей с нынешними событиями помогают принять решение. Цель эффективной кризисной терапии, как и других видов психологической помощи – установление таких взаимоотношений, с помощью которых обратившийся мог бы высказать свои мысли и чувства и благодаря этому прийти к принятию решения.

Организационные аспекты психолого-педагогического сопровождения дошкольников и их родителей (законных представителей, находящихся в кризисном состоянии

Процесс психологической работы педагога-психолога с детьми, находящимися в кризисном состоянии, носит комплексный характер. Это командная работа, строящаяся на разных организационных уровнях образовательной организации. Все участники должны ясно и четко понимать общую цель и более частные задачи, закрепленные за каждым специалистом. Знание общей структуры деятельности дает возможность специалисту понимать контекст ситуации и действовать более эффективно за счет осознания границ и возможностей в рамках организуемой деятельности. Необходимо осуществлять межведомственное взаимодействие при необходимости оказания информационной, медицинской, социальной, правоохранительной и других видов помощи.

Профилактика возникновения кризисных состояний. Положительное психологическое состояние обучающихся является приоритетной задачей педагога-психолога дошкольной образовательной организации. Превенцию возникновения кризисных состояний важно проводить заблаговременно и постепенно в течение всего года.

При наличии возможной угрозы возникновения кризисного состояния у дошкольников важно, чтобы родители и воспитатели были подготовлены к их появлению, информированы о способах саморегуляции, знали симптомы кризисных состояний. Все это достигается с помощью профилактических мероприятий. Программа профилактики может включать семинары, психологические тренинги, упражнения на улучшение навыков саморегуляции, групповые дискуссии, антикризисный план дошкольной образовательной организации на случай возникновения кризисного события.

Диагностика кризисных состояний и степени их выраженности. В процессе работы можно использовать диагностические методики, позволяющие выявить кризисные состояния и степень их выраженности.

Индивидуальная и групповая работа с дошкольниками включает : тренинги, индивидуальные консультации с детьми с целью нормализации их психологического состояния, простраивания позитивного будущего, формирование позитивного мышления, оптимизации взаимоотношений с родителями и сверстниками.

Участие педагога-психолога в родительском собрании дает возможность довести необходимую информацию родителям о возможных реакциях ребенка на травму, о взаимодействии с ним, о ситуациях, когда взрослые могут справиться самостоятельно, а когда целесообразно обратиться за помощью к соответствующим специалистам. Воспитатель ДОУ на собрании также может озвучить родителям краткую информацию о психологической службе в образовательной организации. В случае если воспитатель понимает необходимость профессиональной помощи конкретным детям, он может порекомендовать родителям обратиться с ребенком к педагогу-психологу с целью нормализации состояния, проработки чувств, снижения и предотвращения негативных последствий для психики ребенка.

Работа с родителями включает проведение собраний и индивидуальных встреч с целью информирования родителей о возможном возникновении кризисных состояний и конструктивных способах саморегуляции для детей и самих взрослых.

С целью оценки психоэмоционального состояния детей рекомендуется использовать «Родительскую анкету для оценки травматических переживаний детей» Тарабриной Н. В.

Психологическое консультирование родителей направлено на :

• информирование о возрастных и индивидуальных особенностях реагирования на кризисные ситуации и способы совладания с ними;

• формулирование рекомендаций по вопросам взаимоотношения с детьми;

• информирование об имеющихся очных экстренных и кризисных психологических службах в городе (районе, телефонах доверия;

• травматическое событие (в случае выраженности негативных реакций)оказание экстренной психологической помощи.

Кризисное вмешательство

При возникновении кризисного события работа педагога-психолога осуществляется в следующих направлениях: информирование родителей, оказание кризисной психологической помощи, построение алгоритма взаимодействия с детьми и родителями для профилактики и коррекции кризисных состояний.

Педагог-психолог в рамках данной работы:

1. Выявляет дошкольников с выраженным кризисным состоянием и определяет группу риска. Диагностика проводится педагогом-психологом как в форме беседы, так и с применением тестовых опросников, направленных на определение актуального состояния ребенка (диагностика тревожности, напряженности, субъективного переживания стресса, и проективных методик. В психотравмирующей ситуации при выраженных признаках психологического неблагополучия экстренная психологическая помощь должна оказываться детям, пережившим травматическое событие, их родителям, педагогам и администрации образовательной организации.

2. Информирует о наличии выраженного кризисного состояния у обучающихся круг лиц, которые могут повлиять на принятие возможных мер (администрацию, воспитателя, родителей,

Этапы беседы с родителями :

Этап Особенности этапа

Информирование Педагог-психолог должен рассказать родителям о

специфике своей работы и о том, чем конкретно он может помочь в сложившейся ситуации.

Подписание согласия на работу с ребенком Работу с ребенком необходимо проводить исключительно с согласия родителей, поэтому важно объяснить им, какие последствия могут быть в случае отказа, разъяснить правила работы и ограничения, разделить зоны влияния и ответственность.

Выработка плана действий Родители получают следующую информацию:

• результаты диагностики ребенка;

• методы, которые использовались для диагностики и будут применяться в дальнейшей работе;

• к каким специалистам следует обратиться дополнительно;

• сроки работы.

Также педагог-психолог совместно с родителями вырабатывает план действий и формулирует рекомендации, которым необходимо придерживаться, чтобы снизить степень выраженности кризисного состояния.

Обсуждение результатов Педагог-психолог информирует родителей о последствиях, которые могут ожидать в случае невыполнения рекомендаций, а также обсуждает с ними ожидаемые результаты работы и корректирует их при необходимости.

Осуществляет кризисную поддержку дошкольника, включающую следующие этапы:

Этап Особенности этапа

Установление психологического контакта с ребенком, предоставление возможности ребенку рассказать о тех событиях, которые привели к кризисному состоянию Очень важно создать такую атмосферу, в которой ребенок будет чувствовать себя свободно и получит возможность открыто рассказать о своих чувствах. Педагогу-психологу важно внимательно его выслушать, проявляя интерес, уважение и внимание.

При разговоре лучше всего использовать закрытые вопросы, которые смогут побудить ребенка рассказать более подробно о ситуации и своих эмоциях, например, можно использовать такие фразы, как «Наверно, в этот момент тебе было не по себе», «Я думаю, очень обидно слышать такие вещи».

Также можно спрашивать следующее:

• «Как ты себя чувствовал (а?»,

• «Что ты почувствовал (а) в тот момент, когда это произошло?

Проявление эмпатии, помощь в осознании и понимании ребенком своих эмоций и чувств Во время выслушивания ребенка не рекомендуется проявлять слишком сильные эмоции, так как это может его напугать. Также важно не делать выводов за ребенка, а дать ему возможность прийти к собственным умозаключениям и принять решение о чем-либо самостоятельно.

Разграничение эмоциональной и поведенческой сфер Часто дети не могут определить те эмоции, которые они испытывают, и задача педагога-психолога состоит в том, чтобы научить этому. Зачастую эмоции могут проявляться в виде телесных ощущений, дискомфорта, поэтому необходимо помочь выразить словами то, что ребенок чувствует. Также важно объяснить ребенку, что эмоции могут быть не только положительными или отрицательными, но и смешанными.

Следует объяснить ребенку, что эмоции не стоит подавлять или их стыдиться, но понимать, принимать и регулировать их на уровне поведения необходимо учиться. Педагогу-психологу важно не только поддержать ребенка в том, что тот чувствует, и вербализовать эту эмоцию, но и объяснить поведенческие особенности ее проявления.

Например, ребенок может испытывать негативное отношение к сиблингу, и это вполне нормально, но недопустимо выражать в его отношении физическую агрессию.

Психологическая поддержка ребенка Иногда может сложиться такая ситуация, что никто из значимых взрослых не оказывает ребенку поддержку, не уделяет внимание сильным сторонам его личности. В таком случае педагог-психолог может это сделать, опираясь на его сильные стороны.

Выстроить правильные цели Чтобы успешно разрешать критические ситуации, необходимо опираться на логику и рациональность, а не руководствоваться исключительно эмоциями. Педагогу-психологу следует определить ту цель и результат, которые он хочет достичь в работе с ребенком, и выстроить план по их достижению. Необходимо понимать, какие стратегии будут использоваться, выбрать наиболее оптимальные из них.

Принципы психолого-педагогического сопровождения дошкольников и их родителей (законных представителей, находящихся в кризисном состоянии

К основным принципам работы педагога-психолога в ситуации, когда детям и родителям необходима психологическая поддержка, относятся:

1. Снижение степени интенсивности переживания.

Переживание – часто весьма длительный процесс, при этом не требующий поспешных действий. Ребенок, находящийся в кризисной ситуации, переполнен множеством чувств, мыслей, воспоминаний.

Необходимо время, чтобы ребенок принял, пережил и интегрировал – «вобрал в себя» – свой собственный опыт. Часто психологу кажется, что ситуация требует быстрого вмешательства и активных действий. Однако следует сбавить темп, но, безусловно, не оставлять ситуацию на самотек. Эта задача осложняется тем, что обратившийся за помощью ребенок сам находится в возбужденном состоянии и просит активных действий. В таком случае важно говорить с ним про процесс переживания и как он протекает, если это необходимо.

2. Вербализация состояния ребенка. Один из ключевых методов в работе с кризисом – вербализация эмоционального опыта ребенка. Высказывание собеседником своего внутреннего опыта, а также вербализация этого опыта слушателем приводят к тому, что первый начинает глубже переживать и осознавать то, что с ним происходит, свои чувства и свое отношение к окружающим. Тем самым проживая кризис. Часто, описывая ситуацию, ребенок в кризисе не заостряет внимание на том, что он переживает, чувствует, ощущает в тот или иной момент, он просто рассказывает «сценарий», последовательность событий. Это можно делать в групповой форме, но предпочтительнее индивидуальная работа при наличии ресурсов. В выборе формы работы также важно ориентироваться на глубину переживания ребенком кризисного состояния. Чем более оно выражено, тем в большей степени необходим индивидуальный формат.

3. Поиск продуктивных способов выражения эмоций. «Разговор о чувствах» обычно сопровождается тем или иным внешним выражением этих чувств: ребенок может начать плакать, злиться и пр. Иногда психолог старается не говорить на больные темы, чтобы не вызвать эти реакции. В житейских представлениях о психологической помощи есть мнение, что в кризисной ситуации не надо причинять дополнительную боль, а напротив – успокаивать ребенка.

Однако существует принцип, согласно которому педагог-психолог находит болезненные области и помогает ребенку в кризисе их вербализовать. Это способствует эмоциональному освобождению, полному проживанию ситуации, профилактике затягивания кризисного состояния.

4. Принятие ребенка и его состояния. Успех кризисной помощи зависит от того, насколько будет создана атмосфера, соответствующая ситуации «человек–человек». Это означает, что психолог проявляет свое человеческое отношение к ребенку и его ситуации. Принятие – вот ключевое слово настоящего правила. Принятие заключается в том, что психолог предоставляет ребенку, пришедшему к нему, ряд прав:

право на любые чувства и желания;

право на свое мнение;

право на выбор действий и поведения.

5. Формирование жизнестойкости и повышения ценности жизни, развитие у детей устойчивости к трудным жизненным ситуациям. Это может осуществляться за счет обсуждения реальных трудных ситуаций, происходящих с детьми, различных литературных сюжетов и т. п. Акцент ставится на способах поведения в трудных ситуациях, вариантах разрешения проблемы. Могут быть проведены специальные тренинговые внеурочные занятия, направленные на развитие навыков преодоления трудных ситуаций.

Публикации по теме:

Обеспечение психологической безопасности в детской среде. Рюкзак психологической разгрузки «Эмоша»Обеспечение психологической безопасности в детской среде. Рюкзак психологической разгрузки «Эмоша» Рюкзак психологической разгрузки «Эмоша»»Актуальность методической разработки основана на указе президента Российской Федерации В. В. Путина.

Фоторепортаж о курсах для педагогов «Оказание первой помощи пострадавшим в образовательной организации»Фоторепортаж о курсах для педагогов «Оказание первой помощи пострадавшим в образовательной организации» Фоторепортаж о курсах для педагогов "Оказание первой помощи пострадавшим в образовательной организации» От того, насколько быстро и эффективно.

Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи «Скорая помощь» Цель. • Учить детей в случае необходимости звонить в экстренную службу медицинской помощи по телефону 03. Материал. Игрушечная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Оказание экстренной и пролонгированной психологической помощи дошкольникам и их родителям (законным представителям) в кризис
Опубликовано: 22 января 2025 в 10:55
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Оказание экстренной и пролонгированной психологической помощи дошкольникам и их родителям (законным представителям) в кризис» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Зеленина (УИ 3084742) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 февраля 2025 понедельник
Покормите птиц зимой!

Дипломы!
Добавьте фото кормушки!
04 февраля 2025 вторник
Секреты хорошего настроения
Читаем произведения Пришвина



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД