Альбина
«Органы чувств». Конспект занятия по познавательному развитию (старшая логопедическая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи.
Познавательное развитие.
Познакомить детей с органами чувств и их значением для человека.
Положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира.
Учить определять (с использованием опытов) признаки предметов при помощи органов чувств.
Речевое развитие.
Упражнять в словообразовании.
Социально-коммуникативное развитие.
Публикация «„Органы чувств“, Конспект занятия по познавательному развитию (старшая логопедическая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Органы чувств человека и их назначение
- Старшая группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
Способствовать развитию интереса в познании самого себя.
Развивать умение взаимодействовать друг с другом, способствовать формированию доброжелательного отношения у дошкольников по отношению друг к другу и сплочению детского коллектива.
Физическое развитие.
Воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью.
Формировать двигательную культуру, повышать осознанность и произвольность выполнения движений.
Ход занятия:
Слышится шум ракеты или космического корабля. Появляется космический корабль из геометрических фигур
-Посмотрите, к нам сегодня в гости с удивительной планеты прилетел инопланетянин Марсик.
Он хочет изучить окружающий мир нашей планеты.
- Поможем ему?
- Скажите, похож он на нас? (Нет. У него нет глаз, ушей, носа, рта)
Я предлагаю отправиться в гости к фее Сенсорике.
Вам знакомо это слово? Может быть где-то слышали?
- Подберите родственные слова к слову Сенсорика. (Сенсорный телефон)
- Как управлять сенсорным телефоном? (Пальчиком)
- То есть сенсорный телефон чувствует пальчик и выполняет команды. Так вот! Сенсорика в переводе на русский переводится, как чувства. Поэтому и имя Сенсорика дали фее, что она очень чувствительна.
Вот она красавица Сенсорика!
Появляется изображение феи.
- Красавица?
- А что у нее красивое? (лицо, волосы, платье).
- А как вы об этом узнали? (Увидели глазами)
- Так вот, ребята, вы сейчас не задумываясь об этом использовали в своем организме один из главных органов чувств – орган зрения. Главный он потому, что мы при помощи глаз получаем больше всего информации об окружающем мире.
В народе говорят: Лучше один раз увидеть, чем несколько раз услышать.
Обратите внимание, за разговором фея Сенсорика незаметно привела нас на поляну.
- Кого вы здесь видите? (Карандаша)
- Что делает Карандаш? (Рисует пейзаж) – Чем?
– Какое изображено время года?
- Какие цвета для своей картины использует Карандаш (Белый, синий, голубой, лазурный, коричневый, розовый, алый и т. д.)
- Красиво? (Да)
- А Марсик сможет ответить на мой вопрос? (У него нет глаз). Если ответят: нет рта. Можно задать вопрос: А если бы был рот, мог бы ответить красиво или нет? (Нет глаз).
- Давайте попросим фею Сенсорику подарить ему орган зрения – глазки
РАЗ, ДВА, ТРИ, ФЕЯ ГЛАЗКИ ПОДАРИ!
- Глазки у Марсика только только появились, расскажите нашему другу, как нужно беречь орган зрения (Нельзя долго смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, нельзя смотреть на сварку, яркое солнце, тереть глаза грязными руками). Зрение может испортиться.
- Молодцы, и сами повторили правила и Марсика научили.
(Слышится капель, шум леса, журчание ручья.)
Ой, ребята, что это? Слышите? (Капель, ручьи журчат)
- Зимой ручьи журчат, капель звенит? В какое время года это бывает? (Весной)
- Я поняла, фея Сенсорика приглашает нас в весенний лес, на весенний лужок.
Вспомните пословицы о весне
* Увидел грача – весну встречай.
* Увидел скворца – знай весна у порога.
(Звучит фонограмма Пение скворца).
- Нравится, как поёт?
- Кто поёт? (Скворец) Весны гонец!
- Как узнали? (Услышали)
_ При помощи какого органа? (Ушей)
Да, ребята, уши – это орган слуха.
- Мы с вами стоим и наслаждаемся весенними звуками леса. Нам хорошо, приятно.
- А Марсику?
- Что делать? Давайте попросим фею Сенсорику подарить ему орган слуха.
РАЗ, ДВА, ТРИ – ФЕЯ, УШКИ ПОДАРИ!
А уши надо беречь? Как? (Не слушать громкую музыку, не кричать, не ковырять в ушах острыми предметами, следить чтобы в уши не попадала вода).
- Ох! Чем это так пахнет? (Земляникой)
- Когда поспевает земляника? (Летом)
- Давайте вместе с феей и Марсиком отправимся в следующее время года ЛЕТО.
(Дети рассаживаются на коврик)
- Где это мы? (На лугу)
- А что на лугу? (Насекомые, цветы, трава).
- Чтобы ответить на мой вопрос, какой орган вы задействовали? (Глаза – орган зрения).
Включается аудиозапись стрекот кузнечиков, порхание бабочек, кукование кукушки)
- А теперь прислушайтесь. Что слышите (Кузнечиков)
- При помощи какого органа? (Слуха)
- А нас в это место что привело? (Запах клубники).
- Мы её видим? - Слышим?
- А как вы догадались, что здесь клубника? (По запаху. При помощи носа).
- Нос – это орган обоняния. Трудное слово, давайте проговорим его вместе.
- А ну-ка, я сейчас проверю, хорошо ли работают ваши носики?
Игра «Угадай, чем пахнет?»
В баночках от Киндера проделаны дырочки, а внутрь вложен лук, чеснок, лимон, мандарин, кофе и т. д.
- А может ли поучаствовать в этой игре Марсик (Нет)
- А ему так хочется. Что попросим у феи? (Носик)
РАЗ, ДВА, ТРИ – носик, фея, подари!
Вот теперь и Марсик может поиграть.
- А кто из вас знает, как сберечь орган обоняния?
Нельзя нюхать незнакомые вещества, можно обжечь слизистую носа, ковырять в носу, запихивать в нос посторонние предметы.
- Мы побывали в гостях у Зимы, Весны, Лета. В какое время года отправимся теперь? (В гости к Осени)
- А что делают осенью в садах и огородах? (Собирают урожай)
- Вот и фея Сенсорика собрала урожай и разложила его по мешочкам. Хотите узнать, что хранит она этих мешочках?
(Дети глаза не закрывают, а запускают руку в мешочек и догадываются, что внутри.)
- Как угадал?
- Какая форма?
- При помощи чего (Рук)
- А если я прислоню предмет к щечке, угадаешь?
Сложнее, но можно точно сказать, какой предмет гладкий или шершавый, теплый или холодный, мягкий или твердый.
Всё наше тело покрыто кожей, мы чувствуем кожей предметы, ощущаем прикосновения приятные или болезненные. Так вот – кожа это орган осязания. Слово новое, давайте повторим его вместе.
- А у Марсика нет кожи, плохо ему без этого органа. Давайте позаботимся о нем и скажем заклинание
РАЗ, ДВА, ТРИ, ФЕЯ, КОЖУ ПОДАРИ!
- Ой, братцы, как хорошо вы поработали!
Фея приглашает вас отведать угощение. Проходите за столы. Закрывайте глазки, а я дам вам что-то попробовать, а вы догадайтесь, чем угостила вас фея.
- Что почувствовал? (Соленый огурец, варенье, апельсин и т. д.)
- Какой огурец, варенье, лимон?
- Как узнал?- Наверно почувствовал? -Чем (Языком)
- Язык является органом вкуса. Скажем вместе.
- Что мы подарим Марсику? (Язычок)
Он даёт нам представление о еде. Вкусная или?
Кислая или? Горькая или?
А скажите нашему гостю всё ли можно пробовать на вкус? (Нельзя пробовать незнакомые продукты, грибы, ягоды, таблетки)
А теперь, когда мы вернулись из нашего увлекательного путешествия, помогли нашему новому гостю почувствовать, ощутить прекрасный мир нашей планеты, подарили ему 5 органов чувств - Какие? (Глаза, уши, носик, язычок, кожу)
Он хочет на память о вас, о встрече с нами увезти на свою планету ваши портреты. Пройдите за столы и нарисуйте.
Подведение итогов.
- Что нового вы узнали на занятии?
- Что понравилось больше всего?
- Для чего нужны органы чувств?
(Чтобы видеть слышать, чувствовать, наслаждаться тем прекрасным миром, который нас окружает)
Но в жизни нас подстерегают опасности. В следующий раз мы побываем в гостях у феи Сенсорики и узнаем, как органы чувств оберегают человека, предупреждают его об опасностях, чтобы остаться здоровым.
А теперь Марсику пора отправляться на свою планету. Проводим его?
(Звучит музыка отлет космического корабля. Дети прощаются с гостем и гостями)
Если останется время поиграть в игру
Игра «Полезно – вредно».
- Если это полезно, надо встать, а если вредно – надо сесть.
1. Читать лежа (вредно).
2. Делать гимнастику для глаз (полезно).
3. Смотреть близко телевизор (вредно).
4. Читать при хорошем освещении (полезно).
5. Ковырять в ушах (вредно).
6. Защищать уши от сильного шума (полезно).
7. Ежедневно прочищать нос утром, когда вы умываетесь (полезно).
8. Охранять кожу от ожогов, порезов, ушибов (полезно).