Алла Одинцова
Организация экспериментальной деятельности на занятиях по математике
▼ Скачать + Заказать документы
Люди, научившиеся …наблюдениям и
опытам, приобретают способность самим
ставить вопросы и получать на них
фактические ответы, оказываясь на более
высоком умственном и нравственном уровне
в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.
К. Е. Тимирязев
Экспериментирование является особым способом духовно-практического освоения действительности, который направлен на создание таких условий, в которых предметы наиболее выразительно проявляют свои свойства.
Публикация «Организация экспериментальной деятельности на занятиях по математике» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Что же такое экспериментирование – это деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установленных закономерностях.
При этом «превращения», которые ребенок выполняет с предметами, носят творческий характер, вызывают интерес к исследованию, развивают умственные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность.
Очевидна связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов нередко возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Это придает математическим операциям реальную значимость и способствует их сознанию.
Мы с вами знаем, что математика включает в себя пять разделов: величина, количество и счет, форма, ориентировка во времени, ориентировка в пространстве.
Тема «Величина» является наиболее благоприятной для включения дошкольников в экспериментальную деятельность. К тому же, именно экспериментирование позволит детям освоить на практике закон сохранения количества или величины объектов при изменении их формы.
Предлагаем вашему вниманию задания для старших дошкольников для усвоения соответствующей терминологии.
Например, детям предлагается набор карточек, геометрических фигур, предметов разного размера, формы и фактуры и предлагается ряд вопросов и задания практического характера. Ниже представим несколько из них.
1. Покажи толщину книги. Слайд 1
2. Проведи пальцем по длине нарисованной дороги.
3. Покажи высоту флага.
4. Нарисуй елку, которая будет выше, чем домик.
5. Раскрась бант красным цветом у самой высокой девочки.
6. Сравни между собой матрешек.
В процессе выполнения таких заданий дети дают разные ответы.
Денис (6 лет) сказал, что одна матрешка большая, а другая маленькая (по размеру).
Ариша (6 лет) сказала, что матрешки отличаются лишь размером (одна поменьше, а другая больше). С помощью наводящего вопроса Ариша сказала, что одна матрешка высокая, а другая низкая. Мы предложили девочке обхватить матрешку пальчиками. После этого Ариша сказала, что одна — толще, а другая — тоньше.
Это доказывает, что с помощью наводящих вопросов и целенаправленной работы дети начинают более активно использовать слова, которые обозначают разные параметры величины.
С целью развития у детей старшего дошкольного возраста умений выполнять элементарные логические операции детям предлагают задания, как с наглядностью, так и без нее, на разных занятиях, в процессе игровой деятельности.
Определение размера:
1. выбери все предметы такого же размера, как этот мяч;
2. найди стол такой длины, как лента;
3. выбери все предметы, что тяжелее, чем кубик
и тому подобное.
Соотношение части и целого: детям предлагается назвать часть от целого, которое будет меньше по размеру, например, стол ножка, двери замок, окно форточка, картина рамка, машина колесо, сумка ремень, сапоги шнурки, телевизор антенна и тому подобное.
3. Построение пар из картинок: выбери предметы для маленького и большого попугая, выбери кровать для куклы по размеру.
III. Цель следующего этапа в работе - формирование умений выполнять измерение разных параметров предметов, строить сериационные ряды, сравнивать предметы путем экспериментирования.
А) В начале дети выполняют лишь отмеривание, наложение (заполнение) мерок, а потом подсчитывают их. Измерение осуществляется одновременно с помощью нескольких одинаковых мерок. Условными мерками могут быть кубы, полоска бумаги, карандаш и тому подобное.
Мерка и предмет для измерения воспитатель заготавливал зараннее, чтобы условная мера вмещалась в предмет определенное количество раз без остатка.
б) Затем дети учатся измерять одной меркой, но при этом каждую меру ребенок фиксирует на предмете. Так, например, измеряя сыпучие вещества, ребенок каждую мерку отмечает черточкой на стакане. Если измеряется линейный предмет, меры фиксируются на предмете также с помощью черточек.
в) На следующем этапе дети измеряют одной меркой, а их количество фиксируют фишками (любым маленьким предметом). Следует обратить внимание детей на то, что фишку выкладывают лишь тогда, когда высыпали или вылили мерку.
В процессе решения разнообразных заданий следует придерживаться определенной последовательности в организации детского экспериментирования.
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы: «Как я это делаю», «Почему я это делаю именно так, а не иначе»,» Зачем я это делаю, что хочу узнать, что вышло в результате»?.
На этом этапе можно предложить серию заданий на построение сериационных рядов, учитывая разные основы для построения (вес, размер, высота, длина и тому подобное).
Сериация построение упорядоченных рядов по степени интенсивности определенного признака (размер, цвет, количество элементов и тому подобное) или в определенной последовательности. Классический пример сериации матрешки, розовая башня М. Монтессори.
Для установления различных свойств величины проводится экспериментирование :
1) На разном расстоянии от ребенка находятся два предмета, тот, что ближе, кажется больше по размеру. Дети пробуют сравнить предметы сначала на глаз, а потом с помощью измерения (условная мерка).
2) Сравнения части и целого. Детей подводят к пониманию того, что часть всегда меньше, чем целое. Дошкольникам предлагаются такие задания: что легче, торт или его кусочек? что тоньше, лента или ее кусочек? что больше, лист, или его часть? и тому подобное.
3) Установления относительности понятия величина. В зависимости от того с чем мы сравниваем, предмет может быть и маленький, и большим.
4) Для установления разных параметров можно предложить задание такого типу: что следует сделать, чтобы эта фигура стала выше, чем машинка? (Перевернуть).
IV Цель следующего этапа формирование у детей умения выполнять измерения разных предметов, экспериментировать с жидкими и сыпучими веществами, усвоение детьми закона сохранения количества предмета не в зависимости от его расположения и формы (работа с предметами, разными веществами, карточками).
Детям показывают объекты, и спрашивают, одинаковы ли эти объекты (например, одинаковый ли уровень воды в обоих сосудах) Дети отвечают: «Одинаковый».
Затем на глазах испытуемого изменяют форму одного из предметов: воду из одного сосуда переливают в сосуд другой формы.
После этого испытуемого опять спрашивают: «одинаково ли воды в двух сосудах? Как это можно проверить?». После этого дети выполняют действие наоборот, опять переливают воду в тот же сосуд и делают вывод: с изменением формы количество жидкости не меняется.
Все задания условно можно распределить по разным параметрам величины.
1. Задание на определение размера, высоты, ширины, длины предметов.
2. Задание на определение массы.
3. Задание на определение объема сыпучих и жидких предметов.
4. Задание на ориентирование в пространстве.
5. Задание на ориентирование во времени.
Приведем пример нескольких заданий выполненных с детьми в процессе работы.
1. Детям предлагалось взять лист два листу бумаги. Первый оставить без изменений, а со вторым выполнить ряд практических действий: сложить несколько раз пополам. Сравни два листа бумаги по размеру. Из какой бумаги можно вырезать больше квадратов? Почему ты так считаешь? Дальше дети проверяют свои варианты на практике.
Детям предлагаются две одинаковых ленты. Одну из лент сложим пополам, а другую втрое. Предлагаем детям определить, изменилась ли длина самой ленты? Какая длиннее? Что нужно сделать, чтобы определить длину ленты?
2. Масса
Задание на определение объема сыпучих и жидких предметов.
Детям предлагаются два одинаковых стакана с водой (вода на одном уровне). Воспитатель сначала сравнивает с детьми объем стаканов (одинаковые) и уровень воды в них (одинаковый). После этого воспитатель поднимает один из стаканов и ставит его на книгу, так, чтобы уровень воды казался детям выше. Дальше предлагает детям определить, в каком стакане воды больше. Что нужно сделать, что это определить?
Два разных сосуда с крупой. Нужно узнать, в каком сосуде находится больше крупы.
На столе находятся разные предметы в разной отдаленности один от другого. Нужно установить, что находится ближе к карандашу. Дальше воспитатель предлагает перенести один предмет таким образом, чтобы ручка стала ближе к карандашу, но дальше от книги? (Нужно перенести ручку).
Установление длительности разных действий. Детям предлагаются карточки с изображением разных заданий (практические действий) : вырезка круга, рисование солнышка, мытье рук и тому подобное. Детям предлагают установить, какое из действий требует больше всего (менее всего) времени. Дальше дети проверяют на практике.
Обратим внимание также на структуру занятия-экспериментирования, которое имеет такие последовательные структурные элементы:
1. Постановка исследовательского задания в виде того или другого варианта проблемной ситуации.
2. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
3. Уточнение плана исследования.
4. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
5. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, которые помогают организовать остальных, которые комментируют ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
6. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.
Выводы можно делать в словесной форме, а можно использовать графическое фиксирование результатов, т. е. оформлять в рисунках, схемах.
В процессе работы необходимо поощрять детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускать из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.