Ольга Сидорова
Конспект экспериментальной деятельности «Космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект экспериментальной деятельности «Космос»
Для детей старшей и подготовительной группы.
Цели и задачи:
• Сформировать у детей элементарные представления о том, как удаленность от Солнца влияет на время обращения планеты вокруг него;
• Пробуждать интерес к познанию космоса, развивать наблюдательность, умение делать выводы по результатам эксперимента;
• С помощью демонстрации установить, что удерживает планеты на орбите.
Публикация «Конспект экспериментальной деятельности „Космос“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Космос. Опыты и эксперименты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Материалы и оборудование: планка длиной 1 метр с размещенными на ней двумя термометрами: один на расстоянии 10 см от начала планки, другой – 100см; настольная лампа, макет Солнечной системы, линейка (0.5 м, 2 куска пластилина (разного цвета, ведерко, шарик, шнур, клубок ниток.
Словарная работа: орбита, гипотеза, Солнечная система, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, термометр, шкала.
Ход:
Воспитатель. Ребята приглашаю вас в лабораторию знаек. Сегодня нас с вами ждут новые эксперименты и удивительные открытия. Что такое эксперимент? (Ответы детей.) Верно, это знакомство с чем-то новым с помощью опытов. Сегодня мы сможем узнать много нового о загадочном и далеком космосе.
№1 Эксперимент.
На моем столе стоит настольная лампа, метровая планка с термометрами, Солнечная система (макет).
Воспитатель. Ребята, что вы видите на моем столе? (Ответы детей.) А вы как думаете, на каких планетах температура будет выше – на каких ниже? Планеты расположенные ближе к солнцу или дальше от него? Почему? (Ответы детей.) Ребята, мы с вами предположили, что на планете, которая находится ближе к Солнцу, температура выше. Нам с вами надо это проверить.
Воспитатель. Включает лампу настольную.
Воспитатель. Давайте представим, что лампа – это Солнце, термометры установлены там, где расположены планеты: один ближе, другой – дальше от Солнца. Солнечные лучи по разному влияют на изменения температуры. Что мы можем с вами сказать о температуре на ближней и дальней планетах? (Да, на ближней планете она выше, на дальней – ниже.)
Делаем вывод.
Воспитатель. Чем дальше планета от Солнца, тем больше лучи расходятся в стороны и тем меньше их попадают на саму планету. А раз лучей меньше, то и греют тоже меньше.
1. На какой из планет температура самая высокая? (На планете расположенной ближе к Солнцу, Меркурии.)
2. На какой из планет будет холоднее? (На Уране – она расположена дальше всех от Солнца.)
В. Значим мы с вами правильно выдвинули гипотезу, перед экспериментом.
№ 2 Эксперимент.
Воспитатель. Ребята, может кто -то из вас знает, сколько оборотов вокруг Солнца совершает наша планета за один год? (Один оборот.)
Все мы знаем, что в году 365 дней. А как вы думаете, на всех ли планетах год длится одинаково? (Предположения детей.)
Давайте проверим. Возьмем линейку и 2 пластилиновых шарика разных цветов. Поместим шарики на узкую часть линейки: один на самом краю, а второй – посередине. Они будут изображать планеты. Я буду держать линейку вертикально около Солнца и постепенно опускать ее на стол. Смотрите внимательно, одновременно ли шарики коснутся стола? (Нет.) Какой из шариков коснулся стола раньше, а какой позже? (Раньше коснулся шарик расположенный посередине линейки, позднее, на конце линейки.)
Делаем вывод.
Воспитатель. Чем ближе планета расположена к Солнцу, тем короче на ней будет год, и наоборот, чем дальше планета от Солнца, тем дольше будет длится на ней год.
1. На какой планете год будет самый длинный? (На Нептуне.)
2. На какой самый короткий? (На Меркурии.)
№ 3 Эксперимент.
Воспитатель. Ребята, мы с вами говорили о том, что все планеты движутся строго по своей орбите. Что их так удерживает? (Предположение детей.)
Мы с вами проделаем еще один эксперимент. Для этого, мы возьмем шарик и положим в ведро и перевернем его. Что произошло с шариком? (Он выпал.)
Давайте с вами вспомним, почему это происходит? (Действует земное притяжение.) А как вы думаете, можно сделать так, чтобы шарик из ведра не выпадал? Смотрите внимательно, сейчас я попробую этого добиться. Я буду вращать ведро за веревочку, постепенно приводя его в горизонтальное положение и чуть выше, - шарик не выпадает.
Воспитатель. Почему теперь наш шарик не выпадает из ведра, а движется по кругу? (Ответы детей.)
Делаем вывод.
Воспитатель. Все планеты подобно нашему шарику движутся строго по своей орбите. Солнце не дает им сойти с нее.
Мы с вами узнали много нового и интересного о планетах.