Ксения Смагленко
Организация совместной работы детского сада и семьи по духовно-нравственному развитию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание культурной, духовно-нравственной личности – первоочередная задача педагогов дошкольного образования и современного общества в целом. На «… формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных…» и других качеств личности ориентирует Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Проблема заключается в том, что в настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, что не способствует духовному развитию. Родители, в погоне за развитием интеллекта, упускают нравственное и духовное развитие маленького человека, без которого все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Перед педагогами стоит проблема развития духовно-нравственной культуры современного подрастающего поколения, которая требует поиска оптимальных и эффективных путей её решения в воспитательно-образовательном процессе. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Публикация «Организация совместной работы детского сада и семьи по духовно-нравственному развитию дошкольников» размещена в разделах
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Опыт работы показал, что необходимо систематическое конструктивное сотрудничество с семьей, направленное на сохранение непрерывности и преемственности духовно-нравственного воспитания в семье и детском саду.
В своей каждодневной работе наши педагоги стараются заинтересовать и привлечь к партнерскому сотрудничеству семьи воспитанников, с целью развить у детей уважение к обществу, традициям семьи, родному краю, отечеству, то есть неразрывной цепочки общечеловеческих духовно-нравственных ценностей. Именно поэтому в систему традиционных мероприятий были включены народные традиционные праздники, цель таких мероприятий – не только сохранить и возродить культурные традиции предков, но и организовать совместную деятельность родителей и детей. Так уже традиционным стало проведение рождественских колядок, во время которых дети вместе с родителями и педагогами подготавливают сувениры, разучивают песни, колядки, а потом колядуют по организациям и учреждениям города. Принимают активное участие родители и в проведении таких праздников, как «Яблочный Спас», «Пасха, Светлое Христово воскресение», «Масленица», «Осенины». Родители, совместно с детьми, пекут пироги, делают сувениры, а затем устраиваются ярмарки, на вырученные деньги приобретаются корма для приюта бездомных животных, организованного в нашем городе. В каждой группе, родителями, детьми и педагогами, заполняется так называемый, Календарь Забав. Детский сад тесно сотрудничает со Свято-Троицким храмом. На праздники приглашается батюшка, который, в доступной для понимания детей, форме рассказывает об истории происхождения праздника. На эти встречи мы приглашаем так же и родителей.
Наглядность родственных связей в семье помогает отобразить для каждого ребенка «Семейное генеалогическое древо». Дети в восторге от этой творческой работы. Древо каждой семьи дополняется, видоизменяется, получается интересным, содержательным, поучительным для детей. Каждый ребенок в последующем готовит рассказ «Генеалогическое древо моей семьи». Для полноты восприятия детьми «путешествие по времени» в детском саду организуются выставки, на которых родители представляют различные семейные ценности, коллекции: «Женское рукоделие, скатерти, полотенца, салфетки; «Устаревшие предметы быта», «Старинные елочные игрушки», «Детские фотографии мамы и папы». Организуются фотовыставки «Любимое национальное блюдо моей семьи», «Рукодельничаем и мастерим с мамой и папой».
В рамках духовно-нравственного воспитания мы знакомим детей с профессиями пап, мам, дедушек, бабушек, с династиями, рассказываем о значимости добросовестного отношения к любому делу, приглашаем родителей.
В детском саду мы целенаправленно приобщаем детей к труду, а также предлагаем понаблюдать за профессиональной деятельностью взрослых во время экскурсий, целевых прогулок.
В этом году, в преддверии Дня Победы, в рамках проектной деятельности, мы создаем, с непосредственным участием родителей, так называемую «Книгу Памяти героев».
Детский сад в своей работе с семьей должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Поэтому так важно тесная взаимосвязь педагогического коллектива, детей и родителей. Именно от совместной деятельности, от единства мнений зависит, каким вырастет ребенок. Только при этом условии возможно воспитание цельной личности.