Татьянина Наталья
Теория и методика воспитания и обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Введение…. 3
§1. Творческая деятельность детей….…. …5
§1. Проблемы детского творчества…. 8
Заключение…. …. …. 11
Список использованной литературы…. 12
Введение
Одной из современных проблем дошкольной педагогики является воспитание творческой личности. Современное общество нуждается в таких качествах человека, как духовность, стремление делать добро, профессиональная компетентность, предприимчивость, упорство в достижении цели, гражданская ответственность за все, что происходит вокруг. Уровень сформированности творческой личности в современном обществе должен быть высок настолько, чтобы позволить человеку самоопределиться в жизни, быть хозяином своей судьбы. На выполнение этой задачи направлены усилия педагогов, методистов, ученых и практиков в области содержания единого учебно-воспитательного процесса, его организационных норм, учебно-методического и научного обеспечения.
Публикация «Теория и методика воспитания и обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях» размещена в разделах
Слово «творчество» происходит от слова «творить», что означает «искать, изображать, создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте - индивидуальном и общественном». Творческая деятельность - это деятельность, порождающая нечто новое. Это ее существенный признак. Творчество охватывает широкий спектр человеческой деятельности [5]. наука, искусство, все изобретения человеческой цивилизации, да и сами формы жизни людей созданы творчеством.
Истоки творчества восходят к тому периоду детства, когда идет импровизация, когда творчество появляется во многих непроизвольных видах деятельности (игры с песком, со снегом, детское словотворчество). Важную роль в развитии детского творчества играет сюжетно-ролевая игра.
К основным видам творческой деятельности относятся; художественная творческая деятельность (изобразительное творчество, музыка, танцы, песенное, литературное, декоративно-прикладное, архитектурное, техническое творчество и др.).
§1. Творческая деятельность детей
Детское творчество - это создание ребенком субъективно нового продукта (рисунка, лепки, рассказа, сказки, игры) и объективно значимого для общества эффекта, получаемого в виде психического [4]. развития ребенка в процессе творческой деятельности; результата (придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ).
Творческая личность – это личность, которая обладает творческим потенциалом в виде врожденных задатков и способностей, индивидуально-психологическим своеобразием, свободой выбора и творческой направленностью. Огромную роль в воспитании творческой личности играет творческий потенциал педагога и условия организации его работы. Также очень значимым для воспитания творческой личности является воспитание у учащихся мышления.
Главным фактором воспитания творческой личности является воспитание мотивации, учащихся. Мотив -это формирования необходимых качеств личности. При этом задачи воспитания не должны сводиться к организации творческой деятельности, а ставить воспитание мотивации творчества.
Творческая активность подростков способствует саморазвитию через творческий, потенциал и формирование устойчивых мотивов творческой деятельности.
Выделяют четыре стадии процессов творчества:
1. Подготовку,
2. Созревание (инкубация,
3. Озарение,
4. Проверка (верификация).
На стадии подготовки происходит сознательное изучение условий решаемой задачи, выдвигаются и проверяются различные версии [1]. относительно стратегии и решения.
Один из наиболее важных принципов, на котором должно основываться руководство художественной деятельностью со стороны взрослого [3]. связь обучения с жизнью. Это значит, что изобразительная деятельность должна опираться на впечатления, полученные ребенком от действительности. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она находит в их творчестве
В дошкольной педагогике выделяют условия развития детского творчества:
1. Раннее начало, раннее приобщение к творческой деятельности.
2. Поддержание эмоционального состояния в процессе творческой деятельности.
3. Отсутствие внешнего принуждения или жесткой регламентации деятельности.
4. Творческая личность самого педагога. Только личность творческая, нестандартно мыслящая может воспитать творческую личность.
Роль творчества во всестороннем развитии личности столь велика, что даёт основание рассматривать её как универсальный способ, обеспечивающий успешное развитие различных видов деятельности. В какой степени у ребенка будут сформированы творческие способности, во многом зависит от педагогов и родителей, их внимания к реализации обозначенных условий с целью развития детского творчества.
§2. Проблемы детского творчества
Проблема детского творчества - одна из актуальных проблем педагогики и психологии [5]. Исследовали ее Л. С. Выготский, Л. И. Венгер, Т. С. Комарова, А. Н. Леонтьев, Н. А. Ветлугина, Е. А. Флерина, Б. М. Теплов, А. И. Волков и др.
Говоря о проблемах воспитания творческой личности, важно отметить, что не все эти условия зачастую реализуются на практике, а значит, далеко не все дети получают возможность развивать свой творческий потенциал.
Необходимо создавать условия для овладения детьми комплексом знаний, умений и навыков, которые они могли бы использовать в самостоятельной творческой деятельности. В основу комплекса должны быть положены изобразительные умения и способность наблюдать, сопереживать увиденному [6].
Детское изобразительное творчество - это сознательное отражение ре-бенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картину и другие виды искусства. Ребенок не копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому. Настоящее творчество начинается только в старшем дошкольном возрасте, поскольку в раннем возрасте (2-4 лет) процесс элементарного преобразования не может считаться творческим, так как не строится на замысле ребенка [7].
Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве, искренность. Без нее все другие достоинства теряют значение. Этому условию, естественно, удовлетворяет то творчество, которое возникает у ребенка самостоятельно, исходя из внутренней потребности, без какой-либо преднамеренно педагогической стимуляции. Но систематическая педагогическая работа не может строиться в расчете лишь на самостоятельно возникающее творчество, которое у многих детей и не наблюдается, хотя эти же дети при организованном вовлечении их в художественную деятельность обнаруживают иногда незаурядные творческие способности
Особая роль в формировании творческой личности ребёнка отводится семье. Дети и родители находятся в постоянном поиске, современная семья имеет огромный интеллектуальный потенциал, а задачи воспитателя и учителя : привлечь и умело использовать при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными для здоровья, так и для ума делами. Какую сторону развития ребёнка мы бы не взяли, всегда решающую роль играет семья. Именно семья отвечает за физическое и эмоциональное развитие ребёнка. Она играет ведущую роль в умственном развитии ребёнка, влияет на отношение детей к учёбе и во многом определяет её успешность. Образовательный уровень семьи, интересы её членов сказывается на интеллектуальном развитии человека, на том какие пласты культуры он усваивает. Семья, имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами. Формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, определяющие стиль его жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Семья играет большую роль в развитии человека в связи с тем, что её одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Однако не все семьи в нашей стране можно назвать благополучными, и эффективно развивающими творческую направленность своих детей. Это является еще одной из современных проблем развития творческой личности.
Заключение
В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства : радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания [7]. уточняет и углубляет их представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевает изобразительными навыками и умениями, учится и осознанно их использовать.
Занятия рисованием и другими видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и взрослыми выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительные эмоций. Каждый ребенок, может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого. Воспитатель должен создать развивающую среду в группе и на участке, детского сада, организовать быт так, чтобы тесно увязать все элементы повседневной жизни с развитием, обучением, игрой и приобщением детей к труду, а для этого необходимо создать спокойную и доброжелательную атмосферу т. е. социальную среду.
Полноценное развитие, воспитание и образование детей могут осуществляться только при определенных условиях:
Рядом с ребенком должны быть любящие, понимающие, ответственные и высокопрофессиональные педагоги;
Ребенку необходимо создать развивающую среду; и не только за счет набора соответствующих возрасту предметов и игрушек. Среду важно наполнить эмоциональным комфортом, душевным теплом, весельем и гармонией.
Важно учитывать особенности каждого ребенка. И не только те, которые проявляются в индивидуальном развитии, но и в здоровье ребенка.
Список используемой литературы
1. Абрамова Г. С «Возрастная психология» : учебное пособие для вузов - М. Академический проект, 2000г. 144с.
2. Андреев В. И «Педагогика творческого саморазвития» : учебное пособие-Казань: КГУ, 1996г. 238с.
3. Бакушинский А. В «Художественное творчество и воспитание» М. 1999г. 93c.
4. Богоявленская Д. Б «Психология творческих способностей» М. Академия, 2002г. 136с.
5. Выготский Л. С «Воображение и творчество в детском возрасте» - М. 1991г. 93с. 286с.
6. Крылова Г. А «Формирование творческой личности школьника в условиях общеобразовательной школы «нового» типа» - Москва, 1999г.
7. Мюллир Р «Каракули дошкольника и рисования» : М. 1986г. 181с. 31с.
8. ФлеринаЕ. А «Изобразительное творчество детей дошкольного возраста» : М. 2000г. 181с. 31с