Лариса Брызгалова
Программа по дополнительной деятельности «Работа с музыкально-одаренными детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с музыкально одаренными детьми
Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.
Музыкальный руководитель детского сада, приступая к организации работы с одаренными детьми оказывается перед рядом проблем:
• выбор метода выявления детей с выраженной музыкальностью;
Публикация «Программа по дополнительной деятельности „Работа с музыкально-одаренными детьми“» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
• подбор методов и приёмов развития музыкальных способностей, а так же обеспечения реализации творческого потенциала таковых детей;
• актуализация проблем одаренных детей перед другими участниками образовательного процесса – родителями и педагогами образовательного учреждения.
Что же такое музыкальность и музыкальные способности? Под музыкальностью понимается компонент музыкальной одаренности, необходимый для занятия именно музыкальной деятельностью (любого ее вида, в отличие от всякой другой. Основным признаком музыкальности крупнейший отечественный исследователь проблемы музыкальных способностей Б. М. Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, т. е. способность ее переживания. Наряду с этой способностью, по мнению ученого, признаком музыкальности становится способность дифференцированного восприятия музыкальной ткани, позволяющая определить ее предметно и содержательно, т. е. музыкальный слух (ладовое чувство и способность к слуховому представлению мелодии) и чувство ритма.
Итак, Теплов выявляет три основные музыкальные способности :
1. Ладовое чувство, т. е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии;
2. Способность к слуховому представлению, т. е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение;
3. Музыкально-ритмическое чувство, т. е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Музыкальные способности у всех детей выявляются по – разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Наиболее сложно развиваются у детей музыкально – слуховые представления – способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей.
Нужны постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов развития. Диагностика музыкальных способностей, проводимая один – два раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание занятий.
Планирование и учет работы по музыкальному воспитанию, как правило, включает в себя только контроль за приобретаемыми детьми программными навыками и умениями. Для того чтобы обучение носило развивающий характер, важно контролировать не только развитие навыков и умений, но и в первую очередь музыкальных способностей детей.
Диагностика музыкальных способностей различается тем, какие способности в структуре музыкальности считаются основными. В теории и практике музыкального воспитания принята диагностика, основанная на выявлении трех основных музыкальных способностей – ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма (Б. М. Теплов). Эмоциональная отзывчивость на музыку (центр музыкальности) в наибольшей степени проявляется в первой и третьей способностях. Исходя из этой структуры музыкальности важно определить показатели развитости каждой музыкальной способности в соответствии с возрастными возможностями детей.
Для выявления музыкально одаренных детей в педагогической практике используется технология педагогического наблюдения.
1. Объект педагогического наблюдения - музыкальность дошкольников;
2. Цель наблюдения - выявить детей с задатками музыкальности;
3. Предмет наблюдения (единицы наблюдения) :
· Выраженное стремление к музыкальной деятельности
1. Проявляет интерес к музыке и всему, что с ней связано
2. Выражает желание петь, танцевать, выступать на сцене
3. В произвольной игре, в свободной деятельности использует элементы музыкального творчества.
Любой музыкальный руководитель знает своих воспитанников и без специально организованных процедур диагностики может различать группу воспитанников по тем или иным качествам. Так педагог знает, кто из детей больше любит солировать в песне, танце, инсценировке, и, как правило, у таких детей это лучше получается.
Для родителей детей с высоким уровнем музыкальности проводятся индивидуальные консультации по вопросам развития на дополнительную работу с их детьми. Поэтому для детей с высоким уровнем развития музыкальности, я организовала дополнительную кружковую работу, которая предполагает в дальнейшем:
• участие в фестивалях, конкурсных программах и проектах на местном, муниципальном уровнях;
• подготовка сольных номеров для концертных программ и досуговых мероприятий, соответствующих тому или иному календарному празднику, проводимых в детском саду.
Музыкальный материал, предлагаемый детям не обязательно должен быть сложнее, он должен быть разнообразным и вариативным. И подбирается он с учетом возможностей и предпочтений детей. Большой мотивационной силой является новизна – музыкального репертуара, сопровождающего аккомпанемента, декораций, костюмов и прочей атрибутики творческого процесса. Содержание кружковой работы не сводится к простому разучиванию и репетициям. Работая с одаренными детьми всегда остается место импровизации, творчеству. Коллектив таких детей вряд ли назовешь дисциплинированным, поэтому работа в нем требует от педагога колоссального личностного и профессионального потенциала. Очень важно приступая к работе с одаренными детьми, обладать креативным мышлением, чтобы испытывал потребность в творческой деятельности. Ведь только при таком условии педагог сможет понять потребности одаренных детей, их тревоги и даже страхи, сможет вдохновить и поддержать, аккуратно направить силу и энергию их личности.
Цель программы :
Способствовать развитию творческих проявлений в вокальной деятельности детей
Задачи:
1. Расширять диапазоны голосов детей дошкольного возраста и формировать их естественное звучание;
2. Организовать деятельность голосового аппарата, укреплять голосовые связки;
3. Совершенствовать певческие способности детей дошкольного возраста, формировать правильное дыхание, дикцию, артикуляцию в пении;
4. Формировать эмоционально - эстетическое восприятие окружающего мира через пение;
5. Развивать у дошкольников творческое начало, поощрять самостоятельность, инициативу и импровизационные способности в пении.
Структура занятий:
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Интонационно – фонетические упражнения.
3. Упражнения на дыхание.
4. Основная часть - вокально-хоровая работа.
4.1. Песенки-распевки
4.2. Пальчиковые и подвижные игры;
4.3. Работа над песней :
4.3.1. Знакомство с песней (1 – 2 занятия);
4.3.2. Прослушивание;
4.3.3. Беседа, разъяснение текста;
4.3.4. Повторное исполнение;
4.4. Разучивание песни (3 – 4 занятия) :
4.4.1. Работа над звукообразованием;
4.4.2. Работа над звуковедением;
4.4.3. Работа над дыханием;
4.4.4. Работа над ансамблем;
4.4.5. Работа над дикцией;
4.5. Закрепление (1 – 2 занятия).
4.5.1. Работа над выразительностью и эмоциональным исполнением песни.
Музыкальную основу программы составляют произведения для детей дошкольного возраста, песни современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.
Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).
Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.
Планируемый результат.
• наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в концертах);
• владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
• проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
• уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
• стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
• умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм);
• умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.
Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала.