Арзамаскова Анастасия Владимировна
Организация развивающей предметно-пространственной среды при реализации проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на РМО
«Организация развивающей предметно-пространственной среды при реализации проектной деятельности»
Курганская область "Лесниковский детский сад №2" воспитатель: Арзамаскова А. В. 2020 год
Послушайте - и Вы забудете, посмотрите - и Вы запомните,
сделайте - и Вы поймете.
Конфуций
Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды при реализации проектной деятельности» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Работая над своей темой несколько лет, я заметила, что дети, проводя в детском саду большую часть времени, развиваются в процессе воспитания и обучения, то есть в активной, содержательной деятельности, со взрослыми и сверстниками. Для этого вокруг ребёнка должна создаваться специальная среда, в которой он формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учит упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, на собственном опыте приобретает знания.
Приступая к изучению данной проблемы, поставила перед собой вопрос: «А в чем же заключается новизна темы, ее актуальность?» А в том, что при создании грамотно организованной развивающей предметно-пространственной среды, у детей развивается уверенность в себе, проявляется самостоятельность, инициативность, творчество.
Так же я поставила перед собой следующие цели и задачи:
Цель: разработка модели развивающей предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим ее формированием и доведением соответствия к требованиям Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного образования.
Задачи:
- Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников в рамках образовательной программы Дошкольного образовательного учреждения с учетом требований Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, а именно:
- организовать предметно-пространственную развивающую среду, способствующую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
- создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников;
- содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной предметно-пространственной развивающей среды;
- приобщить дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта развивающая предметно-пространственная среда должна :
обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.
обеспечивать реализацию различных образовательных программ.
должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, вариативной, полифункциональной, доступной, безопасной;
обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;
обеспечивать реализацию образовательной программы образовательного учреждения;
учитывать национально-культурные, климатические условия;
должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Одним из современных перспективных методов образования дошкольников, является метод проектирования, который я использую в своей работе.
Считаю, что правильно организованная развивающая предметно -пространственная среда может стать одной из важных составляющих в организации проекта.
С целью развития проектной деятельности педагоги должны :
• создавать проблемные ситуации, которые инициируют детское любопытство, стимулируют стремление к исследованию;
• быть внимательными к детским вопросам, возникающим в разных ситуациях, регулярно предлагать проектные образовательные ситуации в ответ на заданные детьми вопросы;
• поддерживать детскую автономию: предлагать детям самим выдвигать проектные решения;
• помогать детям планировать свою деятельность при выполнении своего замысла;
• в ходе обсуждения предложенных детьми проектных решений поддерживать их идеи, делая акцент на новизне каждого предложенного варианта;
• помогать детям сравнивать предложенные ими варианты решений, аргументировать выбор варианта.
Учитывая интерес детей использую изменения в развивающей среде в качестве мотивации к проекту; вместе с детьми вносим изменения в пространство группы во время реализации проекта; насыщаем развивающую предметно-пространственную среду итоговыми продуктами, полученными в ходе проекта.
В нашей группе были реализованы проекты, посвящённые ознакомлению с сезонными изменениями в природе.
В качестве мотивации к началу проекта было появление на тематической стене дерева, которое меняло свой внешний вид в соответствии с наступающим временем года. В ходе наблюдений, исследовательской деятельности и изучения примет времени года, мы дополняли наше дерево продуктами деятельности детей. Также появилась папка раскладушка с деревьями в разное время года. Дети дополняют его элементами декора, связанными с природными изменениями.
Мотивацией к проекту «Пернатые друзья» стало появление в группе птички-синички. В ходе реализации проекта дети закрепили знания о многообразии зимующих птиц, их характерных особенностях и повадках, узнали, как можно помочь пернатым друзьям зимой, какой корм любят птицы. Обсудили, какие кормушки нам прослужат дольше, где их лучше разместить, как будем крепить, чтобы не повредить деревья.
В группе появились птицы, созданные руками детей в технике «аппликация», «оригами».
Ежегодно в нашем детском саду реализуются проекты, посвященные дню Великой Победы. Через экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, встречи с детьми войны дошкольники узнают о тяжелой жизни в военное время, нелегкой доле, выпавшей на плечи детей военного времени.
Ветераны показали свои медали и ордена, рассказали о том, что награды достаются только самым мужественным людям, которые совершили подвиг. Поделились воспоминаниями, как трудно и страшно на войне, и с какой радостью они встретили День Победы.
Дети в свою очередь показали ветеранам свою быстроту, ловкость, умения в спортивном мероприятии, совместно с родителями приняли участие в акции "Сирень победы", оформили уголок «Боевой славы», подобрали художественную литературу – рассказы, стихи, пословицы и поговорок о войне, празднике «9 Мая».
Проект «Моя семья-моя гордость» начался с появления фотографии в группе моей семьи, и моего рассказа детям о ней. Дети тоже прониклись желанием поделиться историей своей семьи, но для этого нам нужно было расширить представление о понятии «семья». В процессе развития этого проекта в нашей группе появились настольно-печатные игры на тему семьи, а также атрибуты для сюжетно-ролевых игр; пополнилась картотека для пальчиковых игр, в книжном уголке появились книги со стихами, рассказами и сказками о семье, в центре творчества появились раскраски о семье. Итогом этого проекта стало появление в группе семейных альбомов, рассматривая которые дети рассказывали о своей семье.
Активными участниками каждого проекта являются родители. Совместно с ними мы:
- изготовили поделки из природного и бросового материала.
-получили информацию, пополнили развивающую среду атрибутами, книгами, играми, костюмами.
мною была проделана следующая работа:
Подобрана методическая литература.
Собран информационный материал по вопросам работы с воспитателями.
Составлены рекомендации для воспитателей всех возрастных групп по оформлению предметно-развивающих зон.
Разработаны направления по развитию предметно-развивающей среды.
Приобретены и сделаны своими руками дидактические игры, оформлены развивающие зоны группы.
Работая над проблемой «Организация развивающей предметно-пространственной среды через проектную деятельность» определила возможные достижения детей на этапе завершения дошкольного образования.
Дети научились создавать образовательные продукты, которые можно использовать в игре, досуге, познавательной деятельности.
Повысился интерес к познанию, самооценка, умение планировать; общаться на равных со взрослыми.
У детей сформированы такие качества, как любознательность активность. самостоятельность;
Повысился интерес к познанию, самооценка, умение планировать.
Дети научились беречь свой и чужой труд.
Таким образом, можно сделать вывод, что проектная деятельность, реализуемая в детском саду, даёт детям возможность обогатить предметно-развивающую среду, а воспитателю - интегрировать воспитательно- образовательный процесс в семью и социум.