Белоусова Светлана Ивановна
Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ»
Автор: воспитатель МДОБУ комбинированного вида №125 г. Сочи
Белоусова Светлана Ивановна
«Закон об образовании в РФ» (ст. 79, п. 4) утверждает, что дети с ОВЗ могут обучаться «как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах или организациях, осуществляющих образовательную деятельность». Одним из важных условий воспитательно-образовательной работы является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС, обеспечивающая полноценное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2021
РППС является не только фактором социокультурного развития ребенка, но и коррекции его психофизического развития. Создание РППС, начиная с необходимых для всех категорий детей с ОВЗ специальных образовательных условий до специфических, которые позволят каждому ребенку с учетом его возможностей реализовать свои образовательные и социальные потребности, обеспечив их полноценное развитие. Иными словами создание комфортной РППС зависит от характера нарушений здоровья воспитанников и направлена на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от №1155 от 17.10.2017г. утверждает: «РППС – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п. материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями и коррекции недостатков их развития).
Условия для детей с ОВЗ изложены в разделе «Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО)».
В соответствии с ФГОС ДО содержание образовательных областей реализуется в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, двигательной, продуктивной, музыкальной деятельностях, восприятии художественной литературы и фольклора, элементарном бытовом труде.
При формировании РППС в группе, которую посещают воспитанники с ОВЗ, педагог должен учитывать все, что способствует становлению базовых характеристик личности ребенка, развитию его способностей и интересов, коррекции недостатков развития. РППС меняется в зависимости от периода обучения, возрастных особенностей и программы, реализуемой педагогами.
Большое внимание особенностям организации развивающей среды и игрового оборудования уделяет Н. В. Нищева, автор комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет (см. Программа). Н. В. Нищева подробно изложила требования, предъявляемые к созданию РППС для детей дошкольного возраста, «предусматривающие сбалансированное чередование специально организованной образовательной и нерегламентированной деятельности детей, время для которой предусмотрено в режимах каждой из возрастных групп и в утренний, и в вечерний отрезки времени».
По словам автора, среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе и должна представлять собой хорошо оборудованное полузамкнутое микропространство для игр детей поодиночке или микрогруппами. По рекомендации Н. В. Нищевой «предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели».
Учитывая психофизические особенности детей с нарушением зрения, к образовательному пространству, в котором проходит воспитательно-образовательный процесс таких воспитанников, предъявляются особые требования. Образовательное пространство для таких детей дополняют средствами обучения и воспитания, способствующими развитию у них сенсорно-перцептиной сферы, ориентировки в пространстве, двигательной активности. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов должно содержать пособия для коррекции и развития познавательной деятельности: по развитию зрительного, слухового, осязательно-двигательного восприятия, развитию обоняния, тифлотехнические приборы. Особые гигиенические требования, согласно требования СаН ПиН, предьявляются к освещению. Педагоги максимально обеспечивают реализацию образовательного потенциала пространства с целью охраны и укрепления здоровья.
Для осуществления психолого-педагогической работы по коррекции и реабилитации слабослышащих детей строится на основе общих закономерностях развития детей дошкольного возраста и сензитивных периодов в развитии психических процессов с учетом дефекта и индивидуальных особенностей детей. РППС оснащается специальными средствами и оборудованием : электроакустической аппаратурой, сурдотехническими средствами обучения и реабилитации, электроакустическим комплексом для индивидуальных и групповых занятий, средствами наглядности.
Организация РППС для детей с РАС довольно разнообразно. Это всевозможные коммуникативные, информационные средства обучения, оборудование и атрибуты для физического развития и игровой деятельности.
Создание РППС с учетом особенностей и характера нарушений здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья позволит им не только ощущать свою безопасность, но и стимулировать их на различные виды деятельности, развивать у них любознательность, творческие способности, коммуникативные навыки, а также будет способствовать их включению в социальную жизнь, быть успешными.