Головцина Нина
Памятка для воспитателей «Организация работы с детьми раннего возраста по сенсорному развитию»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад «Золушка»
Памятка для воспитателей на тему : «Организация работы с детьми раннего возраста по сенсорному развитию»
Воспитатель : Головцина Нина Владимировна
Сенсорное развитие детей - это развитие их восприятия, представления об объектах, явлениях и объектах окружающего мира. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для накопления определенных знаний о мире, улучшения деятельности органов чувств.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Существует пять анализаторов, с помощью которых ребёнок познаё т окружающий мир:
Зрительный анализатор. Ребёнок различает цвета, разницу темноты и света, величину предметов.
Слуховой анализатор. Ребёнок слышит голос, музыку, шум природы, города, звуки животных.
Осязание. Ребёнок различает текстуру предметов, величину, температуру, прикасается к животным.
Обоняние. Ребёнок слышит разнообразные запахи окружающего мира.
Вкусовой анализатор. Ребёнок познаём мир разнообразных вкусов пищи.
Различные сенсорные ощущения различаются в зависимости от степени важности в жизни человека. Зрительные и слуховые ощущения имеют первостепенное значение. Чтобы в полной мере понять, что представляет объект, ребенку не достаточно видеть и слышать его, он еще должен прикоснуться к нему и даже попробовать его. Только на этом этапе он воспринимает понятия, характеризующие свойства предмета: гладкий, шершавый, твёрдый, кислый, маленький, большой и другие.
Безусловно, сенсорная активность ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно – развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративных материалов, оборудования и пособий она состоит, какой у них материал для развития, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности. Вся мебель в детских группах помещается таким образом, чтобы зона группы была максимально освобождена для игр и мобильной деятельности.
Кроме того, основным приоритетом для воспитателя является познавательно-исследовательская деятельность детей, которая направлена на изучение и исследование окружающего мира. Недостаточно только предоставить ребенку различные предметы для изучения и назвать их свойства. Очень важно научить ребенка анализировать отдельные признаки каждого предмета (цвет, запах, форму, вкус, чтобы научить его группировать предметы.
Для исследование ребё нку можно предложить следующие материалы и игры:
камушки, каштаны, жёлуди, шишки, крупы (поговорите с ребёнком, какие у него ощущения при исследовании);
песок, вода (детям нравится играть с песком, пересыпать из одной ёмкости в другую, кидать в воду предметы);
«Чудесный мешочек» (хорошая игра для развития тактильной памяти)
«Собери пирамидку» (учат различать предметы по величине);
«Матрёшки» (учат простым действиям с предметами, различающимися по величине);
«Найди такой же» (учат подбирать предмет по образцу);
«Привяжем ниточку к шарику» (учат группировать предметы по цвету);
Игры с прищепками (учат выделять и называть основные цвета, конструировать по образцу) и многие другие.
При проведении игр воспитателю необходимо соблюдать некоторые методические рекомендации:
научите детей изучать предметы. Обхватите их обеими руками, обводите их пальцем то одной руки, то другой;
в течение дня неоднократно называйте детям различные свойства объектов, с которыми они манипулируют (цвет, форма, размер, материал);
познание предмета должно проходить с интересом, вызывать у детей положительные эмоции;
процесс осмотра предметов должен сопровождаться словом. Дети помнят обозначения качеств предметов вместе с их восприятием;
поощряйте детей к самостоятельности и обмену опытом;
чаще задавайте ребёнку вопросы;
учите детей действовать в определенной последовательности, в соответствии с заранее определенным планом;
во время восприятия обязательно нужно включать движения обеих рук (провести рукой вдоль контура, обрисовать его);
закреплять знания, полученных во время обследования материалов (рисование, лепка, аппликация, конструирование);
обогащать и насыщать мир ребенка, разнообразить мир вещей, которых ребенок может коснуться, изучить;
учите детей слушать разные звуки, это обогащает слуховые впечатления.
тщательная организация детей на занятиях, в зависимости от возраста и уровня развития, приводит к хорошему пониманию информации и навыков по сенсорному развитию всей группы.
Не стоит забывать, что маленькие дети из-за своих возрастных и индивидуальных способностей не сразу впитывают даваемый материал, поэтому воспитатель повторяет одно и то же содержание несколько раз, но при обязательном изменении, усложнении задач и использовании других визуальных материалов. Кроме того, необходимо помнить индивидуальные особенности восприятия каждого ребенка. Мы не можем обучать, давя на ребенка, чтобы он занимался. Что-то он будет делать с удовольствием и легко, а некоторые задачи вызовут трудности, и ребенок откажется выполнять их.
Благодаря систематической работе по сенсорному воспитанию детей младшего возраста они овладевают умениями и навыками, свидетельствующими о надлежащем уровне развития.