Лариса Томинова
«Организация работы по здоровьесбережению в ДОУ». Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Томинова Лариса Михайловна, воспитатель высшей
квалификационной категории МДОУ Детский сад №16 «Росинка»
Организация физкультурно-игровой среды для
повышения двигательной активности детей.
В последнее десятилетие отмечается значительное снижение двигательной активности детей. Гиподинамия в детском возрасте приводит к снижению жизненного тонуса, уменьшению защитных сил организма, задерживает умственное развитие детей. Я на практике убеждаюсь в снижении интереса детей к двигательной активности, их малоподвижности, нежелании принимать участие в подвижных играх.
Публикация «„Организация работы по здоровьесбережению в ДОУ“, Опыт работы» размещена в разделах
Понимая важность этой проблемы, и проанализировав состояние физического воспитания детей в группе и семье, я поставила перед собой задачи:
1. Повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности;
2. Увеличить двигательную активность;
3. Поднять эмоциональный настрой на физкультурных занятиях;
4. Привлечь родителей к решению этих проблем
Был намечен следующий план:
1. Повысить моторную плотность физкультурных занятий, улучшить методику их проведения;
2. Чередовать различные виды деятельности детей, направляя их интересы;
3. Работать над организацией самостоятельной двигательной деятельности детей;
4. Более рационально использовать на занятиях как стандартное, так и нестандартное оборудование;
5. Изготовить силами педагогов и родителей для занятий и самостоятельной деятельности нестандартное оборудование.
Создавая развивающую среду для двигательной активности детей, я проводила и провожу мониторинги, анкеты здоровья, наблюдаю за физическим состоянием детей, отслеживаю динамику их развития. Оборудование размещаем таким образом, чтобы дети могли самостоятельно и быстро его брать, ставить на место.
Набрав детей с ясельной группы, я сразу поставила для себя цель:
Дети должны вести активную двигательную деятельность, а не «просиживать» на стульях.
На родительском собрании, посвященном вопросам физического воспитания, рассказала о значении физической активности, постаралась вызвать интерес к утренней гимнастике, физкультурным занятиям, укреплению здоровья детей. Рассказала о том, что детей на занятиях привлекают необычные формы оборудования, его красочность, что именно это повышает эмоциональный тонус детей.
Подобрала оборудование, которое можно использовать и в помещении и на улице, легко трансформируемое и требующее минимальных затрат для его изготовления.
Заказала и разместила в группе горку, на которую дети могли взбираться по лесенке, вверх, подтягиваться, скатываться вниз, подлезать под горкой. На потолке появился обруч с привязанными к нему яркими лентами, веревочками, мелкими легкими игрушками, вертящимися дисками. Дети могли подуть на предметы, развивая при этом дыхательный аппарат, подпрыгнуть, дотянуться до заинтересовавшего их предмета.
Видя, как проводят время в детском саду дети, родители нашей группы с удовольствием откликнулись на наши просьбы, организации развивающей среды. Так появились мягкие модули «Пароход», «Змейка». Модули использовались для упражнений в ходьбе, равновесии, подлезании. …укремышцы рук, брюшную полость.
Каждое занятие для ребенка – это познание окружающей действительности через движения, которые должны приносить радость. Поэтому, все занятия проводились в игровой форме с максимальной двигательной активностью. Занятия по интересам так же были направлены на развитие двигательной активности, предоставлялась возможность выбора спортивного инвентаря, пособий, которые не занимают много места:
Мячи разных размеров и типов (массажные, большие и маленькие, мягкие, резиновые);
Хопы;
Обручи, резиновые кольца, кегли, ленты. (с резиновыми кольцами дети ходили, нося их на голове, сохраняя равновесие, осанку.
Массажные коврики, дорожки, мешочки с разными наполнителями (песком, пуговицами, горохом, желудями);
Косички (коррекция плоскостопия, комплексы гимнастических упражнений);
Мелкие предметы (кубики, флажки, для захвата пальцами ног);
«карусель» - для использования в подвижных играх, для бега;
Ортопедические стульчики и т. д.
Все эти пособия способствуют развитию мышц плечевого пояса, туловища, ног, незаменимы для профилактики плоскостопия, развивают координацию движений, гибкость. Они необходимы при выполнении утренней гимнастики и после дневного сна.
Продолжая наблюдать за детьми, я отметила, что естественно, все дети разные; с различной двигательной активностью: гиперактивные и малоподвижные. Гиперактивным детям свойственна агрессивность, вспыльчивость, суетливость, конфликтность, изменчивость настроения. Таким детям предлагались двигательные задания на развитие глазомера, точности броска (прокатывание обруча, мяча в ворота). воротаворота,воротаметание в цель, прокатывание предметов между кеглями. Особое беспокойство вызывали малоактивные дети. Они, как правило, часто болели и имели функциональные отклонения. У них была слабая двигательная активность, выносливость, они не уверены в себе, отказывались выполнять отдельные двигательные задания, участвовать в коллективных играх, нежелание играть со сверстниками.
Для развития у детей способностей к творческому решению задач в подвижных играх я использовала поисково-эксперементальные методы (вопросы, загадки, карточки-схемы, нетрадиционное оборудование). Обыкновенная резинка превратилась в «волшебную», через неё можно прыгать, играть в «лошадки», одноразовые тарелки «превратились» в веера для гимнастических упражнений.
Девочки нашли быстрое применение лентам. В спортивном уголке появилась «попадай-ка», изготовленная из пластиковой бутылки, ловушка для мячей. Это оборудование применяется для развития реакции, глазомера. Очень хочется сказать о таком нестандартном оборудовании, как ходули. Когда они появились, дети смотрели с удивлением, ведь знакомы они были только по картинкам и в цирке. Но, попробовав однажды «пройтись», просто влюбились в них.
Наперебой, вначале с помощью воспитателей, а затем при поддержке товарищей по очереди осваивали новинку.
Есть в спортивном уголке и резинка для силовых упражнений, вращающиеся диски «здоровья», городки, кегли, гимнастические ленты, «удочки» для прыжков. С удовольствием дети принимают плоскостные разметки на полу и асфальте (игра в классики, дорожка для ходьбы, передвижения, прыжков).
Дети старшей группы, уже могут сказать, какие физические упражнения развивают мышцы рук, ног, туловища, но знания о влиянии на физическую подготовку и развитие им не сообщаются. Еще П. Ф. Лесгафт писал, что:
«Осознанность при выполнении физических упражнений должны выражаться не только в технической правильности исполнения, но и в знании того, что изменится внутри организма под действием этих упражнений». Поэтому такая задача, как развитие собственного тела и назначение органов при двигательной деятельности, должна решаться в тесной взаимосвязи с физическим воспитанием.
На занятиях по валеологии я в доступной форме рассказывала детям о строении человеческих органов, пользе двигательной активности: сочиняем сказки, которые помогают детям понять, как работает тот, или иной орган под воздействием физических упражнений, подбираем игровой материал. Очень эффективными оказались проведение физминуток, пальчиковой и дыхательной гимнастики. В группе появился уголок валеологии, с плакатами о строении человека, макет позвоночника.
Родители группы знакомятся с успехами и достижениями детей в спортивных играх, соревнованиях, участвуют в различных мероприятиях: «Веселые старты», «Папа, Мама, Я - спортивная семья».
Дети очень любят физкультурные занятия. Они проходят в спортивном зале. Здесь появляется большая площадь для двигательной активности. Три занятия в неделю дают хорошие результаты; новое оборудование, которого нет в групповой комнате. В результате использования различных игровых упражнений для детей с разным уровнем двигательной активности и дифференцированного подхода дают хороший результат. Удалось добиться некоторого уменьшения двигательной активности у гиперактивных детей, и значительно ёё увеличить у малоподвижных. Кроме того, почти все дети окрепли и улучшили показатели физического развития.
Одним из любимых снарядов в зале у наших детей стали батуты, изготовленные нашими педагогами. С их помощью мы работаем над координацией движений, ловкостью, гибкостью.
В зале есть возможность использовать наклонные ребристые доски (укрепление стопы, профилактика плоскостопия). Формированию правильной осанки способствуют упражнения с детским эспандером, гимнастической
палкой.
Участие в коллективных играх с элементами спорта (городки, волейбол, футбол, бадминтон, теннис, хоккей, катание на самокате, велосипеде требуют от детей умения согласованно решать двигательные задачи и подчиняться определенным правилам.
Дети занимаются на шведской стенке. На нее можно прикрепить скат с бортиками (по нему можно катать мяч, подвесить корзину и мишень для забрасывания мяча и метания предметов.
Эстафеты с мешками (прыжки, катание на них) веселое, полезное упражнение, вызывающее положительные эмоции.
Точность усовершенствуется в упражнениях с прокатыванием мяча в цель (кегля, кубик, они становятся более эффективными, если выполняется одной рукой. Наклонная скамья помогает в тренировке мышц брюшного пресса.
Занятия с оборудованием повышают эмоциональный тонус детей, активизируют двигательную и познавательную деятельность, формируют волевые качества, смелость, дисциплинированность, самостоятельность, взаимовыручку.
Хочется сказать о значении физкультурного оборудования на прогулках (бревна, гимнастические скамейки разной высоты для упражнений в ходьбе, равновесии).
Я активно использую естественное природное окружение. Во время прогулок, учитывая индивидуальные особенности детей, стараюсь их заинтересовать, подбирая упражнения с использованием природного окружения, стремимся научить выполнять детей разные виды движений. Например, предлагаю детям перепрыгнуть через кустик, прутик, поупражняться в метание шишек, желудей, камешков; бег между деревьями; переползти, или перепрыгнуть через бревно; прыжки на одной ноге к дереву; спрыгивание с невысоких пеньков, удерживание равновесия на бревне т. д.
Почти у каждой девочки есть обруч. Они подолгу могут крутить его на талии, шее, руках, соревнуясь друг с другом, или, просто демонстрируя свои талии. Это занятие им по нраву, но они даже не задумываются, что это не просто игра, но и замечательное оздоровительное упражнение.
Подвижные игры, оснащенные оборудованием, вызывают интерес, повышают двигательную активность детей, поэтому мы стараемся подбирать игры с физическим оборудованием.
В дальнейшем я планирую работу по развитию двигательной активности детей в различном направлении: литературном, музыкальном, изобразительном творчестве в комплексе (постановка драматизаций на спортивную тему, заучивание стихов, песен о спорте; создание рисунков на спортивные темы, композиций из природного материала).
Таким образом, дети получают знания о здоровом образе жизни на интегрированных занятиях по ознакомлению с окружающим, развитию речи, на прогулках. Закрепление и демонстрация знаний происходит на спортивных праздниках, развлечениях.
Параллельно этой работе я, воспитатели, создаем предметно-развивающую и двигательную среду, атрибуты, пособия, нетрадиционное спортивное оборудование из бросового и природного материала, пополняем методическую копилку: составляем карточки, сценарии спортивных праздников, интеллектуальных игр.
Поставила перед собой такие цели и задачи на дальнейшее развитие двигательной активности у детей:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей;
2. развитие основных физических качеств (быстроты, силы, выносливости, подвижности, ловкости, взаимовыручки).
3. обучение наиболее важным и жизненно необходимым двигательным умениям и навыкам.
4. приобретение необходимых теоретических знаний в области физкультуры и спорта.
5. дальнейшую работу с семьей по развитию двигательной активности не только в детском саду, но и в семье.
Диагностика детей старшего дошкольного возраста по
разделу программы «Физическое развитие»
Владение техникой выполнения движений Выполнение правил в играх, инициатива Контроль за действиями сверстников Самоконтроль Активность и интерес к физическим упражнениям
Высокий 66% 61% 66% 66% 83%
Средний 28% 39% 33% 28% 16%
Низкий 5% 0% 0% 0% 0%