Резниченко Наталья Александровна
Организация работы дошкольников в малых группах
▼ Скачать + Заказать документы
Организация образовательного процесса, прежде всего, это обеспечение самодеятельности детей в образовательном процессе. Реализуя это условие, педагог предоставляет ребенку максимально возможную самостоятельность, активизирует его путем игровой мотивации или личностной заинтересованности.
Следующим условием считается самоорганизация детей в образовательном процессе: умение ребенка без систематического внешнего контроля, без помощи и стимуляции со стороны педагога самостоятельно и рационально организовать и проводить свою деятельность с целью достижения принятых целей. У детей старшего дошкольного возраста, становится возможным формирования умения воспринимать задачу, планировать свою деятельность, самоконтроля, самооценки.
Публикация «Организация работы дошкольников в малых группах» размещена в разделах
В повседневной жизни, в играх дети спонтанно объединяются в группы. Общение в таких группах имеет неформальный характер. Дети связаны совместными играми, знаниями, общим опытом жизни и тайнами, интересами, привычками, предпочтениями – все это плодотворная почва для того, чтобы передавать друг другу знания, помогать, поддерживать друг друга. В таких группах происходит не только личностное, но и деловое общение, которое дает детям развиваться. В детском саду, внутри группы, у ребенка особенно активно формируется собственный опыт. Знания и умения, которые ребенок приобретает, то что ему нужно применить на практике. Воспитатель в детском саду должен уметь увидеть и поддержать такие формы объединения, поскольку это важная часть приобретенного каждым ребенком социального опыта.
В работе с детьми, организуя их в малые группы, я учитываю их симпатии друг к другу, общие интересы. Выбор способа деления детей на группы, зависит от содержания занятий и уровня произвольного поведения детей.
Работу малыми группами начинала с младшей группы, сначала парами, а в средней группе есть возможность поделить на трех-четырех человек. Существует правило, что эти малые группы не должны оставаться одними и теми же, в течение одной совместной деятельности необходимо меняться от задания к заданию. Всех заданий не должно быть меньше трех на занятии, обязательно должны быть разминки перед следующим заданием, перемешивание детей и деление на мини группы. Если же, по ходу деятельности дети не объединялись в малые группы, или эти группы не вступали между собой в общение, кроме воспитателя, значит занятие было не социо-игровым.
Социоигровая технология – это организация детей с помощью образования малых групп, целью, которой, является формирование коммуникативных навыков общения.
В рамках данной технологии педагогом ставятся следующие задачи:
• помочь детям научиться общаться;
• сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;
• способствовать развитию самостоятельности, творчества;
• развивать познавательный интерес, желание узнавать новое.
Начиная работу со средней группы опираясь на знания детей, предлагаем им объединиться в малые группы следующими способами:
• назвать по цепочке 3-4 цвета (повторяя их, на пример: красный, синий, зеленый) и собраться в группу тех, кто назвал один и тот же цвет;
• заранее изготовленные контуры знакомых детям предметов, разрезанные на части (3-4 части);
• геометрические фигуры разных форм и цветов.
В старшей группе последовательно усложняю способы объединения в группы :
• мелкие игрушки или картинки с изображением животных, птиц, рыб, насекомых, транспортных средств.
• предметы быта: одежда, обувь, посуда, мебель (деление по предметам, объединенным одним названием (признаком);
• изображение овощей, фруктов, деревьев, кустарников;
• небольшие картинки с повторяющимися сюжетами;
• назвать дни недели, части суток, времена года и разделиться на малые группы.
В подготовительной к школе группе, работа продолжается, существуют следующие варианты разделения на группы :
• картинка с рисунком, назвать слово, выделить первый звук и объединиться с таким же звуком;
• предлагаю каждому ребенку какое – либо индивидуальное задание, и после его выполнения он должен найти себе товарища, с которым можно объединить результаты заданий. Затем каждая пара находит себе еще пару или две, и таким образом создается малая группа, которая способна продолжать дальнейшую работу;
• расселить животных по средам их обитания (лес, море, пустыня);
• четный, нечетный.
Деятельность дошкольников в малых группах самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества и взаимопонимания.
Дети учатся правилам общения, культуре общения: договариваться, слушать остальных членов группы, развивается речь детей. Ребенок на практике осознает, как ему нужно организовать свое общение в группе, чтобы выполнить задачу. Социоигровая технология – это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками. Сегодня остро стоит вопрос о новом взгляде педагога на ребенка как на партнера совместной деятельности. Непосредственная образовательная деятельность должна проходить в виде партнерских действий между воспитателем и детьми, как и все виды деятельности, что соответствует современным требованиям. Здесь важно – равноправные отношения между участниками образовательного процесса – это такая общность, в котором каждый ребенок может себя почувствовать умелым, знающим, способным (вместе с другими детьми) справиться с любой задачей
Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращения ее в коллективную. Очень важно, чтобы каждый ребенок смог само выразиться в процессе деятельности в малых группах. Необходимо педагогу следить за тем, чтобы стеснительные дети имели возможность проявить себя в работе группы, сотрудничать с остальными детьми. Маленькие группы более эффективны, поскольку представляют возможность внести свой опыт в выполнение задания.
Как показал опыт работы, возникают такие проблемы в работе малых групп :
• конфликт
• неготовность к компромиссу и сотрудничеству
• неготовность слушать
В каждом конкретном случае инициативу берет на себя воспитатель в разрешении конфликта. Вовремя важно воспитателю напомнить правила работы в группах :
• один за всех и все за одного;
• когда работаешь сам, не мешай другим;
• справился сам, помоги другу;
• главное не бояться доказывать свою правоту;
• умей принять помощь.
Социоигровая технология – развитие ребенка в игровом общении со сверстниками. Использование социо-игровых приемов в непосредственно-образовательной деятельности пробуждает интерес детей друг к другу, помогает педагогу в способности читать и понимать свое и детское поведение, а через это понимание создавать условия, раскрывающие таланты детей. В результате применения этой технологии у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, дети более общительны, не стесняются высказывать свое мнение, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей. Дети приобрели важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, умение договариваться.