Пискарева Алина
Организация пространственной предметно-развивающей среды по экологическому воспитанию в группе с учётом ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
СЛАЙД №1
Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое
богатство для интеллектуального, нравственного и
речевого развития ребенка.
В. А. Сухомлинский
СЛАЙД №2
Одним из важнейших условий решения задач экологического образования является организация развивающей предметной среды.
Публикация «Организация пространственной предметно-развивающей среды по экологическому воспитанию в группе с учётом ФГОС до» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В настоящее время в воспитании и обучении дошкольников используется большое количество разнообразных программ и технологий. Все они направлены на создание условий для счастливого, радостного проживания дошкольных лет жизни и на полноценное развитие каждого ребенка.
СЛАЙД №3
Экологическое воспитание дошкольников является начальным и значимым звеном в системе непрерывного экологического образования. Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей среды. Правильно организованное экологическое воспитание в детском саду развивает у детей устойчивый интерес к проблемам экологии, помогает освоить эталоны экологической культуры, что, в конечном итоге, формирует экологическое сознание, в основу которого положен принцип единства человека и природы. Создание и поддержание экологической среды в ДОО, а также соблюдение принципа экологического подхода к содержанию живых объектов являются важным условием формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.
СЛАЙД №4
Для успешной организации экологического образования дошкольников большое значение имеет создание соответствующей развивающей среды. Богатая экологическая среда является важнейшим условием успешного формирования у детей экологических представлений и экологической культуры.
СЛАЙД №5
О значении развивающей среды для формирования экологического сознания постоянно говорят практически все исследователи, работающие в области экологического образования дошкольников.
Много внимания уделяется созданию развивающей среды и в комплексных программах – «Детство», «Радуга», «Истоки» и др.
Например, А. И. Иванова выделяет четыре уровня развивающей среды.
Первый уровень является групповым. Он представляет собой групповой уголки природы, с объектами которых дети контактируют ежедневно.
Второй уровень является межгрупповым. Он включает в себя коридоры, холлы, комнаты природы, экологические кабинеты, лаборатории. Сюда дети приходят на сравнительно непродолжительное время для выполнения определенных видов деятельности.
Третий уровень - это участок детского сада. На нем дети бывают практически ежедневно, благодаря чему имеют возможность осуществлять кратковременные и длительные наблюдения за объектами живой и неживой природы, подобранными специально или появляющимися случайно.
Четвертый уровень образует территория, прилежащая к детскому саду. Она позволяет расширять представления дошкольников по многим экологическим проблемам : узнавать, как живые организмы приспособлены к среде обитания, осознавать роль человека в природе и т. п.
СЛАЙД №6
Если говорить шире, среда, в которой находится ребенок в дошкольном учреждении, должна «работать» не только на экологическое образование, но и на обучение и воспитание по всем видам деятельности, предусмотренным нормативными документами ДОО. Структура среды должна отвечать интересам и потребностям ребенка и обеспечивать его эмоциональное благополучие. Понимая это, воспитателям ДОО нужно уделить большое внимание созданию экологической среды в своем детском саду.
Одним из важных условий экологического образования и воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды.
СЛАЙД №7
Оснащенная эколого-развивающая среда позволяет работать с целым коллективом детей, подгруппой или индивидуально. Она служит не только объектом и средством деятельности ребенка, но и предоставляет возможности для формирования познавательных интересов, социально-нравственных и эстетических чувств воспитанников.
Созданная для становления личности ребенка – дошкольника в ДОО эколого-развивающая среда, является оптимально обогащенной, соответствует требованиям формирования личности, адаптированной к современным условиям.
СЛАЙД №8
На решение задач по ознакомлению детей с природой направлено создание уголков природы в группах. Уголки природы в каждой возрастной группе эстетически оформлены и оснащены разными материалами и пособиями. Например,
- комнатными растениями (с учётом возрастных особенностей воспитанников) и необходимыми инструментами по уходу за ними;
- «зелёная аптека»;
- мини-огород;
СЛАЙД №9
- дидактическими играми («Чьи детки с ветки?», «Времена года» и т. д.);
- наглядно-дидактическими пособиями из серии «Мир в картинках» («Фрукты», «Овощи», «Деревья», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы» и т. д.)
СЛАЙД №10
- моделями («Признаки живой природы», «Потребности растений», «Развитие», «Насекомые», «Рыбы», «Птицы», «Отличие: птицы и звери» и т. д.);
СЛАЙД №11
- макетами природных и климатических зон («Север», «Юг», «Лес»);
- коллекциями семян, насекомых, камней, ракушек;
- гербарии, поделки из природного материала;
- аудиозаписи со звуками природы.
СЛАЙД №12
Развивать память и мышление помогают наблюдения за явлениями природы и фиксация их результатов в уголках природы, календаре погоды и календаре наблюдений.
Это приучает ребёнка бережнее относиться и к своему здоровью, и к природе родного края.
Экспериментальные уголки с мини-лабораториями, организованные в каждой возрастной группе, имеют всё необходимое для проведения опытов: микроскоп, увеличительные стёкла, магниты, разнообразные ёмкости, мерные ложки, материал для игр с песком, водой, мыльной пеной, с тенью, природные материалы и другие материалы.
СЛАЙД №13
Все объекты уголка природы должны являться безопасными: не ядовитыми, не агрессивными. Это дает возможность привлекать детей к самостоятельному ежедневному уходу за ними, что обеспечивает формирование у них необходимых для любого экологически грамотного человека трудовых навыков.
Ежедневный контакт со «своими» объектами живой природы развивает у детей наблюдательность, способность к сопереживанию и, что самое главное, формирует чувство ответственности за состояние своих зеленых друзей: если мы им не поможем, им никто другой не поможет, поскольку никого, кроме нас, здесь нет.
СЛАЙД №14
Собранный природный материал, можно использовать не только при формировании элементарных естественнонаучных представлений, но и для изобразительной и трудовой деятельности. Должны быть подготовлены все условия для свободных игр детей с песком, водой и другими объектами неживой природы.
СЛАЙД №15
Под контролем педагогов дети самостоятельно ухаживают за животными и растениями, ставят различные опыты. Особый интерес своей необычностью вызывает у детей альпинарий. На альпийской горке сочетаются объекты живой и неживой природы.
Непосредственным продолжением экологического кабинета являются кабинет изо деятельности, экологический театр и комната сказок.
Все это способствует развитию наблюдательности, любознательности, фантазии, бережного отношения к природе.
Такая структура развивающей среды позволяет успешно осуществлять в детских садах экологическое образование дошкольников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современном мире экологическое воспитание и образование стало приоритетным направлением. Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Окружающая нас природа является всегда доступным, неиссякаемым источником наглядно-чувственного, эстетического, творческого, эмоционального и речевого развития детей. Способствует формированию у них доброжелательности, внимания, чуткости, наблюдательности и других положительных качеств.