Кривошеева Людмила
Организация предметно-развивающей среды как важнейшее условие развития конструктивных навыков дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Кривошеева Л. В. Старший воспитатель
СП «Детский сад №1» ГБОУ СОШ №2 «ОЦ»
им. Г. А. Смолякова с. Большая Черниговка
Организация предметно-развивающей среды является одним из условий построения образовательного пространства.
Построение предметной - пространственной развивающей среды – это внешние условия педагогического процесса, позволяющие организовать самостоятельную деятельность ребенка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого. Важно помнить, что предметно-развивающая среда меняется в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения и реализуемой программы. Так, в старшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются интеллектуальная, нравственно-волевая и эмоциональная сферы личности ребенка. Дети начинают ощущать себя старшими среди других воспитанников, и задача воспитателя – помочь им понять это новое состояние. Учитывая характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей взрослыми, мы создаём условия для развития у них самостоятельности, инициативы и творчества. С этой целью в группе было организовано «Конструкторское бюро» важнейшими задачами которого являются:
Публикация «Организация предметно-развивающей среды как важнейшее условие развития конструктивных навыков дошкольников» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
• Развитие творческих способностей
• Формирование пространственного мышления;
• Развитие операций логического мышления: анализа и синтеза;
• Стимулирование воображения, фантазии и творческой инициативы;
• Развитие мелкой моторики;
• Формирование навыков общения и совместной деятельности;
• Развитие речи.
В нашем детском саду накоплен разнообразный материал для конструктивной деятельности : комплекты деревянного строителя, различные пластмассовые конструкторы, Lego,наборы – «Классика», «Ферма», «Огород», плоский конструктор (геометрические фигуры, трафареты, схемы конструкций, материал для обыгрывания построек, материал для художественного конструирования – наборы цветной бумаги, картона, гафрированная бумага, природный и бросовый материал. – шишки, плоды каштана, жёлуди, скорлупа грецких орехов, засушенные листья, крылатки клёна, ясеня, ракушки, контейнеры из-под киндер-сюрпризов, пластиковые бутылочки, коробки, диски СД, коктейльные трубочки, корпусы фломастеров, ватные диски, пробки и др. Так, при работе с плоским конструктором, дети конструируют на столах из плоских элементов – разнообразных геометрических фигур. Это синтетическая деятельность, которая схожа с сюжетной игрой, аппликацией, рисованием, но не приравнивается к ним. Эта деятельность носит моделирующий характер, так как дети передают не столько общий вид предмета, сколько то, что знают о его строении. Чаще всего мы используем косвенное руководство самостоятельной конструктивной деятельностью детей путем побуждения детей к играм, обогащения знаний об окружающей общественной жизни, предоставление и обновление игрового материала для строительства и конструирования, поощрение инициативы и самостоятельности.
Особое место занимают различные виды «лего» конструкторов. Из них дети создают различные постройки и персонажи для игр: сюжетно-ролевых, театрализованных, дидактических. Современные конструкторы "Лего" обладают большим разнообразием. Мы используем, тематические наборы «LEGO» из которых возможна постройка домов и конструирование различной техники. В наборах обычно есть дополнительные детали в виде окон, колес и т. п. Сделанная из такого конструктора машинка будет легко катиться по столу или полу, а построенный дом не развалится. Конструкторы также могут быть тематическими и содержать фигурки людей и животных. Малыш может играть, а из деталей конструктора по необходимости создавать новое пространство для игры. Характерной особенностью таких конструкторов является совместимость деталей с любыми аналогичными наборами данной фирмы. Это позволяет значительно расширить игровые и строительные возможности конструктора.
Воспитатели, родители, дети все подключились к художественно-творческой деятельности: собираем книги, журналы, составляем альбомы – формируем библиотеку по конструированию. Но самое главное, идёт процесс, понятный детям и взрослым. Все видят плоды собственной деятельности. Это даёт толчок к новым поискам, открывает простор для творческой деятельности.
Список литературы
1. Аверьянов, О. И. Основы проектирования и конструирования / О. И. Аверьянов, В. Ф. Солдатов. - М. : МГИУ, 2008. - 152 c.
2. Елена Фешина: Лего конструирование в детском саду. Издательство «СФЕРА», 2012г.
3. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества - М., 1976. - 287 с.
4. Комарова Л. Г. «Строим из ЛЕГО. Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО». М. «Линка- Пресс».2001. - 312 с.
5. Куцакова Л. В. «Занятия по конструированию и ручному труду в детском саду». М. «Просвещение».2000. - 208 с.