Альфинур Козлова Хидиятовна
Организация предметно-развивающей среды для художественно-эстетического развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Козлова Альфинур Хидиятовна, воспитатель
Городская творческая группа воспитателей ДОО
по художественно-эстетическому развитию дошкольников
2015/2016 учебный год
Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, образно го-воря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее
ребенок (В. А. Сухомлинский)
Публикация «Организация предметно-развивающей среды для художественно-эстетического развития дошкольников» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Уголок творчества и ИЗО
- Темочки
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпо-сылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искус-ства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Предметно-развивающая среда - это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребенка.
Детская деятельность не может быть полноценной только на вербальном уровне, вне предметной среды, в таком случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и пассивность в процессе работы.
Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка.
В нашем ДОУ большое внимание уделяется эстетическому оформлению помещений, поскольку среда играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольников. Ребенок находится в детском саду весь день и окружающая обстановка должна радовать его, способствовать пробуждению положительных эмоций и воспитанию хорошего вкуса.
Большое место в организации самостоятельной художественной деятельности детей в группе отводится уголку изобразительной деятельности или, как его часто называют, центру искусств или детского творчества.
Цель: Обеспечение организации и содержания предметно-развивающей среды для художественно-эстетического развития дошкольников в соответ-ствии с ФГОС ДО.
Основные задачи:
1. Обеспечение условий для творческой деятельности дошкольников, спо-собствовать их эстетическому развитию и поддержанию эмоционального благополучия.
2. Организация уголка изобразительной деятельности, который включает взаимодействие искусств и разных видов художественной деятельности, активизирующих самостоятельную деятельность дошкольников.
3. Активизация творческого подхода педагогов ДОО к созданию в группах условий для художественно-эстетического развития детей в соответствии с ФГОС ДО.
4. Совершенствование взаимодействия между участниками педагогического процесса - педагогов, детей и родителей по художественно-эстетическому развитию воспитанников.
Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система мате-риальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая со-держание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова). Вопрос создания предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В соответствии с ФГОС программу выстраиваю с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Предметно-развивающая среда способствует реализации образовательных областей в образовательном процессе, включающем:
1) совместную партнрскую деятельность взрослого и детей;
2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях со-зданной педагогами предметно - развивающей образовательной среды, обеспечивающий выбор каждым ребнком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы пе-дагоги-практики испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
Изобразительная деятельность - одна из самых любимых у детей. Поэтому предметно - развивающая среда центра искусств в группе в современных условиях требует глубокого осмысления, оформления и пополнения с учтом новых требований.
Для создания предметно-развивающей среды центра искусств, в группе руководствуюсь следующими принципами:
Полифункциональность среды - предметная развивающая среда центра должна открывает множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной. Таким образом, материалы и оборудование центра используются в совместной деятельности взрослого и детей, в самостоятельной деятельности детей не только в рамках НОД, но и при проведении режимных моментов.
Трансформируемость среды - это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства. Например, в ходе НОД с помощью маркеров пространства соответствующее оборудование и материалы центра искусств могут служить музеем, где дети могут пройти с экскурсией по залам живописи, скульптуры или декоративно - прикладного искусства. А уже через несколько минут, с помощью маркеров пространства этот же центр превращается в площадку для сюжетно-ролевых игр художественно-творческого содержания в самостоятельной игровой дея-тельности детей. Во второй половине дня здесь же могут заниматься дети по карточкам для индивидуальной работы или заниматься творчеством по интересам.
Вариативности - предполагает конкретный вариант предметно - развивающей среды центра искусств, для конкретной группы и возраста воспитанников данной группы. Так, например, в ДОУ, для определнных возрастных групп характерны свои помещения. Дети по мере взросления переходят из помещения в помещение. Соответственно наполняемость и оформление изоуголков данных групп будут иметь свои варианты, в зависимости от возраста детей, периода обучения и возможностей помещения. В качестве ориентиров для подбора материала и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребнка на каждом возрастном этапе. Однако строится, все эти варианты будут вокруг единого стержня требований и рекомендаций. Важно, чтобы предметная среда центра имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна быть не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к ново-образованиям определенного возраста. Учт интеграции образовательных областей – предполагает использование материала и оборудования данного центра в ходе реализации других областей. Дидактические игры по художественно – эстетическому развитию направлены и на развитие мелкой моторики рук, и на формирование элементарных математических представлений, и выступают как средство познавательной активности воспитанников.
Например, репродукцию из подборки «Жанры живописи» можно использовать как наглядный материал для развития связной речи. Учт гендерной специфики - предполагает обеспечение среды центра, как общим материалом, так и специфичным материалом для мальчиков и девочек. Это могут быть подборки раскрасок, трафаретов, шаблонов, технологических карт последовательности выполнения изображения и лепки, карточки для индивидуальной работы для мальчиков и девочек. Учт специфики национально-культурных условий.
В соответствии с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы при реализации вариативной части программы предметно - развивающая среда в количественном и качественном отношении отражает наличие приоритетных направлений, специфику национально - культурных, демографических, социально - экономических, климатических и других условий осуществления образовательного процесса. Переводя данную выдержку на центр искусств, мы можем, прежде всего, обратить внимание, на оформление этой зоны группы, используя национально - культурные мотивы (внешний дизайн, подбор предметов или иллюстраций народных промыслов, игры и тренажры на мотивы узоров или промыслов народов края, информационная, иллюстрированная подборка о творчестве художников, скульпторах, архитекторах родного края). Материалы и оборудование центра создают оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и недостатка) целостную среду. Систематически провожу анализ состояния предметно - развивающей среды центра с целью приведения е в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями.
Особенности оформления уголков изобразительной деятельности в груп-пах ДОУ.
Большое место в организации самостоятельной художественной деятельности детей в группе отводится уголку изобразительной деятельности или, как его часто называют, центру искусств или детского творчества.
Цель: Создать в группе обстановку для творческой активности детей, способ-ствовать возникновению и развитию самостоятельной художественной дея-тельности у детей дошкольного возраста. Для того, чтобы уголок изодеятельности действительно стал центром детского творчества необходимо обратить внимание на условия его оформления и оснащения, а именно:
• расположение зоны изобразительного творчества: доступность, эстетич-ность оформления, универсальность, подвижность, наличие маркеров пространства;
• использование детского дизайна в оформлении;
• наличие игрового персонажа;
• изобразительный материал: разнообразие, возрастные требования, до-ступность, удобство хранения и использования;
• оборудование для рисования (в том числе нетрадиционного, лепки, ап-пликации, ведро и тряпочка для уборки рабочего места;
• работа с цветом (учебно-наглядный материал, дидактические игры); - ра-бота и линией (учебно-наглядный материал, дидактические игры);
• различная техника изобразительного творчества (образцы);
• развитие композиционных умений, ритма (учебно-наглядный материал, дидактические игры);
• знакомство с народно-прикладным искусством (учебно-наглядный мате-риал, дидактические игры);
• жанры живописи, портреты художников, стили архитектуры, книжная графика с учтом возраста детей;
• образцы из глины (игрушки, предметы народного промысла возможны мини-музеи);
• уголок художественного ручного труда (образцы тканей, швов, нити, ленты, пяльцы для вышивания, цветные салфетки и др. материал);
• наличие технологических карт, схем последовательности рисования, лепки, аппликации с учтом возрастной и гендерной специфики;
• наличие перспективных планов с обеспечением интеграции и преем-ственности содержания.
Отражая приоритетные направления для осуществления образовательного процесса специфику национально-культурных, климатических условий, регионального компонента:
Имеются наборы образцов «Хохлома», «Дымковская игрушка», «Гжель», «Городец», «Мезенская роспись», «Быт и традиции обско-угорских народов».
Подлинные предметы народного декоративно-прикладного искусства, сделан-ные мастерами России: хохлома, дымковские игрушки, вятковские игрушки, посуда гжель, берестяные изделия, народные игрушки из лыка, русские мат-решки, городец.
Условия организации развивающей художественно-эстетической среды в дошкольной образовательной организации :
• Характеризуя художественно-эстетическую среду и ее влияние на разви-тие личности ребенка, Л. П. Печко выделяет следующие доминантные качества среды как педагогические условия:
• гармоническую насыщенность пространства и времени образами искус-ства, его фрагментами и предметами – носителями природных качеств;
• сочетание константности и динамичности, сменности компонентов эсте-тической организации среды ДОУ, группы, кабинета;
• значимость включения в среду продукции эстетического творчества са-мих детей, их творческих работ;
• актуальность создания конкретной специфичной эстетической среды для всех возрастных групп в процессе проведения занятий; • выявление историко-культурного «ореола» традиций ДОУ и региона как естественного эстетического средового фона;
• влияние художественно-эстетического сознания и культурных ориента-ций педагога и детей.
Предметно-пространственная художественно-эстетическая среда (В. В. Давыдов, Л. П. Печко, В. А. Петровский) :
• сменяемая, вариативная, динамичная, включает разнообразные компо-ненты, способствующие формированию различных видов деятельности;
• взаимосвязана со всеми ее частями и окружающей средой, целостна, что позволяет детям свободно заниматься разными видами деятельности, взаимодействовать друг с другом;
• периодически преобразовываем, с учетом специфики детского восприя-тия, стимулировать активность детей;
• активно включаю детей в создание среды, это способствует формирова-нию осознанного отношения ребенка к среде, комфортности для всех детей и взрослых группы детского учреждения, стремления и умения согласовывать свои желания и интересы с другими;
• организована так, чтобы материалы и оборудование, необходимые де-тям для осуществления любой деятельности, были в поле зрения ребенка, доступны, чтобы он мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому;
• порядок во всем обеспечивает уют и красоту, радует глаз, создает хоро-шее настроение, - материалы могут понадобиться самые разные.
Художественно-эстетическое развитие ребенка предполагает создание следующих условий:
• обогащение чувственного опыта ребенка во всех видах активности;
• организация художественной деятельности, адекватной данному возрас-ту: музыкальной, изобразительной, театрализованной, художественного конструирования, сюжетно-ролевой и режиссерской игры;
• предоставление ребенку возможности выбора вида деятельности, сюже-тов, материалов и средств воплощения художественного замысла;
• поддержка детской непосредственности, поощрение, стимуляция фанта-зии и воображения ребенка, а для занятий другим детям или этому же ребенку; должна соответствовать возрастным, половым психофизиологическим особенностям детей.
Художественно-эстетическая деятельность осуществляю успешно:
• в тесной связи с искусством,
• индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
• во взаимосвязи обучения и творчества, как фактор формирования творческой личности,
• освоение детьми доступных им средств художественной выразительно-сти,
• в интеграции разных видов искусства и разнообразных видов художе-ственно-творческой деятельности детей,
• в создании эстетической развивающей среды.
Сотрудничество с семьей строим по следующим направлениям:
• Вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением.
• При работе в данном направлении используют различные приемы и формы: дни открытых дверей; организация выставок - конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.
• Повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляю через родительские собрания и конференции, консультации. Оформляю папки - передвижки, выпускаю информационные листы для родителей.
• Обеспечиваю единства воздействий детского сада и семьи в вопросах художественно-эстетическом развитии воспитанников.
«Предметно – развивающая среда» - это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Развивающая среда нужна для того, чтобы воспитать успешного, само-стоятельного, инициативного, творческого ребенка.
При построении развивающей среды в группе я учитывала принципы построения развивающей среды : гибкого зонирования;
стабильности–динамичности развивающей среды; полифункциональности.
Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр инсценировок.
Мебель и оборудование установлены так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоцио-нального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу.
Уголок творчества «Творческая мастерская»
Задачи: Развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной дея-тельностью; закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации; расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материа-лах; развитие пальцевой моторики, творческого воображения, творческой фантазии. Центр ИЗО - оснащен необходимым материалом для продуктивной и творческой деятельности детей.
- схемы последовательного рисования предмета;
- пооперационные карты, отражающие последовательность действий по созда-нию образа из бумаги и других материалов;
- книжки-раскраски с образцами; картотека тематических книжек-раскрасок;
- альбомы для рассматривания «Городецкая игрушка», «Хохломская роспись» и др; картон, ткани, нитки, ленты; акварельные краски, мелки, гуашь, восковые мелки, фломастеры разной толщины, цветные карандаши, графитные карандаши, набор шариковых ручек, вата, ватные палочки, губки; пластилин, наборы для детского творчества; инструменты: кисти различные, ножницы, доски для лепки, печатки, палочки, штампы, поролон, трафареты по темам; магнитная доска; клеенчатые салфетки, банки, подставки.
Уголок гармонично дополняют репродукции картин, которые меняются, в зависимости от времени года и календарно - тематическим планированием.
Оформлен уголок для родителей, уголок-выставка детских работ по изобразительной деятельности и уголок по лепке, где так же выставляются детские работы. Выставки детских работ формируют эмоциональное отношение детей и их родителей к продуктивной деятельности, дети начинают дорожить своими работами, учатся сравнивать свои работы с работами других детей, стремятся к хорошему результату. С другой стороны выставки детских рисунков позволяют проследить динамику обучаемости ребёнка от младшей до подготовительной группы, наглядно представить результаты образовательной и коррекционно-развивающей работы в ДОУ.
Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в до-школьном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Такая организация предметно-пространственной развивающей среды группы более рациональная, так как она учитывает основные направления развития ребенка и способствует его благоприятному развитию.
В приемной имеется информативный центр для родителей:
Вернисаж для творческих работ детей «Наша фантазия»
Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Направления работы:
• использование элементов фольклора в целях художественно-эстетического воспитания (потешки, пословицы, поговорки);
• включение в структуру занятия рассматривание и составление расска-зов по образцам художественного творчества.
• участие в конкурсах детского художественного творчества;
• создание условий для художественно-эстетического воспитания в группах: организация уголка детского творчества, уголка для экспериментирования, выставочного уголка, подбор литературы, фотографий, природного материала для самостоятельных игр и творчества;
• работа с родителями в системе художественно-эстетического воспитания.
Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить ориги-нальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творче-ское, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в кон-кретном виде деятельности приводит к положительным результатам:
• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании, художественно-эстетической деятельности и др. ;
• ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.
Для художественно-эстетического развития детей, изготовили своими руками дидактические игры с учётом индивидуального развития каждого ребёнка «Украсим гжельскую вазу», «Русские узоры», «Собери натюрморт из цветов», Собери натюрморт из фруктов», Собери натюрморт из овощей», «Назови штрих», «Подбери краски, которые художник использовал в своей картине» и другие.
С помощью родителей приобрели дидактические игры «Разрезные кар-тинки», «Собери матрёшку», «Лабиринт», «Найди похожее», «Найди лишнее», «Подбери по цвету», «Дымковская игрушка», «Городец», «Ярмарка», лото «Подбери картинку», игры из цикла «Учись, играя», «Народные промыслы», «Азбука цвета», «Сочетания цветов» и другие. Используем с детьми плакаты «Азбука цвета», «Времена года» и другие.
Организуя предметно-развивающую среду с учетом принципа интеграции областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями, соблюдая принципы при построении предметно-развивающей среды ежегодно в нашем ДОУ проводим занятия, развлечения, день открытых дверей. Родители, дети и педагоги принимают активное участие. Традиционно проводим мероприятия, выставку «Югорский край», приобщая дошкольников к быту и традициям обско-угорских народов.
Литература:
Бочкарева, И. Л. Изобразительное искусство - как средство художественного воспитания личности. Проблема человека в свете современных социально-философских наук (Выпуск 3) [Электронный ресурс] https://www.egpu.ru
1. Закон об образовании в Российской Федерации.
2. Зацепина, М. Б. Культура досуга в семье [Электронный ресурс] https://sdo-journal.ru
3. Козлова С., Куликова Т. Дошкольная педагогика. - М. - Академия, 2001.
4. Концепция дошкольного воспитания.
5. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.
6. ФГОС. – М. - Центр педагогического образования 2014.
7. Шакурова, М. В. Социокультурное пространство как условие становления социокультурной идентичности личности [Электронный ресурс] https://www.e-culture.ru